Техника Оборудование Растениеводство 24 февраля 2025

Цифровая эволюция

Цифровая эволюция

Текст: Дарья Харитонова

Мир стремительно развивается, точные технологии активно внедряются в различные отрасли бизнеса, жизни, промышленности. Современники уже назвали это «четвертой промышленной революцией».

— Цифровая трансформация всех отраслей промышленности процесс, скорее эволюционный, — отмечает глава компании «Агроноут», почвовед-эксперт, канд. биол. наук Алексей Трубников. — И мы наблюдаем эту эволюцию в различных отраслях. Сельское хозяйство в силу своей инерционности и консервативности вливается в этот процесс в последних рядах. Но это позволяет избегать ошибок на пути, уже пройденном другими отраслями и сферами производства во внедрении цифровых продуктов.

О том, что цифровизация — это реальный инструмент повышения эффективности всех бизнес-процессов, не говорит только ленивый. В этом контексте точное земледелие — пока единственный путь к реальной оптимизации неуклонно растущих затрат на удобрения, семенной материал, мелиоранты, десиканты и прочее.

— На каждом конкретном гектаре своя совокупность лимитирующих урожайность факторов: особенность рельефа, состав материнских пород, глубина залегания и качество грунтовых вод, переуплотнение, развитие ветровой и водной эрозии, кислотность почвы, характер и масштаб засоления и другое, — разъясняет Алексей Трубников. — Отсюда наличие участков с высокой, средней и низкой влагообеспеченностью, мощностью стеблей растений и их корневой системы и, соответственно, урожайностью. Ее разбег в рамках одного и того же поля может составлять от 10 до 90%!

При этом большинство сельхозпредприятий сейчас работает с единой нормой высева, внесения удобрений, мелиорантов, десикантов и т. д. Тем самым напрасно расходуют материалы, пытаясь получить экономический эффект с фактически бесплодного участка, а где-то, в зоне высокого плодородия, недокармливают культуры.

Применение точных технологий позволяет распределять удобрения и семена не единой нормой на все поле, а с учетом зон почвенного плодородия: на малоперспективных участках сокращать нормы внесения, на участках с высоким агрономическим потенциалом — увеличивать.

Такой подход позволяет выстроить две основные стратегии увеличения рентабельности: элементарно снизить издержки, сэкономив на удобрениях в малопродуктивных зонах, либо за счет рационального перераспределения удобрений повысить урожайность и качество продукции.

Например, в первом случае, можно уменьшить питание непродуктивных зон и сэкономить затраты на «минералку». Таким образом бюджет на удобрения будет оптимизирован минимум на 10%, а это даже по грубым подсчетам составит от трех до шести млн рублей на среднее по размерам российское хозяйство.

Второй путь — перераспределение удобрений из малоперспективной красной зоны в более перспективную по урожайности зеленую зону.

То есть на жирные, плодородные почвы нужно давать гораздо больше, чем сейчас, удобрений, а на слабые участки — меньше. В результате более отзывчивые к питанию зоны дадут прибавку к урожайности и увеличат экономический эффект всего хозяйства.

Практика показывает, что такой подход позволяет повысить урожайность на плодородных участках минимум на 5–7 ц/га, не увеличивая затрат на удобрения в целом по полю.

Этот же подход применим и в других производственных операциях — внесении раскисляющих мелиорантов, фосфогипса, посевного материала и т. д.

СТРАХИ НЕ ПУСКАЮТ

Смена парадигмы землепользования при всех очевидных плюсах упирается в стандартный набор страхов от неопределенности перед чем-то новым. Например, самый распространенный страх аграриев — высокая стоимость технологии. Чтобы развеять этот миф, нужно понять, из чего состоит процесс.

— Фундаментом точного земледелия становится точное знание о полях, которое формируется на основе комплексного обследования земель, — разъясняет Дмитрий Борщев, почвовед, директор по развитию компании «Агроноут». — В нашем подходе это исследование ведется с помощью анализа ретроспективных космических снимков, накопленных за 40 лет, а затем уточняется на месте в поле. Комплексное почвенно-ландшафтное обследование позволяет изучить морфологию и специфику почвы на конкретном участке поля. Оно становится базой для понимания лимитирующих урожайность факторов, нюансов в определении почвенных разностей и оценки плодородия. То есть позволяет «нащупать» зоны различного плодородия почвы.

На основе этих данных создаются карты-задания, в которые закладываются нормы удобрений, высева, количества мелиорантов и т. д. Работа по таким картам позволяет вносить точное количество вещества в конкретный участок поля. Они же загружаются в бортовые компьютеры техники, которая, следуя по спутниковой навигации, автоматически регулирует дозировку внесения на каждом участке.

Таким образом, чем больше будет известно о каждом участке, тем больше возможностей откроется для точного земледелия.

— Комплексное обследование — главный базовый этап технологии, и наша практика показывает, что расходы на эти операции составляют не более 3–5% от бюджета, который хозяйство закладывает, например, на покупку удобрений, — считает Алексей Гонченко, коммерческий директор компании «Агроноут».

Если учесть, сколько хозяйство в год тратит на удобрения, и что в результате перехода на точное земледелие сократится количество вносимых материалов или повысится их окупаемость, этот страх перестает быть значимым.

ТЕХНИКА

Еще одним мифом на пути внедрения точного земледелия для аграриев представляется покупка дорогой и «супернавороченной» техники, производители которой «ушли» из России. В этом частично есть доля правды: техника для внесения по картам-заданиям действительно подходит не каждая. Но и для тех, у кого техника не оборудована на конвейере, есть выход.

Сейчас появились готовые комплекты переоборудования машин даже с аналоговым, механическим принципом работы. Комплекты включают в себя актуаторы, мониторы, гидромоторы с ШИМ управлением, датчики и устанавливаются на месте, в хозяйствах.

— А значит, можно переоборудовать под точное внесение уже имеющуюся в хозяйстве технику, чем наша компания уже несколько лет успешно занимается, — говорит Максим Агарков, руководитель сервисной службы компании «Агроноут».

Решения эти, в том числе российского производства, доступны, и их количество ежегодно увеличивается. Кстати, модернизация единицы техники обходится в 600–900 тыс. рублей, в то время как прецизионные устройства с завода раньше стоили значительно дороже.

КАДРЫ

Останавливает на пути к развитию и мысль, что для работы по картам-заданиям нужны «продвинутые» механизаторы.

— Активировать с флешки нужную карту-задание под определенным номером не сложнее, чем поставить любимый трек на магнитоле, — уверен Максим Агарков. — Практика показывает, что за более чем десять лет работы с внедрением карт-заданий проблем у механизаторов не наблюдалось.

Более того, обучение персонала работе с цифровыми решениями сейчас активно продвигается на государственном уровне, за это берутся университеты, создаются специальные курсы повышения квалификации, например, в Нижегородской области и Красноярском крае. И не менее активно включаются в процесс обучения персонала компании-интеграторы цифровых решений, работая на местах.

Как и все новое, технология точного внесения представляется сложной и непредсказуемой. Между тем, практика точного земледелия в России уже многолетняя.

— Только нашей компанией уже обследовано более 850 тыс. га в России и Казахстане, и на них работают точно, — замечает Алексей Трубников. — Среди них есть ряд хозяйств, которые готовы делиться своим опытом, рассказать о нюансах и помочь избежать ошибок. К примеру, агропредприятия, которые входят в ведущую отраслевую ассоциацию разработчиков, производителей и потребителей цифровых решений «ЭлектронАгро».

РЕАЛЬНЫЙ ОПЫТ: ЮФО

В компании «Рассвет» Ростовской области за счет точного внесения удобрений экономический эффект на пшенице получился около 2 тыс. рублей с каждого гектара, а на подсолнечнике — порядка 3,5 тыс. руб/га.

— Наши поля обладают высочайшей пестротой плодородия: урожайность подсолнечника на одном конце поля может достигать 34–40 ц/га, а на другом не превышать 3–5 ц/га, — рассказывает директор ООО «Рассвет», заслуженный работник сельского хозяйства России Сергей Авакян. — При работе единой нормой мы где-то недополучали урожай, а где-то впустую расходовали удобрения. И по отдельным полям рентабельность шла «впритирку». Со временем мы уперлись в потолок своей урожайности, исчерпали все резервы и решили проинвестировать цифровизацию производства. И это был тот выход, который мы искали: работать по картам-заданиям и дифференцировать внесение удобрений. То есть больше кормить высокопродуктивные участки полей и снижать затраты на менее продуктивные.

В результате рентабельность на участках, где перешли на работу с удобрениями по картам-заданиям, увеличилась в среднем на 7%.

— Четче обозначился реальный потенциал наших полей, увеличилась урожайность и рентабельность, — отмечает Сергей Авакян. — Конечно, сделать первый шаг было трудно, но, не попробовав, мы продолжали бы биться в эту стену безнадежности, пытаясь поднять планку урожайности прежними средствами.

— Основной эффект от точного внесения удобрений будет заметен на площадях с высокой неоднородностью плодородия, — говорит Алексей Трубников. — Так, на полях с серьезной контрастностью зон экономический эффект может составить 5–7 тыс. рублей с каждого гектара.

На землях более однородных по плодородию эффект будет меньше, но с учетом неуклонно растущих цен на минеральные удобрения прирост маржи может достигать от 1,5 до 2 тыс. руб/га.

В среднем, по практике работы компании «Агроноут», при точном внесении удобрений экономический эффект с гектара составляет 3 тыс. руб. На пропашных — подсолнечнике, кукурузе, сахарной свекле, он выше и может достигать 5–6 тыс. руб/га.

И это только один из эффектов, который хорошо просчитывается. Сюда же добавляется эффект от применения автопилотов, точного знания площадей полей и их потенциала, а также быстрого и качественного процесса получения новых знаний о совершенствовании технологий возделываний культур за счет новой методики опытного дела с инструментами точного земледелия.

Популярные статьи