Всемирный банк: Цены на продовольствие продолжили двухлетнюю траекторию роста
События в Украине вызвали серьезное потрясение на мировых рынках продовольствия. Индекс цен на продовольственные товары Всемирного банка, который достиг рекордного уровня в номинальном выражении в марте-апреле 2022 года, вырос на 15% за предыдущие два месяца и более чем на 80% по сравнению с двумя годами назад.
Пшеница и некоторые пищевые масла возглавили резкий рост (Украина и Россия являются важными экспортерами этих товаров). Украинская ситуация дополнила широкомасштабный рост цен на сырьевые товары, который начался в середине 2020 года в связи с различными ограничениями в цепочке поставок и растущим спросом. Ожидается, что в этом году цены на продовольствие вырастут примерно на 20%, а затем снизятся в 2023 году. Риски для прогноза включают дальнейшие перебои в поставках, рост производственных затрат и политические ограничения, отмечают эксперты Всемирного банка.
Рис. 1. Индексы цен в сельском хозяйстве (продукты питания, напитки и сырье, по данным Всемирного банка).
Ожидается, что в сезоне 2022-23 мировой рынок пшеницы и кукурузы еще более сожмется. Ожидается, что мировые поставки пшеницы в сезоне 2022-23 сократятся на 1,5%, что станет вторым подряд снижением. Дефицит отражает более низкий прогнозируемый урожай в Аргентине, Австралии и Украине. Ожидается, что поставки кукурузы также сократятся из-за снижения поставок из Украины и США. Однако ожидается, что мировые поставки риса и соевых бобов в сезоне 2022-23 увеличатся, соответственно, на 0,6% и 3,5% по сравнению с сезоном 2021-22.
Эксперты Всемирного банка прогнозируют, что совокупное отношение запасов к потреблению снизится третий сезон подряд. Ожидается, что снижение прогнозов предложения кукурузы и пшеницы, наряду с высоким ростом потребления, приведет к тому, что в сезоне 2022-23 соотношение совокупных запасов к потреблению (показатель предложения по отношению к спросу) достигнет 28%. Несмотря на то, что это третье подряд ежегодное снижение, соотношение, складывающееся из 12 продовольственных товаров, намного выше рекордно низкого уровня сезона 2006-07 — 17%.
Цены на сырье были одной из основных причин резкого роста цен на продовольствие и остаются предметом постоянной обеспокоенности. Цены на энергоносители, особенно на уголь и природный газ в Европе, резко выросли в 2021 году и, как ожидается, еще больше увеличатся в 2022 году, а в следующем году ослабнут. С начала 2021 года ситуация на энергетических рынках оказывает негативное влияние на рынки удобрений. Несколько химических компаний сократили объемы производства или временно закрыли производственные мощности из-за резкого роста цен на сырье и/или отсутствия сырья. Россия объявила об ограничениях на экспорт удобрений, что в сочетании с санкциями на экспорт из Беларуси еще больше дестабилизирует и без того напряженный рынок. Если в следующем году цены на энергоносители и удобрения не снизятся, как ожидается, цены на продовольствие будут подвержены значительному давлению в сторону повышения.
Дальнейшие перебои, связанные с российско-украинским конфликтом, и политические ограничения создают дополнительные риски для прогноза. На долю России и Украины приходится 25,8% и 11,4% мирового экспорта пшеницы и пищевого масла, соответственно. Любые дальнейшие перебои в поставках и торговле в этих странах могут подтолкнуть цены еще выше. В дополнение к перебоям, связанным со специальной военной операцией в России, ограничения на экспорт продовольствия также могут повлиять на перспективы. Например, Индия и Индонезия недавно объявили о запрете экспорта пшеницы и пальмового масла, соответственно. По данным Международного института продовольственной политики, на глобальном уровне, возможно, до 15% потребления продовольствия в калорийном выражении может быть подвержено экспортным ограничениям.
Инфляция внутренних цен на продовольствие сохраняется в большинстве регионов. Местные цены на продовольствие выросли с начала 2021 года в ответ на рост цен на энергоносители и удобрения, ограничения в цепочке поставок, вызванные пандемией, а в последнее время - перебоями, вызванными событиями в Украине. Девальвация некоторых валют, а также рост производственных затрат также сыграли свою роль. Чистый результат — повышенная инфляция цен на продовольствие в ряде развивающихся стран, особенно в Африке к югу от Сахары (рост на 11% в 1 квартале 2022 г. по сравнению с предыдущим кварталом) и в регионе Европы и Центральной Азии (+10%).