Техника 12 января 2017

Александр КРЕТОВ, генеральный директор агрохолдинга «АРИАНТ»: РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ

Александр КРЕТОВ, генеральный директор агрохолдинга «АРИАНТ»: РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ

Беседовала Анастасия Кирьянова

За последние годы ситуация в свиноводческой отрасли России изменилась в положительную сторону. Это направление стало более конкурентоспособным и привлекательным для инвесторов, а по данным Министерства сельского хозяйства с 2008 года, благодаря активной технологической модернизации, было введено в строй и реконструировано около 500 свиноводческих комплексов и ферм.

Введение новых предприятий позволило существенно увеличить объемы выпуска продукции. По итогам 2015 года производство свиней на убой в живом весе составило 3,97 млн т, а за восемь месяцев этого года — уже 2,26 млн т, что на 14,9 процента больше, чем в прошлом году в аналогичный период. Александр Кретов, генеральный директор агрохолдинга «Ариант», рассказал о том, каких достижений удалось достичь их предприятию и каковы особенности его работы сейчас, как складывается сегодня инвестиционный климат в свиноводческой отрасли и какие решения помогут более активно развиваться мясному направлению АПК.

Ваша компания является крупнейшим агропромышленным холдингом в Уральском ФО. Расскажите подробнее, каких показателей производства и выпуска готовой продукции удалось уже достичь.

— Агрофирма «Ариант» представляет собой вертикально интегрированный холдинг с замкнутым циклом производства — от формирования собственной сырьевой базы до продажи готовой мясной продукции в сети фирменных магазинов. Сегодня в распоряжении компании 82 тыс. га посевных площадей, на которых выращиваются зерновые культуры; собственные заводы по изготовлению и переработке кормов, а также животноводческий комплекс и племенная ферма для воспроизводства основного стада животных. В этом году планируется произвести примерно 87 тыс. т продукции в живом весе, а в следующем году увеличить этот показатель до 110 тыс. т. Также в состав холдинга входят предприятия по переработке мяса и производству мясных деликатесов, которые выпускают более 50 тыс. т продукции в год, и фирменная торговая сеть в нескольких регионах страны.

Многие эксперты по итогам прошлого года отмечали снижение потребительского спроса на свинину и говядину. Каким образом это явление повлияло на работу холдинга?

— Существующая экономическая ситуация оказала воздействие на все компании, и каждая из них почувствовала на себе снижение покупательной способности населения. При этом спрос упал не только на свинину и говядину, но и по всем другим показателям. Результатом подобного явления для многих компаний стало уменьшение доходности.

На ваш взгляд, как складывается сегодня инвестиционный климат в мясном направлении АПК? Какие трудности существуют в этой отрасли и как их можно преодолеть?

— Условия для вложения финансовых средств в мясной сектор сельского хозяйства сегодня хорошие. К примеру, в прошлом году мы начали два крупных инвестиционных проекта в Свердловской и в Кемеровской областях. В обоих регионах местная власть нас приветствовала и постаралась обеспечить нормальные условия работы для инвестора.

Если же говорить о возможных решениях по решению проблем развития АПК, то я бы с удовольствием увидел реализацию проекта создания федеральной сырьевой сельскохозяйственной биржи. Производителям говядины, свинины и мяса птицы такое предприятие было бы полезным для планирования закупок сырья, причем ежегодного и прозрачного, не зависящего от случайных внешних факторов. К примеру, наш холдинг мог бы заключить фьючерс на год, и хотя бы одна проблема могла бы быть снята. Четкое знание своих контрагентов, уверенность в том, что они тебя не подведут с поставкой сырья, что цена останется неизменной, — все это дает возможность производителю заранее просчитать себестоимость своей продукции и заключать с торговыми сетями долгосрочные контракты.

Как вы оцениваете перспективы экспорта российской свинины в будущем? С какими государствами наша страна сможет сотрудничать?

— Одним из вероятных и потенциальных партнеров может быть, конечно же, Китай. Но вопросы налаживания экспорта российской свинины в эту или любую другую страну, выхода на китайский или иной рынок должны решаться на государственном уровне.

Предприятие наладило собственное производство кормов. Какие добавки приходится сегодня закупать? Каким образом на предприятии решается проблема увеличения стоимости компонентов кормов?

— Сегодня холдинг закупает соевый и подсолнечный шрот, витамины, препараты с макро- и микроэлементами. Нашими поставщиками являются многие как зарубежные, в основном азиатские, так и отечественные компании из Уральского ФО. Мы стараемся не приобретать добавки у европейских предприятий, что связано с угрозой передачи африканской чумы свиней. Я думаю, что если бы все необходимые при производстве витамины и добавки выпускались в России, то наша компания покупала бы именно их. Хотя эти товары вряд ли были бы дешевле иностранных, поскольку рынок выровнял бы цену, но зато существенно возросла бы уверенность в биологической безопасности этих продуктов.

На ваш взгляд, насколько рентабельно среднему сельхозпроизводителю самостоятельно производить корма для животных?

— Изготовление собственных кормов вполне экономически эффективно для небольших предприятий. К примеру, для фермы с поголовьем в две тысячи животных требуется примерно четыре тонны кормов, и животноводческому хозяйству вполне по силам столько произвести. Сейчас существует множество компаний, изготавливающих для собственных нужд по 3–5 т комбикорма. Самое главное, что при схеме работы «сам выращиваешь животных — сам производишь для них корма» значительно возрастает уровень биологической защиты. В нашем холдинге это четко заключено в закрытую структуру: падеж и отходы убойного цеха мы самостоятельно утилизируем, сами перерабатываем, а также изготавливаем мясокостную муку, которая является одним из компонентов в производстве кормов.

С какими поставщиками аграрного оборудования налажено сотрудничество сегодня? Какие новые технологии используются на предприятии?

— Для налаженной работы свиноводческого хозяйства важна автоматизация и новейшее оборудование, поэтому все предприятия холдинга оснащены системой климат-контроля, что благотворно сказывается на привесах животных, и другими установками. Мы активно сотрудничаем с немецкой компанией Big Dutchman, которая поставляет для наших свиноводческих хозяйств самое разнообразное аграрное оборудование. Сейчас на рынке появились российские аналоги подобных установок, и мы стараемся тесно контактировать с отечественными поставщиками.

Помимо выращивания животных в компании осуществляется переработка и производство мясной и колбасной продукции. Почему было принято решение заниматься этим самостоятельно? На ваш взгляд, может ли средний аграрный бизнес самостоятельно наладить выпуск подобных товаров?

— Исторически наша компания с начала своего существования занималась переработкой и производством мясной и колбасной продукции. Только спустя некоторое время было принято решение начать развивать аграрный бизнес, чтобы не зависеть от поставщиков сырья и на 100 процентов контролировать качество выпускаемой продукции.

Я убежден в том, что среднему аграрному производителю вполне по силам заняться производством мясоколбасных изделий. Для начала можно открыть небольшой пункт продажи своей продукции рядом местом, где она выпускается. Даже если колбаса или другие мясные продукты будут дороже тех, что продаются в крупных торговых сетях, но будут вкусными и натуральными, они найдут своего покупателя. Например, в США мясоколбасные изделия производит ограниченное число крупных компаний, и продаются эти товары в магазинах по всей стране, однако вкусными их нельзя назвать. Однако на рынке есть и так называемые «польские магазины» — небольшие торговые точки по продаже только натуральных продуктов, которые производит именно средний аграрный бизнес, представленный в основном предпринимателями польского происхождения, — отсюда и название этих лавок. Покупателей у таких магазинов достаточно. Конечно, это не такой большой поток, как в сетевых торговых точках, однако свою нишу покупательского спроса они имеют.

Гордость агрохолдинга — фабрика мясной гастрономии «Ариант». В чем же уникальность этого предприятия?

— Это производство было открыто в 2014 году, и в его основу положен принцип максимальной технологичности и конкурентных преимуществ. Главная особенность этого предприятия заключается в том, что магазины, логистика и непосредственно производство, на котором используется современное оборудование и новейшие технологии, связаны в единую сеть. То есть выпускается ровно столько товара, сколько в данный момент необходимо торговым точкам, что положительно влияет на качество и свежесть мясной продукции холдинга.

Постоянная модернизация и развитие компании требуют существенного финансирования. Какими формами господдержки воспользовалась компания? По вашему мнению, какие формы субсидий необходимы мясному направлению АПК?

— Наш холдинг старается пользоваться всеми доступными формами государственной поддержки, которое предоставляет сегодня правительство страны. В качестве дополнительной помощи от государства для мясного направления АПК нужна сырьевая биржа.

Как на предприятии решается кадровая проблема, характерная для сельского хозяйства страны в целом? Может, существуют какие-либо программы обучения и повышения квалификации сотрудников?

— Мы активно налаживаем контакты с профильными учебными заведениями. Например, холдинг сотрудничает с Кемеровским государственным сельскохозяйственным институтом, который готовит специалистов для животноводческой отрасли. Сейчас уже сформирована специализированная группа из 13 человек, которые после окончания института будут трудоустроены в агропромышленный комплекс. Кроме того, на протяжении обучения им предоставляется целевая стипендия размером 5000 рублей. Подобная перспектива студентов только радует, поскольку помимо материального бонуса они уже сейчас точно знают, что будут востребованы в своей профессии, и рабочее место после получения диплома о высшем образовании им обеспечено.

Каковы планы дальнейшего развития агрокомплекса? Планируется ли начинать деятельность в новых аграрных направлениях?

— Первоочередная наша задача — осуществить реализацию плана строительства агрохолдингов в Свердловской и Кемеровской областях. Возведение новых предприятий началось в прошлом году и сейчас продвигается по намеченному графику. Эти объекты предполагается ввести в эксплуатацию в течение 4–5 лет.

Какие рекомендации по сокращению расходов и повышению эффективности производства вы могли бы дать собственникам свиноводческих и животноводческих ферм?

— Совет один — необходимо повышать эффективность своего бизнеса. Следует более тщательно подходить к племенному ядру, покупать более плодовитых животных, которые также будут иметь меньшую конверсию корма. К примеру, наш холдинг приобретал свиней в Канаде и специальными рейсами доставлял их на Урал. Однако все затраты на эту процедуру полностью себя оправдали.

Популярные статьи