Растениеводство 19 ноября 2015

Крафтовое пивоварение в России

Крафтовое пивоварение в России

Крафтовое направление пивоварения в России продолжает развиваться не столько благодаря, сколько вопреки сложившейся и продолжающей складываться ситуации. С одной стороны, растёт количество пивоварен, нацеленных на крафт, с другой стороны, начала формироваться категория потребителей, заинтересованных в особенном пиве и готовых платить за этот продукт. И, тем не менее, сложности не дают пивоварам развернуться по–настоящему.

Ослабление курса рубля сыграло с крафтовым пивом добрую шутку, слегка потеснив имиджевых конкурентов и приблизив оригинальный продукт к потребителю. С декабря 2014 года по март 2015 стоимость «западных европейцев» ощутимо возросла, сделав данную категорию менее доступной, то есть в сегменте «премиум для среднего класса» образовался определённый вакуум, подогреваемый патриотическими настроениями и благоприятным для импортозамещения отечественным крафтом. Со своей стороны, производители успели сформировать весьма разнообразную линейку, представляющую напитки разных стилей и крепости.

Многообразие предложений можно будет оценить с 8 по 12 февраля на крупнейшей продовольственной выставке «Продэкспо-2016», которая ежегодно объединяет более 2000 компаний из 65 стран и около 55000 посетителей-специалистов из всех регионов России и 97 стран мира. Причем тема «Спиртных напитков» традиционно представительна на «Продэкспо»: составляет пятую часть экспозиции и демонстрирует широкий ассортимент алкогольной продукции ведущих производителей и поставщиков из 30 стран, в числе которых Франция, Чили, Италия, Португалия, Испания, ЮАР, Австрия, Македония, Мексика, Венгрия и др.

Правда, не западные конкуренты — отечественное регулирование создаёт препоны, один из которых — система ЕГАИС, висящая дамокловым мечом над крафтовыми пивоварами. Небольшие по объёмам производства предприятия просто не в состоянии устанавливать учётное оборудование, а потому подключение «малышей» к ЕГАИС даже не заложено в их бюджет, и заложить эту сумму для большинства не представляется возможным, поскольку только она одна способна подорвать состоятельность малых пивоварен. Что делать? Вопрос пока остаётся открытым. Если предприятие способно изыскать 1 млн рублей — оно продолжит свою работу, а если нет — значит нет?

Сегодня отечественные малые пивовары (объём не более 71 млн дал), придерживающиеся в своём подавляющем большинстве традиционных технологий, составляют вполне себе внушительную когорту — это практически каждая десятая бутылка, попадающая на прилавок.

Часть малых пивоваров позиционируют свою продукцию как региональную, используя в названиях интересные для российского слуха образы. Другая часть стремится повторить европейские традиции (в основном, это ресторанные пивоварни, предлагающие собственный крафт в заведениях с аутентичной атмосферой). Есть группа пивоваров, которая продвигает продукты с чётким «культурным кодом», декларирующим принадлежность напитка к определённой группе. Однако не всё это крафт, поскольку не все руководители производств готовы отойти от проторённой дорожки и переключиться на эксперименты с технологиями, вкусом, дизайном. Ведь крафт — это не просто чем–то выделяющееся из ряда пиво, это в большей степени особенные отношения с потребителем, а в этом направлении просто необходим творческий подход и эффективная демонстрационная площадка.

Крафт как театр — здесь нельзя угодить каждому, но можно найти преданную аудиторию ценителей и работать исключительно для неё. И пусть российские малые пивовары переживают не самые простые времена, но, тем не менее, условия для развития направления есть. Конечно, они далеки от идеальных, однако в последнее время появилась территория, образовавшаяся в результате ослабления позиций имиджевого пива, которая может быть заполнена отечественным крафтом.

Рекомендуем

Популярные статьи