Животноводство 15 сентября 2016

Комментарий председателя Аграрной партии России Ольги Башмачниковой: Минфин хочет пересмотреть структуру госпрограммы развития АПК. Стратегия туда-сюда?

Комментарий председателя Аграрной партии России Ольги Башмачниковой: Минфин хочет пересмотреть структуру госпрограммы развития АПК. Стратегия туда-сюда?

Как известно, Минсельхоз РФ подготовил предложения по консолидации мер государственной поддержки аграриев в рамках Госпрограммы. Со следующего года в России будут действовать новые правила предоставления господдержки сельхозпроизводителей — вместо 54 видов субсидий будет 7, кроме того, между производителями их распределят регионы.

При этом те направления поддержки малых форм хозяйствования, которые были предусмотрены Госпрограммой, – начинающие фермеры, создание животноводческих ферм, сельхозпотребкооперация, краткосрочное кредитование объединены с другими направлениями господдержки и включены в «единую» субсидию.

Отметим, что сама по себе консолидация необходима, но сделать из 54 видов поддержки всего 7 - это значит убрать акценты на значимые направления, при этом малые формы хозяйствования окажутся растворенными среди прочих направлений Госпрограммы, и их финансирование из «единой» субсидии будет осуществляться по остаточному принципу.

Заместитель директора Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственной кооперативов России, председатель Аграрной партии России  Ольга Башмачникова так прокомментировала нововведения.

Почему в нашей стране нет четкой аграрной стратегии? Почему мы шарахаемся из стороны  в сторону и заявления, сделанные руководителями государства, не являются основанием для выработки направления развития.

На съезде фермеров в феврале 2016 года министр сельского хозяйства РФ Александр  Ткачев заявил: «Вкладывая средства в фермерство, в коллективное сельхозпроизводство, мы развиваем и получаем не только продукты питания и закрываем вопросы  продовольственной безопасности, вопросы импортозамещения, но и самое главное, мы создаем производственную, экономическую базу в нашей стране, все то, что будет и дальше двигать, развивать, создавать налоговые отчисления и, безусловно, развивать наши поселения, отдаленные хутора, станицы, деревни, села, что, собственно, входит в нашу стратегическую, политическую задачу».

Глава Минсельхоза подчеркнул, что фермеры могут стать сегодня фундаментом отрасли,  фундаментом экономики села и, конечно, средним, достаточно зажиточным классом.  «Я думаю, что мы должны найти те механизмы, которые должны,  по большому счету, стимулировать, делать все, чтобы люди на земле приходили в фермерское движение, за этим будущее. И считаю, чтобы удовлетворить все запросы, которые сегодня есть в обществе, нам нужно порядка 40 млрд.рублей, по нашим просчетам, даже больше, потому что с учетом раскручивания этой ситуации, когда люди будут понимать, что можно на этом заработать, это доходы для семьи, количество людей, приходящих в фермерство, животноводство только будет увеличиваться».

 «..для повышения эффективности и мер господдержки малых форм мы считаем, и прежде всего  эти вопросы уже проработаны с Минфином во многом, конечно, увеличить общих объем их финансирования, как я уже говорил, до 40 млрд.рублей. И это произойдет в 2017-2018 годах», - отметил министр.

2 июня глава Минсельхоза РФ Александр Ткачев  на совещании с представителями Общероссийской общественной организацией «ОПОРА РОССИИ» еще раз напомнил о планах аграрного ведомства: «Необходимо в разы нарастить инвестиции и существенно увеличить число фермерских хозяйств по всей стране. Сегодня фермеры и малый бизнес на селе являются драйвером развития сельских территорий. Чтобы этот процесс пошел быстрее, динамичнее, надо чтобы каждый крестьянин был вооружен современной техникой, обеспечен кредитами и субсидиями, а также четко понимал рынки сбыта своей продукции и перспективы развития»,

Что мы имеем по факту.

 Минфин РФ сделал заявление «при пересмотре модели госпрограммы необходимо отказаться от не доказавших свою исключительную эффективность направлений, не в должной степени стимулирующих привлечение частных инвестиций в отрасль».

На уровне принятия решений это выглядит так – речь идет о консолидации направлений государственной поддержки в АПК. Причем объединение направлений панируется таким образом, что поддержка малых форм хозяйствования объединяется в «единую» субсидию с еще 30 направлениями, решения по которой отдается в регионы.

Где здесь федеральная составляющая посыла на развития фермерства? Программы поддержки начинающих фермеров, семейных животноводческих ферм, развития сельскохозяйственной потребительской кооперации объединяются с другими программами поддержки. Как это следует понимать -  они не доказали свою эффективность или не являются значимыми?

Никто уже не говорит об увеличении средств на малые формы хозяйствования - саму программу зашивают в «единую» субсидию, чтоб уже и разговоров не было.

Хочется понять какова позиция Министерства сельского хозяйства, и чем она обоснована?

Если размер грантов по семенным животноводческим фермам повысится с 2017 года с 20 до 30 млн. рублей, при таком же, а вероятно и меньшем чем в 2016 году объеме финансирования, участников программы станет меньше. Да и останутся ли в критериях получателей малые семейные фермы?

Какие же проекты для страны являются значимыми? Судя потому, что критерии масштабности инвестиционных проектов по оптово-распределительным центрам, несмотря на все дискуссии и совещания, так и не снижены, а в крупные ОРЦ ни ЛПХ, ни фермеры свою продукцию не повезут, значит не сохранят, значит не увеличат объемы производства, можно сделать вывод - значимые инвестиции - только крупные.

Вопросы возникают и по несвязанной поддержке на гектар. Погектарную субсидию планируется привязать к использованию удобрений – при низкой доле кредитования малого сектора, внесение удобрений в должном объеме, большой вопрос. В 2015 году данную субсидию получили 15% фермеров – больше не станет.

В кредитовании с субсидированием процентной ставки объемы малого АПК снижаются. К инвестпроектам не подступиться. Это какой вектор развития страны? Быстро забылся приоритетный национальный проект развития АПК, стартовавший с 2006 года.

Интересно, при оценке эффективности мер господдержки анализируются ли цифры миграции сельского населения из районов, в которых реализуются «значимые» инвестпроекты?

Нужно признать и не обманывать себя – сегодня не стоит задача вовлечь в предпринимательство большого количества людей на селе. Конечно, вовлекать сложно – это большой труд по развитию соответствующей инфраструктуры, который некоторые регионы сегодня берут на себя сами. Это Липецк, Татарстан, Тюмень, Пермь, Свердловск, Новгород и др. Надеемся, этот список значительно пополнится, на другое, видимо, рассчитывать не стоит.

Заместитель директора АККОР, председатель Аграрной партии России  О.В. Башмачникова 

башмачникова

Рекомендуем

Популярные статьи