Светлана БАРСУКОВА, генеральный директор АО «АГРОСИЛА»: НА КРЫЛЬЯХ УСПЕХА
Беседовала Анастасия Кирьянова
По данным Министерства сельского хозяйства РФ, за первое полугодие 2016 года производство птицы на убой в живом весе во всех категориях хозяйств Российской Федерации увеличилось на 4,9 процента. Таким образом, птицеводческие предприятия не намерены останавливаться на достигнутом успехе и продолжают наращивать темпы производства отечественной курятины.
Для успешного ведения птицеводческого бизнеса важен целый ряд факторов: качественные корма, современное оборудование на всех этапах производства, опыт ведущих предприятий и другие. Светлана Барсукова, генеральный директор АО «Агросила», подробно рассказала о том, каких успехов удалось достичь компании, какие решения помогли существенно сократить расходы на птицеводческом комплексе и повысить эффективность этого бизнеса, какие инновационные технологии и установки используются на производстве, а также поделилась планами дальнейшего развития предприятия и своим видением будущего птицеводческой отрасли страны.
— Расскажите подробнее о вашем предприятии: каковы производственные масштабы, годовые объемы вырабатываемого мяса птицы и выпускаемой готовой продукции.
— Птицекомплекс «Челны-Бройлер» входит в структуру агрохолдинга «Агросила» и сегодня по праву является одним из крупнейших производителей курятины в России. Ежегодно предприятие производит более 100 тыс. т мяса в живом весе и реализует 86 тыс. т готовой продукции. В состав комплекса входят 11 площадок, рассчитанных на выращивание более 50 млн голов в год, уникальный племенной репродуктор, два крупнейших в Поволжье инкубатора общей мощностью 67 млн яиц в год, завод по переработке куриного мяса и цех по производству колбасных изделий. «Челны-Бройлер» осуществляет полный цикл производства: от получения инкубационного яйца и вывода молодняка до изготовления и реализации готовой продукции потребителю. По итогам 2015 года выручка предприятия превысила 11,7 млрд рублей, а чистая прибыль составила более 1,6 млрд рублей. В этом году планируется переработать свыше 119 тыс. т куриного мяса в живом весе и произвести более 95 тыс. т готовой продукции.
— Повышение цен, вызванное кризисной ситуацией, повлияло на стоимость различных кормов и биодобавок для птицы. Как это отразилось на производстве? Какие корма сегодня используются? Изготавливаются ли они самостоятельно?
— В производстве мы не стали снижать содержание обменной энергии и белка в кормлении бройлеров, поэтому общее повышение цен отразилось на стоимости кормов. При их изготовлении на нашем предприятии используется зерно рапса, рапсовый жмых, рапсовое масло, полножирная соя, белый люпин. Также мы стали одними из первых в России, кто начал вводить в состав корма цельное зерно: в начальный период выращивания — около 10 процентов, в финишный — до 30 процентов. Сегодня рацион бройлеров состоит из зерновой основы с добавлением жмыхов, шротов, масла и других компонентов. Включение цельного зерна в рецепты позволяет корму дольше находиться в желудочно-кишечном тракте, лучше усваиваться, что значительно снижает затраты на единицу продукции — до 1,65–1,69 кг комбикорма на один килограмм привеса при среднесуточном привесе 60–62 г. Это один из самых высоких показателей по отрасли. Рационы для бройлеров составляются с целью получения нормативных привесов кросса «Кобб-500», поэтому они балансируются по энергии и всем веществам. Также в комбикорм добавляются основные питательные компоненты, необходимые птице, — аминокислоты, энергетические составляющие, витамины и минералы. При переходе на эту систему кормления себестоимость комбикорма уменьшилась на 15–20 процентов.
Все зерновое сырье и полноценные гранулированные корма для бройлеров и родительского стада производятся на комбикормовом заводе, входящем в структуру холдинга «Агросила». В результате вся цепочка изготовления кормов находится под нашим контролем в соответствии с общепринятыми стандартами качества. Ежегодно предприятие производит для птицекомплекса примерно 200 тыс. т комбикормов на общую сумму около трех миллиардов рублей. Фуражное зерно для производства выращивается агрофирмами холдинга, птичий жир и мясокостная мука, необходимые для питания птицы, производятся непосредственно на птицефабрике, что также снижает стоимость кормов. Основными поставщиками премиксов являются компании «ДСМ-РУС» и «Коудайс МКорма».
— Как организован на предприятии контроль над здоровьем животных и качеством готовой продукции? Какие профилактические меры применяются?
— За здоровьем животных следят специалисты ветеринарной службы. Для профилактики инфекций все цыплята вакцинируются еще на эмбриональной стадии. Специализированное оборудование, установленное в инкубатории, позволяет прививать эмбрион непосредственно через скорлупу яйца, не повреждая ее целостности. Также на предприятии установлен строгий санитарный режим и соблюдаются все необходимые меры предосторожности.
Каждая партия готовой продукции проходит независимую экспертизу и проверку в собственной лаборатории, деятельность которой находится под постоянным контролем федеральных центров по стандартизации и метрологии. Состояние технической компетентности этой структуры проверяется экспертными группами Федеральной службы по аккредитации. При проведении лабораторных исследований применяется высокотехнологичное и точное оборудование, есть возможность подготовки более ста видов питательных сред. Каждое колбасное, копченое и сырое изделие проверяется согласно своим срокам проведения тех или иных видов анализов, причем все они отвечают нормативным требованиям. Выпускаемая продукция соответствует международным системам ISO 2200 и ХАССП, сертификаты которых подтверждают, что товары нашего предприятия отвечают мировым стандартам безопасности и качества.
— Какое оборудование используется на предприятии? Почему были выбраны именно эти производители?
— Во всех подразделениях птицекомплекса установлено современное оборудование от ведущих европейских и американских производителей. Все процессы производства максимально автоматизированы, поэтому влияние человеческого фактора минимально. Все поставщики были выбраны после глубокого анализа, сравнения и изучения. Основное оборудование в инкубаторе представлено продукцией компании Petersime, поставкой и инжиниринговыми процессами занимается фирма Hartmann. В откормочных блоках установлено оборудование производителей Roxell и Lubing, поставками и инжинирингом которого занимаются компании Hartmann, Big Dutchman и «Агротоп». Убойный цех и помещение по переработке куриного мяса оснащены установками Marel Stork, Haarslev и «Хайнен». Эти фирмы являются мировыми лидерами по производству оборудования для современных птицекомплексов.
— Какие инновационные технологии применяются сегодня на предприятии?
— ООО «Челны-Бройлер» постоянно внедряет самые последние технологические достижения в производственные процессы. Например, предприятие одним из первых в России ввело технологию шоковой заморозки, позволяющую замораживать мясо за шесть часов до температуры –18ºС. При использовании подобной технологии не происходит разрушения клеток, что позволяет сохранить продукцию свежей и избежать выделения воды при размораживании мяса. На предприятии также установлена уникальная линия приготовления полуфабрикатов. Инновационное оборудование производительностью до трех тонн в час позволяет производить продукты полной степени готовности без участия человека в процессе изготовления, поскольку он полностью автоматизирован, а основные параметры задаются диспетчером дистанционно. Автоматические загрузчики тушки позволяют упаковывать продукт со скоростью 30 штук в минуту, при этом также полностью исключая контакт человека с товаром. Подобная технология увеличивает срок годности продукта до 10 суток и предупреждает риск перекрестного обсеменения.
Сегодня на завершающей стадии находится процесс строительства нового комплекса по переработке мяса птицы: уже закуплено и устанавливается все необходимое оборудование. Для технологического оснащения объекта были приобретены современные установки ведущих мировых производителей: KarlSchnell, Handtmann, Guenther, Alpina, Travaglini, Webomatic, Bizerba. Завод будет оснащен инновационными термоформовочными линиями и автоматическими клипсаторами. Также на новом производстве планируется установить вакуумные куттеры, термокамеры и современное упаковочное отделение.
— С какими трудностями приходится сталкиваться предприятию сегодня? Каким образом они решаются?
— Сейчас для нас основная проблема — нехватка квалифицированных сотрудников. В связи с этим мы активно привлекаем молодых специалистов с дальнейшим обучением уже на практике, разработали специальную систему мотивации для новых работников с четко прописанной карьерной лестницей по достижении результатов их деятельности. Другая проблема связана с финансовой стороной: высокие процентные ставки по кредитам, сложность с поисками ликвидности для инвестиционной деятельности.
— Воспользовалась ли компания какими-либо мерами государственной помощи? Насколько эффективными они оказались?
— Наш птицекомплекс в полной мере участвует в правительственных программах поддержки предприятий АПК. Безусловно, помощь со стороны государства позволяет развивать производство и увеличивать его объемы. Например, субсидирование процентной ставки по инвесткредитам снимает часть долговой нагрузки и способствует развитию инвестиционной деятельности. Возмещение части затрат на приобретение отечественной техники для сельскохозяйственных нужд позволяет обновить технический парк. В 2012 году мы получили финансирование инженерной инфраструктуры по программе поддержки моногородов. Это помогло нам построить и реконструировать некоторые откормочные блоки, инкубатор и комбикормовой завод. Благодаря господдержке сегодня идет строительство крупнейшего в России комплекса по глубокой переработке мяса птицы производительностью 144 т в сутки и убойного комплекса мощностью 10,5 тыс. голов в час.
— Помимо выращивания птицы и первичной переработки в компании осуществляется и производство мясной и колбасной продукции. Почему было принято решение заниматься этим самостоятельно? На ваш взгляд, может ли средний аграрный бизнес самостоятельно наладить выпуск подобных товаров?
— Переработка куриного мяса в колбасы, полуфабрикаты и маринады позволяет предприятию получать высокомаржинальную продукцию, вследствие чего удается увеличить общую прибыль и дальше развивать производство. На мой взгляд, сегодня каждый производитель при наличии определенных ресурсов может наладить собственное изготовление готовой мясной и колбасной продукции. Однако в этом деле главное — найти свою нишу и определить рынки сбыта.
— По вашему мнению, как птицефабрики сегодня могут безболезненно, обеспечив рост доходов предприятия, сократить расходы производства? Уменьшила ли компания затраты в этом году из-за произошедших экономических изменений?
— Каждое предприятие выбирает свою стратегию развития. В связи с произошедшими экономическими изменениями наш птицекомплекс выбрал курс на сокращение затрат за счет частичного перехода на отечественные комплектующие и сырье, необходимые для процессов производства. В результате организация тендеров и переход на российские аналоги позволили за первое полугодие 2016 года сократить затраты на материалы и услуги более чем на 50 млн рублей.
— Сегодня многие производители, особенно небольшие хозяйства, интересуются выращиванием индеек и других экзотических видов мяса. Насколько подобный бизнес востребован и рентабелен? Стоит ли этим заниматься как крупному предприятию, так и небольшому фермеру?
— В России традиционно большая часть потребляемого мяса птицы приходится на курятину. Сейчас около 87 процентов этого рынка занимают цыплята-бройлеры, примерно 3,8 процента — индейка, а еще 0,1–0,2 процента — утки и гуси. Однако каждый вид мяса имеет своего потребителя. Сейчас можно наблюдать расширение рынка, появление новых производителей мяса птицы: утки, индейки и других. Среди них есть примеры достаточно успешных предприятий. Поэтому если предприниматель знает, что и как он будет производить, имеет представление о том, каким образом он будет эту продукцию реализовывать, то его бизнес имеет право на успех.
— Каковы планы дальнейшего развития предприятия? Планируется ли расширение производства и выход на другие регионы?
— Этот год станет знаковым для развития компании. Осенью планируется открытие крупнейшего в России комплекса по переработке мяса птицы производительностью 49,5 тыс. т в год. С запуском этого предприятия мы сможем войти в семерку крупнейших российских производителей продукции из куриного мяса. В строительство нового комплекса инвестировано более двух миллиардов рублей, из них четверть приходится на собственные средства компании. Максимальной загрузки производственные мощности предприятия достигнут к 2017 году. Также в 2016 году начато строительство второго убойного комплекса и нового инкубатора.
Сегодня продукция ООО «Челны-Бройлер» поставляется в 21 субъект Российской Федерации, при этом ключевыми для развития компании являются регионы Поволжья, Урала и Западной Сибири. В общей сложности за пределами нашего субъекта реализуется 45 процентов выпускаемой продукции, что в натуральном значении равняется 43 тыс. т товаров в год. К концу года объем поставок за пределы Республики Татарстан увеличится до 55 тыс. т и будет составлять 58 процентов от общего объема продаж компании. В ближайшие пять лет предприятие планирует увеличить этот показатель до 170 тыс. т в год, что составит 77 процентов от общего объема. Кроме того, сейчас рассматривается возможность выхода на международный рынок, в первую очередь с халяльной продукцией. Мы регулярно получаем запросы от зарубежных поставщиков, особенно от компаний из Средней Азии и арабских стран. В апреле ООО «Челны-Бройлер» посетила делегация из Королевства Бахрейн. Целью их визита было обсуждение поставок продукции халяль. Зарубежные гости подробно ознакомились с особенностями технологии изготовления подобных товаров, а глава делегации — заместитель министра юстиции и вакфов Королевства Бахрейн — отметил, что увиденные на нашем птицекомплексе является абсолютным стандартом производства халяльной продукции.
Кроме того, активно развивается наша собственная торговая сеть. Сегодня в регионах Поволжья открыто 64 фирменных магазина «Челны-Бройлер». До конца 2016 года планируется открытие еще порядка 20–30 торговых точек в республиках Татарстан, Башкортостан и Удмуртия. В связи с масштабной экспансией на федеральный рынок наше предприятие также расширяет и свою логистическую сеть. Сегодня уже успешно работают центры в городах Уфе, Екатеринбурге и Ижевске. В ближайших планах компании — открытие нескольких крупных логистических центров и в других регионах нашего присутствия: в Нижнем Новгороде и Самаре.
— Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития птицеводческой отрасли в России?
— Сегодня рынок мяса птицы в нашей стране достаточно сегментирован, поэтому, скорее всего, в ближайшее время он будет консолидироваться. Я думаю, что в течение 3–5 лет в России останется не более 8–10 производителей куриного мяса. Их мощностей будет достаточно, чтобы закрыть потребности отечественного рынка в качественном курином мясе и мясной продукции.