Возможности развития АПК в российских регионах
Текст: В. В. Линьков, канд. с.-х. наук, доц., УО «Витебская ордена “Знак Почета” государственная академия ветеринарной медицины»
Сейчас в мире имеется только несколько естественно-исторических территорий опережающего развития, к которым можно отнести и российские регионы — Чеченскую Республику и Республику Крым. Становлению регионов способствует искусственное формирование образований, бурное развитие которых не укладывается в привычные рамки общепризнанного понимания социально-культурной и производственной среды.
Самостоятельные кластеры нового уровня обладают более высоким технологическим укладом, отличаются интеграцией экономических, производственно-технологических, социокультурных и инфраструктурных аспектов. Исследования в данной области актуальны, поскольку охватывают значительное пространство и население, активно занятое в секторах, готовых встать в ряд территорий опережающего развития.
ОБЗОРНЫЙ ПОДХОД
Цель работы заключалась в изучении возможностей производственно-экономического и социокультурного преобразования различных территориальных образований, позволяющих улучшать общую среду обитания. Для достижения поставленной цели решалось несколько задач: анализ жизнедеятельности населения сельских и городских агломераций с различным уровнем хозяйствования, научно-прикладное исследование, способствующее получению качественной информации о специфике деятельности граждан, которые проживают в тех или иных социокультурных средах, обработка и оценка данных.
Научная работа проводилась в 1993–2020 годах с привлечением большого массива производственно-технологических, экономических, статистических сведений, касающихся становления территорий опережающего развития (ТОР). Она включала наблюдения, учеты, анализ и интерпретацию полученных данных о социокультурном и экономическом аспектах жизнедеятельности таких образований в Могилевской, Витебской, Брестской, Минской областях Республики Беларусь, Смоленской, Брянской, Орловской, Тульской, Ростовской областях, Краснодарском крае и Республике Крым в Российской Федерации. Методика была общепринятой. Методологической базой служили методы сравнений, анализа, синтеза, дедукции, логики, прикладной математической статистики.
ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА
В соответствии со статистической информацией по социально-экономическому развитию субъектов России среди всех представленных в анализируемой выборке региональных образований юга страны выделяется Краснодарский край, характеризующийся большим удельным весом численности населения в структуре общих показателей по всем субъектам — 3,87%. Кроме того, данный регион существенно превосходит остальные по среднегодовому количеству занятых в народно-хозяйственном производстве. Труд, помноженный на благоприятный природно-ресурсный потенциал, реализованный в проектах производственно-экономической и социокультурной деятельности, способствует прогрессу местности и государства в целом. В связи с этим логично и то, что краю нет равных по производственному вкладу — стоимости товаров и услуг: удельный вес ВВП региона в общероссийском показателе составляет 2,8%. Такой успех становится возможным благодаря вложению больших инвестиций в основной капитал — 2,3% от объема в целом по стране. Как следствие, средства производства в регионе в два раза превышают аналогичный показатель в динамично развивающейся Ростовской области — 4 и 2% соответственно. Кроме того, для Краснодарского края важным подспорьем может стать формирование интеграционного инфраструктурного образования, способствующего ускоренному развитию большой части аграрной и производственной сфер, с участием государственно-частного партнерства. Такая схема позволит органически ввести частную инициативу, юридические конституционные гарантии государства и социума в обеспечение прозрачности и контроля за использованием региональных ресурсов в общем масштабе.
Углубленные исследования требуют изучения других производственно- и социально-экономических показателей южных регионов России. Именно Краснодарский край вносит наибольшую лепту в копилку социально-экономического развития национального народно-хозяйственного комплекса в целом. Удельный вес продукции АПК значительно превышает десятую часть и составляет 9,9% товаров растениеводства, 4,2% животноводства, также в существенном объеме представлены строительные работы — 2,6%, ввод жилья — 5,5%, что больше чем двадцатая часть всероссийского жилищного завершенного строительства. Помимо этого, в крае отмечается большой объем товарооборота розничной торговли — 4,3%, на этом фоне логичным выглядит наполнение местного бюджета в виде налогов, сборов и различных платежей — 0,6%, поступление сумм в федеральный бюджет — 0,9%. Наблюдается существенный сбалансированный оборот экспортно-импортных операций — 1,7 и 1,8% соответственно. У остальных рассматриваемых регионов статистические показатели значительно или несколько ниже. В целом ведущей силой развития выступает в первую очередь сельскохозяйственное производство вообще и агробизнес АПК в частности.
С ПОЗИЦИИ ЛОГИКИ
Остальные регионы России, рассматриваемые в исследовании, также прогрессируют, однако пока находятся в стадии разработки или начала осуществления значительных технологических, производственных, инфраструктурных и других преобразований. Так, можно отметить следующие шаги такого развития в Республике Крым: строительство моста, создание энергетического запаса, регулирование водного стока рек, формирование сельскохозяйственного пояса лесных полос, возрождение экологического земледелия, переход на новый уровень производственной деятельности рекреационных и бальнеологических зон, реализация культурных и производственно-экономических проектов агросектора и бизнеса. Все это в обозримом будущем даст положительные плоды. Для Астраханской области главной сферой приложения усилий власти и общества является привлечение инвестиций в реализацию крупных народно-хозяйственных проектов. Относительно Волгоградской области можно отметить то же, с дополнением и упором на развитие орошаемого земледелия. Ростовская область также способна нарастить показатели, используя колоссальный производственно-экономический и трудовой ресурсный потенциал. Воронежской области выдающиеся черноземные угодья, возможно, позволят делать устойчивые шаги вперед. Ставропольский край всегда славился своими хлебами, и в нем имеется объемный пласт работы, включающий помимо прочего селекционную производственную деятельность, семеноводство, а также другие аграрные направления — овоще-, плодоводство, виноградарство и так далее.
Объективно развитие сельского хозяйства определено необходимостью обеспечения населения продовольствием соответствующего качества и в требуемом количестве. Оно является важнейшей сырьевой базой перерабатывающей промышленности, АПК и других сегментов национальной экономики, одновременно обеспечивает прогрессивную динамику всего шлейфа разнообразных отечественных и общемировых производств, включая сельхозмашино-, автомобиле- и тракторостроение, выпуск минеральных удобрений, средств защиты растений и животных, совершенствование других технологичных сегментов с высокой добавленной стоимостью. Кроме того, отрасль выступает внутренней сущностью устройства сельских территорий, которую невозможно представить без определенного уклада жизни, особых духовных черт местного населения. При этом эффективное использование природных ресурсов, плодородия почв, поддержание богатых исторических традиций аграрного сектора с позиций здравой экономической логики и объективного реализма делают развитие сельского хозяйства актуальным в рамках современного состояния общества.
ЛИЧНОСТНОЕ ВЛИЯНИЕ
Прогресс отрасли на всех уровнях необходимо анализировать с системных, комплексных позиций, отказавшись от чисто рыночных или, наоборот, исключительно социально ориентированных, экологических и прочих частных коннотаций. При этом экономический вопрос играет одну из ключевых ролей среди многих аспектов совершенствования аграрной сферы. Однако при всей важности данная составляющая должна быть приведена к единому знаменателю с особенностями социальной трансформации, социализированности сельского населения, институционализации села, формирования новых эффективных инструментов и звеньев инновационной, в том числе информационной, экономики. В связи с этим целеполагающей парадигмой можно представить эклектично расширенную научно обоснованную фундаментальную концепцию устойчивого развития сельского хозяйства в частности и АПК в целом в контексте общей институциональной и экономической системы общества.
Данную концепцию высокоэффективных систем агробизнеса необходимо строить, исходя из определенных ориентирных составляющих: личное, инновационное и государственно-компетентностное воздействие. Ключевая и целеполагающая роль в рамках первого влияния принадлежит творческому побуждению, совершенствованию духовного начала с опорой на внутренний мир и жизнеустойчивый корень населения, без чего невозможно осуществление эффективного само- и управления, а также производства в целом. Отмеченный момент может быть выражен в развитии человеческого и социального капитала сельских местностей и городских агломераций, особенно отчетливо наблюдаемом в условиях территорий опережающего развития. Все это должно происходить с помощью возрождения науки, просвещения и одновременного повышения значимости частично антропогенизированной сельской интеллигенции, когда государственная идеология устойчивого развития носит качественно новый, полезный и экономически оправданный характер.
ПРИМЕНИТЬ ЗНАНИЯ
Комплексное инновационное воздействие возможно при осуществлении ускоренного развития сельского хозяйства, формировании и структурировании более совершенных технических и технологических укладов аграрного производства, целенаправленном переоснащении действующих компаний, создании новых предприятий на основе передовых подходов в технологиях, организационно-управленческой сфере. Немаловажную роль при этом играют восприятие знаний, психология социокультурной адаптации, реализация производственного управления и воспитания. Технологические сдвиги аграрной экономики, сохранения и приумножения природного богатства необходимы не только для достойного и успешного существования сегодняшнего социума, но и для будущих поколений.
Такая парадигма устойчивого целостного развития является объективно неизбежной в прохождении современной стадии, на которой находится общество. В основных постулатах она опирается на активизацию творческой составляющей ведения сельскохозяйственного производства и АПК, ориентацию на просвещение и инвестиции в человеческий и социальный капитал. При этом сохраняются богатые традиции и устои народонаселения сельских территорий и обеспечивается возможность сбережения природных, духовных и экономических богатств для творческого развития будущих поколений.
НАПРАВИТЬ РЕФОРМЫ
Государственно-компетентностное воздействие должно выражаться в создании социокультурной и производственной инфраструктуры для положительных сдвигов в области сельского хозяйства. В этом случае такая политика будет являться активным макрофактором, позволяющим использовать определенные направления совершенствования аграрного производства в целом. В первую очередь речь идет о подготовке, утверждении и выполнении государственных программ, касающихся разных видов сельскохозяйственной деятельности, а также об осуществлении научно-практической работы в бюджетных и частных образовательных, научно-исследовательских учреждениях, действующих в аграрной сфере. Большое значение имеют также развитие благоприятной инфраструктуры в рассматриваемой области, претворение в жизнь социальной политики, создание надлежащих социокультурных условий жизнеобитания в сельской местности. В данном аспекте следует уделить особое внимание выравниванию уровня жизни на селе и в городе. При этом необходимо придерживаться концептуальных основ самоидентификации сельского населения, сохранения уклада. Кроме того, государственная политика должна быть направлена на экологизацию природной и сельскохозяйственной производственной среды, сбережение и приумножение природного капитала — биоразнообразия. Следует использовать агрокластеризационные подходы в совершенствовании производственно-экономической и социальной жизни в аграрной сфере для стимулирования высокоэффективной деятельности сельского и городского населения в условиях ТОР.
Нужно еще раз отметить, что фундаментальным началом, в свете которого видятся перспективы дальнейшего развития отрасли, формирования устойчивой системы агросектора и соответствующих институтов является внутренний духовно-нравственный стержень сельских жителей. Несмотря на трудности, они смогли не только сохранить приемлемый уровень производства продуктов питания, но и не допустить душевной деградации, хотя к этому были предпосылки. Именно на поддержание и повышение уровня способностей и духовно-нравственных качеств внутреннего генетического потенциала важно направить реформы как в производственно-технологической области, так и в сфере социального развития и создания адекватных современным условиям институтов.
НЕОБХОДИМОСТЬ ОБНОВЛЕНИЯ
Ряд исследователей отмечает, что главными институциональными составляющими формирования системы с должным уровнем экономической эффективности сельскохозяйственного производства с позиций концепции устойчивого развития, инновационной направленности инвестиций и творческой деятельности являются три блока. Первый включает грамотную государственную аграрную политику, которая выражается в усилении производственной и потребительской кооперации, а также в повышении социального и общечеловеческого капитала с помощью просвещения, образования и приумножения духовных ценностей. Второй блок подразумевает институционализацию, кластеризацию, социализацию села и сохранение сельского уклада жизни. В данном аспекте важны изменение роли и переориентация интересов аграрного бизнеса при государственно-частном партнерстве. Следует создавать условия для привлечения инвестиций в АПК. Модификация технологического уклада сельского хозяйства составляет третий блок. Для этого необходимы формирование достаточного уровня рентабельности производства в результате взвешенного паритета цен и создание реальных экономически целесообразных структурообразующих укладов. В свою очередь, изменение роли бизнеса в рассматриваемой области представляется объективной тенденцией, без претворения в жизнь которой затруднено развитие сельского хозяйства. Его современная инертная форма не только не позволяет добиваться системного улучшения, но и не обеспечивает реализацию формальных рыночных задач.
Таким образом, результаты исследования указывают на острую необходимость организации новой экономической гиперсубстанции в виде самостоятельной структуры государственно-частного партнерства, по статусу равной министерству. Вместе с тем следует предположить, что создание в ближайшем будущем такой квазиинтеграционной структуры в аграрном секторе экономики отдельного взятого региона возможно в Краснодарском крае, обладающем благоприятными характеристиками. Данная работа требует активных организационно-управленческих мер по развитию экономики и социокультурной сферы жизнедеятельности населения регионов России.