Валютная составляющая роста цен на продукты
Современные аграрные предприятия в большой степени зависят от колебаний валютного курса. Они работают с зарубежной семеноводческой продукцией, с иностранными удобрениями и средствами защиты растений, применяют на своем производстве высокотехнологичное импортное оборудование. Все это влияет на конечную стоимость выпускаемой агрокомпаниями продукции и рост цен на продукты на российских прилавках.
В производстве капусты и моркови доля валютной составляющей равняется 75 процентам, а при возделывании картофеля — 70 процентам. В нее входят затраты на удобрения, сельхозтехнику, семена. Себестоимость куриных яиц и мяса также на 75–80 процентов зависит от колебаний курса, причем почти на 65 процентов от изменений стоимости зерна. Большую часть валютных расходов в этой категории товаров составляют соевый шрот, кормовые добавки и ветеринарные препараты. В итоге уже сейчас рост цен на курятину составил 30–35 процентов. При производстве других видов мяса валютная составляющая также велика. Например, около 30–40 процентов от себестоимости свинины приходится на специальные корма, оборудование, генетический материал и ветпрепараты.
Рост цен на продукты обусловлен и повышением стоимости изготовления упаковки, поскольку большая часть материалов для нее зарубежного происхождения — адгезивы, краска, различные полимерные добавки. Например, при изготовлении вермишели затраты на упаковку составляют не менее 10 процентов. Актуальны эти расходы при производстве риса и соли.