Теплицы 6 октября 2020

Тенденции спроса: обзор рынка овощей и зеленных культур

Тенденции спроса: обзор рынка овощей и зеленных культур

Текст: Е. Козина, аналитический обозреватель, исследовательская компания «Новые Технологии»

Для многих отраслей российской экономики, в том числе для сельского хозяйства, пандемия, вызванная новой коронавирусной инфекцией, стала непростым испытанием. Определенные негативные тенденции наблюдались в тепличном секторе, что отмечалось игроками этого рынка.

Несмотря на это стало известно, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области инвестирует около 53 млрд рублей в новые проекты агропромышленного комплекса, которые реализуются в регионе. Так, со слов руководителя местного аграрного ведомства, уже началось остекление первой очереди тепличного комбината в округе Воскресенск. Объем продукции производства будет составлять около 27 тыс. т овощей в год. То есть запланированные проекты в данном секторе продолжают реализовываться, поэтому интересным станет обзор потребительского спроса тепличной продукции.

ТОЛЧОК К РАЗВИТИЮ

Летом Национальный союз производителей плодов и овощей запросил в Администрации Президента РФ поддержку для предприятий, выращивающих овощные культуры в условиях защищенного грунта, поскольку, по данным ассоциации, в период пандемии из-за снижения покупательской активности спрос на такую продукцию упал на 30%. В то же время для некоторых компаний распространение заболевания стало не столь критичным. Как отметила Ольга Кузьмицкая, руководитель отдела маркетинга агрохолдинга «Московский», ситуация с вирусом дала их предприятию толчок к развитию: за месяц был запущен маркетплейс по продаже сетов из овощей, зелени и ягод. Уверенности в действиях у компании не было, однако потребители встретили новые предложения отлично. В рознице в период снижения трафика покупателей из-за изоляции спрос на продукцию агрохолдинга упал, однако после того как первичный стресс прошел, показатели начали восстанавливаться. В итоге нездоровая экономическая ситуация способствовала созданию полноценной конкуренции. На волне слухов о возможном повторении вспышки вируса компания не предпринимает особых мер и не готовится к возобновлению изоляции, поскольку первая волна пандемии позволила трансформировать отношение агрохолдинга к онлайн-продажам, и теперь основные планы базируются на развитии этого нового канала сбыта.

Нельзя сказать, что другие производители чувствовали себя плохо в период пандемии: сейчас многие предприятия объявляют о развитии производства зеленных культур и салатов в горшочках. Например, ЗАО Агрофирма «Выборжец» планирует расширить свой тепличный комплекс и нарастить выпуск горшочков, упаковок с зеленью и салатами в три раза. Компания «Белая Дача» купила салатный завод в городе Новосибирске, а холдинг «Эко-Культура» предполагает увеличить территории для производства салатов на 2,5 га. О росте их потребления в среднем на два процента сообщает организация «Технологии Роста».

Топ производителей овощей

ВОПРОС СЕЗОНА

По данным ГК «Новые Технологии», на рынке фасованных овощных и зеленных культур в период с 2018 по 2019 год на долю овощей приходилось 66% продаж от всей категории «зелень и свежие овощи» в денежном выражении, на зелень — 32%, наборы — 3%, а оставшийся минимальный объем — на категорию «прочее». Лидирующие позиции в реализации фасованных овощных и зеленных культур в натуральном выражении занимали «Белая Дача» — 13%, агрохолдинг «Московский» — 16%, «Агро-Инвест» — 6%. В различных категориях в натуральном выражении покупатели чаще всего приобретали наборы из зелени со средней ценой 50 рублей — 81%, а также пряные срезанные травы — 65% при стоимости 65 рублей. Следует отметить, что выращивать и продавать зеленные культуры выгоднее, поскольку они требует гораздо меньших затрат на вегетацию, при этом приобретаются весьма активно. Кроме того, альтернатива в виде салатов и зелени, которые бы реализовывались в торговых сетях на вес, отсутствует, за исключением капусты и подобных кочанных. В овощах фиксировался минимальный разброс по продажам: спрос на томаты и огурцы распределялся практически равномерно — 32 и 37% соответственно. В среднем по торговым сетям за весь период цена на огурцы колебалась в районе 60 рублей, томаты — 100 рублей.

Продажи зеленных культур и овощей

В целом все овощи и зеленные культуры достаточно стабильно продаются в течение года. В категории «зелень» спрос обычно растет в декабре и марте для всех подразделений, при этом выделяется интересная особенность: продажи данной продукции практически не зависят от цены. В свою очередь, реализация овощных наборов внутри подкатегорий обусловлена разными сезонами: товары из зеленных культур лучше всего приобретаются весной, а из овощей — в начале зимы, причем из последних пользуются наибольшим спросом в декабре и середине весны именно огурцы и томаты. Однако для всех наборов характерна единая тенденция: снижение спроса к августу, поскольку к этому времени продукцию из торговых сетей заменяют овощи и зеленные культуры либо с личных участков потребителей, либо от локальных небольших производителей.

КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ

Безусловно, на объемы продаж категорий сильно влияет тренд, сезонность и внешний вид продуктов, в меньшей степени — изменение цены на товар. По этой причине в летний период, когда на рынок поступает большой объем локальной продукции, покупательский спрос смещается в ее сторону — такие овощи кажутся более натуральными, и потребители готовы за них переплатить. Разумеется, подобная ситуация уменьшает продажи овощных и зеленных культур в торговых сетях в летний период, однако в остальное время определяющим фактором реализации становится здоровый внешний вид продуктов, а цена не оказывается на первом месте. Следует отметить, что в последние годы тренд на ЗОЖ все заметнее сказывается на модели поведения покупателей и формирует спрос на продукты для поддержания активного образа жизни. Вместе с этим опасная эпидемиологическая ситуация подталкивает людей все чаще делать выбор в пользу онлайн-магазинов, и такая тенденция поможет утвердиться в нише сервису по продаже овощных и зеленных культур через Интернет, и, вероятно, приведет к появлению подобной услуги у других производителей. Вступят ли они в гонку предложений, как нынешние лидеры по онлайн-продаже еды, или станут активнее работать в коллаборации? Дальнейшее развитие данного направления станет очевидным позже, однако ответ компании на запросы покупателей всегда будет идти на пользу для обеих сторон.

Популярные статьи