Вопрос необходимости — применение химического пара в технологии no-till
Текст: Е. Турин, канд. с.-х. наук, науч. сотр.; К. Женченко, науч. сотр., ФГБУН «НИИ сельского хозяйства Крыма»
При внедрении новых агротехнологий у сельхозпредприятий возникает ряд вопросов, особенно касающихся не обязательных, но рекомендованных операций. В рамках нулевой системы земледелия одним из таких допущений, вызывающих разногласия, является целесообразность применения химического пара.
Как известно, при технологии, именуемой в международной практике no-till, полностью исключаются обработки почвы под все культуры в течение длительного времени. Помимо этого, в севооборотах отсутствуют чистые пары, так как основное требование данной системы — соблюдение постоянного покрытия поля растениями или их пожнивными остатками. Использование химического пара допускается, однако специалисты пока не пришли к однозначному мнению о его необходимости.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Одними из первых на подобный способ обработки полей, подразумевающий уничтожение сорняков с помощью отдельных гербицидов или баковых смесей, перешли канадские фермеры. Следует отметить, что в этой стране практически отсутствуют голые пары, в то время как в России мало применяется химическая разновидность. В этом направлении интересен опыт по ведению сельского хозяйства в провинции Саскачеван, которую неофициально зовут «хлебной корзиной» Канады. Она является остро засушливой территорией, где количество выпадающих осадков составляет от 326 до 433 мм, при этом в степной части Республики Крым среднемноголетний уровень — 428 мм. До недавнего времени основной культурой в этой зоне считалась пшеница, а севооборот также включал черный пар. В итоге местные фермеры в зависимости от складывающихся погодных условий могли два года сеять данное растение и в следующие два года оставлять пар. Назывался такой подход звучно: пшенично-паровая монокультура Канады.
Сегодня в провинции Саскачеван выращивается 16 полевых культур, главными из которых являются пшеница, ячмень, овес, лен, рапс, горчица, нут, чечевица и канареечник. За последние 25–30 лет большинство фермеров перешли на технологию no-till, и количество голых паров сократилось с 50 до 8,5%. При необходимости применяются химические пары. По мнению канадских аграриев, нулевые технологии в этом районе приживались нелегко и небыстро по сравнению со странами Латинской Америки. По их сведениям, далеко не всегда и не на всех территориях поднималась урожайность выращиваемых культур, и, самое главное, при новой модели земледелия надежно консервировалась почва — основа сельского хозяйства. Для каждого канадского фермера вопрос сохранения земли для будущих поколений своей семьи считается наиболее важным. Следует отметить, что Двейн Бек, мировой ученый в области нулевых технологий, по поводу химических паров высказал однозначное мнение. В частности он считал, что химический пар является не слишком эффективным средством для прерывания цикла болезней, устранения вредителей и сорняков по сравнению с паром черным. Более того, лучше использовать правильно подобранную культуру или зеленый пар. Последней разновидностью в Канаде называют посев зеленого навоза — аналога сидеральных растений.
ОПТИМАЛЬНАЯ СХЕМА
В свою очередь, на семинаре, прошедшем в июле 2020 года на базе ФГБНУ «Челябинский НИИСХ», отмечалась высокая эффективность применения химического пара в российских условиях. Первый заместитель министра сельского хозяйства Челябинской области А. В. Завалишин, озвучивая проблемы региона, остановился на использовании данного метода и привел итоги реализации в течение последних двух лет схемы, предложенной одной из российских фирм. Среди лучших вариантов, представленных на мероприятии, был подход, подразумевающий внесение гербицида сплошного действия «Торнадо» в чистом виде и в смеси с препаратом «Зерномакс». Институтом испытывались различные дозировки и растворы, в результате чего наиболее перспективным и экономным было принято сочетание двух средств в объемах 2,5 и 0,5 л/га соответственно. Разумеется, всех аграриев интересовало последействие такой обработки. Специалисты, в частности руководитель КФХ Н. П. Шаманина, на чьих полях проходили производственные опыты по испытанию химических паров, отметили, что угнетающий эффект на посевы озимой пшеницы по этому варианту не отмечался и остаточное количество глифосата в почве на следующий год не фиксировалось. Помимо этого, директор ФГБНУ «Челябинский НИИСХ» утверждал, что технология химического пара имела место в планах на будущее еще у академика А. И. Бараева. Примечательно, что на посевах пшеницы одним из лучших для защиты от сорняков агрономы признали гербицид «Прима», на горохе — препараты «Гербитокс» и «Корсар» в нормах расхода 0,7 и 2 л/га соответственно.
МОДЕРНИЗИРОВАТЬ МЕТОД
Специалисты компании ООО МИП «Кубанские агротехнологии» также считают, что одним из путей борьбы с сорняками является применение химических паров. По их мнению, такой подход имеет биологические и экологические преимущества в сравнении с черными парами при существенной экономической выгоде. В этой организации была разработана методика реализации данной технологии, заключающаяся в полной или частичной замене механической паровой обработки почвы внесением гербицидов сплошного действия, чаще группы глифосатов. Регулирование нормы расхода этих препаратов при сохранении и даже увеличении их результативности особенно актуально. Для достижения необходимого эффекта следует применять различные способы смягчения воды, малообъемное внесение и опрыскивание в ночное время. При этом наиболее действенным является инновационный метод усиления действия глифосатов, в последние годы широко внедряющийся в ряде регионов России. Он основан на введении в баковую смесь специально подобранного комплекса аминокислот. Они временно приостанавливают воздействие гербицида в надземной части растения, препятствуя нарушению фенольного обмена, и тем самым обеспечивают свободное его проникновение с нисходящими токами к корневой системе. При этом часть растения, находящаяся на поверхности, отмирает не сразу, а только после достижения глифосатом корней: обычно через 2–3 недели после использования препаратов.
В ходе испытаний было установлено, что результат обработки сорняков в период их активного роста «Раундапом» при норме расхода 2,5 л/га был сопоставим с эффектом, достигнутым при применении баковой смеси с пониженной дозой этого гербицида, равной всего 0,8–1 л/га, специально подобранными аминокислотами и аммиачной селитрой в объемах 10 г/га и 2 кг/га соответственно. В экспериментах наблюдалась практически полная гибель многих вредоносных сорняков — пырея ползучего, бодяка полевого, канатника, щирицы, амброзии полыннолистной, мари белой, дурнишника, щетинника, проса куриного, свинороя пальчатого, вьюнка полевого и всходов падалицы культурных растений. При этом достигалась биологическая эффективность на уровне 89–100% и почти в два раза сокращались затраты.
НАКОПИТЬ ВЛАГУ
Следует отметить, что в целом модернизированный метод, разработанный ООО МИП «Кубанские агротехнологии», дает возможность резко снизить засоренность посевов корнеотпрысковыми и корневищными многолетними сорняками. Более того, его эффективность оказалась выше, чем при обработке глифосатами с повышенной нормой расхода, равной 2,5–4 л/га. Данный агроприем уже реализуется в некоторых хозяйствах Ставропольского и Краснодарского краев, Волгоградской, Новосибирской и Ростовской областей, где широко применяется технология no-till. В прошлом году примерно половина сельхозпредприятий Южного Урала получила высокую биологическую эффективность и экономию при довсходовой обработке посевов глифосатами, в том числе на химических парах. Теперь подобный метод используется в Республике Крым.
Интересно мнение В. Л. Астафьева, доктора технических наук и профессора, о применении химического пара. Он утверждал, что данный метод не только очищает поля от сорной растительности, но и является эффективным способом накопления влаги. Так, если за 100% взять наличие продуктивной влаги в черном пару, то ее запасы в химическом пару будут равняться 137%. С целью изучения влияния технологии прямого посева на продуктивность полевых культур и плодородие почвы, в том числе на уровень влаги в ней, специалисты филиала ФГБНУ «ФНЦ агроэкологии, комплексных мелиораций и защитного лесоразведения РАН», расположенного в аридной зоне Нижнего Поволжья, провели стационарный полевой опыт. Одним из вариантов исследования выступало использование химического пара. На начальном этапе изучения технологии прямого посева, приходившемся на 2018–2019 годы, за счет наличия на поверхности участка с химическим паром растительных остатков предшествующих культур влага накапливалась не только в метровом слое, но и на глубине 0–30 см, что имело решающее значение для получения всходов озимой пшеницы. Необрабатываемая механическим путем почва на варианте с химическим паром аккумулировала влагу атмосферных осадков в слое 0–30 см в количестве 27,2–55,5%, с занятым паром, который убирался весной и в течение лета обрабатывался по принципу черного, — на уровне 14,6–30,8%.
Таким образом, можно сделать определенные выводы: нулевая технология и метод химического пара в качестве ее составной части имеют как своих приверженцев, так и противников. Бесспорно, природа и культура земледелия на разных континентах и в странах очень различаются. Заимствовать иностранные методики следует мудро, поскольку специфика климатических условий накладывает свой отпечаток на любые технологии. В этом направлении нельзя рассчитывать на успех только за счет кардинального изменения способа обработки почвы или применения химического пара — необходимо также повышать общую культуру земледелия и учитывать особенности почвенно-климатической зоны, собственные способности и возможности.