Теплицы 17 декабря 2019

Успешное начало: Вениамин Ростов, исполнительный директор Агрокомплекса "Иванисово"

Успешное начало: Вениамин Ростов, исполнительный директор Агрокомплекса "Иванисово"

Беседовала Анастасия Кирьянова

Несмотря на существенные успехи в развитии тепличной отрасли, потребность в отечественной качественной овощной продукции по-прежнему остается. В связи с этим сохраняет актуальность возведение новых комплексов защищенного грунта, оснащенных современными технологиями и ориентированных на круглогодичное производство.

В прошлом году в Московской области было запущено в эксплуатацию одно из таких предприятий — ООО Агрокомплекс «Иванисово», и за непродолжительное время ему уже удалось добиться впечатляющих успехов и выйти на серьезные объемы производства. Вениамин Ростов, исполнительный директор компании, подробно рассказал о ее работе, применяемых технологиях и современных решениях, а также поделился своим мнением о перспективах развития тепличной отрасли.

— Тепличный комплекс работает в регионе, где присутствует достаточное количество подобных предприятий. Каким образом обстоит ситуация с конкуренцией?

— В Московской области спрос и предложение на овощи защищенного грунта меняются ежедневно, причем на каждую конкретную партию товара. Получается, что при сочетании множества факторов один и тот же продукт в определенный момент времени может продаваться в достаточно широком диапазоне цен. При этом с такой ситуацией сталкиваемся не только мы, но и наши конкуренты.

Я считаю, что, приступая к воплощению проекта, необходимо понимать, насколько он будет полезен обществу и, конечно, каковы его преимущества, иначе сложно говорить об успешном результате. Например, наш агрокомплекс территориально находится в непосредственной близости от распределительных центров ключевых клиентов, в частности «Пятерочки» компании X5 Retail Group. Такие предприятия получают нашу продукцию быстрее, чем от коллег по производству. Благодаря оперативной работе склада и быстрой доставке мы выполняем заказы в среднем в течение 24 часов с возможностью закрытия дефицитных потребностей ретейла.

— По вашему мнению, насколько перспективно сейчас организовывать тепличный бизнес и возводить крупные комплексы? Каким образом изменится рынок в ближайшие годы?

— На мой взгляд, данное направление бизнеса является перспективным, однако вопрос реализации таких проектов тесно связан с грамотной стратегией и профессионализмом. Но потенциал по объемам и неохваченным нишам на рынке однозначно существует. В будущем изменения в отрасли, я считаю, коснутся технологических качеств самих теплиц, ведь встанет необходимость вывода предприятий старых типов и строительство новых комплексов IV и V поколений. Также можно прогнозировать постепенное вытеснение импортных овощей в связи с возведением собственных предприятий защищенного грунта и возможностью выращивать российскую продукцию в несезонной период.

— Каковы итоги работы компании за время, прошедшее с открытия? Каких показателей удалось уже достичь, и какими они ожидаются по итогам текущего года?

— Сейчас общая площадь, занятая овощными культурами, составляет 20 га. За полный производственный оборот наш агрокомплекс получил 20,6 тыс. т продукции, из которых на долю огурцов пришлось 15,7 тыс. т, томатов — 4,7 тыс. т, листового салата — 197 т. В новом обороте мы планируем вырастить и собрать аналогичный объем.

— Расскажите подробнее об ассортименте компании. Каким образом планируется изменить его в будущем?

— Как уже было обозначено, сейчас наш агрокомплекс выращивает огурец, томат и салат. Решение остановиться именно на данных культурах было связано со спросом на такую продукцию, а также с коммерческой выгодой возделывания того или иного вида. На данном этапе мы не планируем кардинально изменять наш ассортимент, однако периодически будем подбирать новые гибриды. Такое решение обусловлено потребительским спросом, уровнем и качеством импорта, а также сезонными факторами. Например, летом большой объем продукции завозится из южных регионов России.

— С какими производителями гибридов сотрудничает предприятие? Почему были выбраны именно эти компании?

— Поставщиком семян выступают Нидерланды. Данная страна считается мировым лидером по производству и реализации этого сырья. Мы закупаем семена, подходящие для светокультуры, обладающие впечатляющим потенциалом продуктивности и устойчивости ко всевозможным болезням, позволяющие получать стабильно высокие урожаи, имеющие отличные вкусовые качества и внешний вид. Таким образом, в данном направлении мы делаем ставку на высокое качество и урожайность.

— Какие современные технические решения применяются в теплицах на территории индустриального парка?

— Первая очередь нашего агрокомплекса — сооружения защищенного грунта последнего поколения, то есть теплицы полузакрытого типа четвертого поколения, которые являются проверенными временем и создают хорошие условия для эффективной жизнедеятельности растений. Такое решение обеспечивает выравненный микроклимат в весенне-летнее время, позволяющий получать стабильно высокие урожаи. Защита растений осуществляется биологическим методом при помощи специальных насекомых — энтомофагов, что подразумевает исключение использования химических препаратов. Опыление культур проводится шмелями, что обеспечивает лучшие вкусовые характеристики и внешний вид продукции. Сейчас в рамках проекта создания аграрного парка запланировано строительство второй очереди теплиц, предназначенных для выращивания овощей, а также третьей — для круглогодичного производства клубники. Помимо этого на территории индустриального парка завершается возведение грибного комплекса. Все новые площадки также будут оснащены современными техническими решениями.

— В теплицах компании реализуется технология досвечивания. Какие лампы применяются для этого? Каково ваше мнение об эффективности светодиодного освещения?

— В теплицах некоторая часть установленных светильников отечественного производства, а другая была поставлена зарубежной компанией. Их использование помогает круглогодично получать стабильный урожай. Сейчас мы изучаем вопрос применения светодиодных светильников, для чего был заложен один участок с такими лампами. В настоящий момент мы просто ведем учет урожая и товарности плодов для расчета экономики, поэтому об эффективности их эксплуатации говорить рано. 

— Сегодня потребители обращают внимание на качество продукции, и особенно на ее вкусовые свойства. Какие решения принимаются компанией для улучшения данных показателей у выращиваемых овощей? 

— Производство на нашем агрокомплексе сертифицировано по ХААСП. Более того, предприятие располагает полноценным отделом качества, который на регулярной основе проверяет показатели продукции. В компании проводится обучение сотрудников и организовываются внутренние аудиты, трудятся высококвалифицированные и опытные агрономы и технологи, которые тщательно следят за правильным ростом, питанием, климатом, защитой и прочими процессами при выращивании продукции. Кроме того, грамотный подход к выбору упаковочных решений в материалах и оборудовании позволяет сохранить органолептические свойства овощей при транспортировке до конечного потребителя и дальнейшей реализации.

— Каким образом налажены хранение и сбыт товара? Какие регионы являются основными для продажи овощей, и планируется ли расширять географию?

— Реализация нашей продукции со склада происходит в среднем в течение 24 часов с момента сбора в теплице. Основным регионом продажи является Центральный ФО — прежде всего, город Москва и Московская область. Следует отметить, что сейчас объема получаемой продукции не хватает даже для покрытия потребностей этих территорий. Также мы осуществляем продажу овощей в дальние регионы при наличии более высокой цены, чем предлагают покупатели из столицы России. В будущем планируется строительство агрокомплекса «Богородские овощи», что приведет к росту объема производства и, соответственно, позволит расширить географию сбыта.

— Каковы планы дальнейшего развития компании и увеличения доли рынка? Планируется ли повышать производственные мощности?

— В целом мы предполагаем увеличить площадь тепличного комплекса до 120 га, при этом выращивать мы также планируем огурцы, томаты, салат и клубнику. Возможно, в ближайшем будущем будем рассматривать вопрос включения в ассортимент других овощных и ягодных культур. В любом случае рассчитываем не стоять на месте и развиваться дальше.

Популярные статьи