Евгений Корчевой, "Росагромаш", об утилизационном сборе: Россия не собирается превращаться в свалку
В последнее время в СМИ неоднократно проходила информация о том, что введение утилизационного сбора на сельхозтехнику приведет к её удорожанию и как следствие к снижению продаж. За разъяснениями мы обратились к директору российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш» Евгению Корчевому. Многих членов ассоциации введение утилизационного сбора также коснулось. Однако в «Росагромаш» не видят проблем с введением данного сбора и напротив, считают, что утилизационный сбор позволит не только успешно бороться со старой сельхозтехникой, но и поддержать предприятия, которые производят сельхозтехнику в России по полному циклу.
— Кто является плетельщиком утилизационного сбора?
— У многих есть заблуждение, что плательщиком утилизационного сбора является сельхозпроизводитель. И что им придется больше платить за ту технику, которая уже у них имеется.
В Постановлении Правительства России от 06.02.2016 г. № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений к некоторые акты Правительства Российской Федерации» четко указано кто является плательщиком утилизационного сбора. Так как данный сбор введен с середины февраля 2016 года, его оплачивают только импортеры, компании, которые завозят зарубежную технику – самоходные машины на территорию Российской Федерации.
Кроме импортеров, утилизационный сбор оплачивают российские производители – которые производят сельскохозяйственную технику, указанную в перечне Постановления Правительства.
Утилизационный сбор не распространяется на перепродажу машин внутри рынка. То есть, если один сельхозпроизводитель решил продать бывшую в эксплуатации машину другому сельхозпроизводителю, и ранее утилизационный сбор в предыдущие годы не был уплачен, требований к уплате утилизационного сбора к ним не будет. То есть, те машины, которые сегодня имеются у сельхозпроизводителя, утилизационным сбором облагаться не будут.
Утилизационный сбор оплачивают только импортеры и производители сельхозтехники на машины, которые были произведены после 10 февраля 2016 года.
Утилизационный сбор не распространяется на навесную и прицепную сельхозтехнику – сеялки, бороны, культиваторы и другие виды техники. Он распространяется исключительно на самоходные машины – это тракторы, зерноуборочные комбайны, универсальные самоходные машины, самоходные опрыскиватели, а также прицепы тракторные. При этом, ряд самоходной техники, как то – свеклоуборочные комбайны – не облагаются утилизационным сбором. Или, полуприцепы, которые имеют одну ось, в соответствии с разъяснением Минпромторга России, не облагаются утилизационным сбором.
— Для чего вводили утилизационный сбор? Зачем он нужен?
— Вводить утилизационный сбор нужно было обязательно, потому что у нас огромный поток бывшей в эксплуатации сельхозтехники из ЕС и третьих стран. Этот поток связан с тем, что в Европе часто повышаются экологические требования к сельхозмашинам. Соответственно к технике старой в этих странах применяется очень высокий налог. И содержание этих машин становится невыгодным.
Что делать с этой техникой? Есть два способа. Первый – утилизировать эту технику, что тоже стоит больших денег. Второй – продать на экспорт. Последний способ более выгоден, чем утилизация внутри страны, потому что за утилизацию они должны будут платить, а за продажу, напротив, получат реальные деньги.
Соответственно это вал бу техники с годами рос (ежегодно в Россию ввозилось более 2 тысяч сельхозтракторов со старыми экологическими требованиями) и привел бы к тому, что через пять лет мы были бы завалены сельскохозяйственным хламом.
Россия не собирается превращаться в свалку. Да у нас большие территории, но это не значит, что мы должны захламлять свою страну, превращать ее в свалку бывшей в эксплуатации сельхозтехники.
В тоже время сельхозпроизводители, которые покупают импортную бу сельхозтехнику несут материальные потери вдвойне. Во-первых, они переплачивают, когда покупают такую машину. Во-вторых, обслуживание этой машины стоит огромных денег. В итоге, за пять лет эксплуатации такой техники, сельхозпроизводитель переплачивает в два-три раза, чем, если бы он приобрел новую сельхозмашину. И в 10 раз переплачивает – если бы приобрели машину российского производства.
Поэтому альтернативы утилизационному сбору нет. Другим способом поток устаревших машин из ЕС и других стран, не остановить.
— Как введение утилизационного сбора отразится на ценах на сельхозтехнику?
— По оценке Ассоциации «Росагромаш» средняя ставка утилизационного сбора для новых машин составляет от 3 до 10 процентов от стоимости техники. Это достаточно большая сумма. Но импортеры имеют огромную маржу, когда реализуют бывшую в эксплуатации машину в России. Например, наценка дилера по иностранной технике составляет от 30 до 45%.
Нам кажется, что у импортеров самоходной техники есть огромная возможность за счет уменьшения собственной маржи, заложить стоимость утилизации в эту маржу. Да, их доходы чуть снизятся. Они должны понимать, что утилизация старой техники внутри страны будет стоить каких-то денег, и если государство берет на себя эту функцию, то за это нужно платить.
У импортеров есть возможность не повышать стоимость машины ввиду введения утилизационного сбора. И если импортер увеличивает стоимость своей техники на величину утилизационного сбора, это значит, что он хочет сохранить свои 30-40 процентов, которые он зарабатывал ранее. В таком случае рынок должен определить, будут покупаться такие машины или нет.
Выиграют те импортеры, которые смогут оптимизировать цену, и заложат утилизационный сбор в стоимость машины, за счет снижения маржи.
Что касается российских производителей. В соответствии с Постановлением Правительства России №1432 российские производители сельхозтехники не имеют права повышать стоимость машин больше, чем на величину индекса цен производителей промышленной продукции – 6,2%, устанавливаемый Правительством. Это меньше, чем уровень инфляции.
Некоторые члены Ассоциации «Росагромаш» приняли решение, что не будут вообще поднимать цены на свои машины, некоторое поднимут на разрешенный государством уровень – 6,2%.
Мы чувствуем поддержку Правительства России, которое в этом году запланировало в этом году запустить две новые субсидии для производителей сельхозтехники (чтобы было выгодно внутри страны производить сельхозмашины). Это субсидия на компенсацию части затрат на содержание труда, и на компенсацию затрат на рост электроэнергии.
Нам видится, что эти субсидии очень важные для отрасли, и когда они заработают, это позволит нам не повышать цены на свою продукцию.
— Звучат обвинения, что утилизационный сбор вводится в пользу крупных производителей сельхозтехники?
— Действительно, в соответствии с приказом Минпромторга, у так называемых крупнейших производителей появляется льгота по уплате утилизационного сбора. Не сразу, с момента выпуска машины, а по истечению квартала.
В соответствии с приказом Минпромторга России определены критерии по которым министерство относит того или иного производителя к крупнейшим. Главное требование – не количество выпускаемой продукции, объем может составлять и одну единицу, а полный цикл производства на территории Российской Федерации. Данный факт говорит о том, что крупные, средние и малые производители сельхозтехники находятся в равных условиях.