Растениеводство 13 мая 2016

Снижение расходов на логистику в сельском хозяйстве

Снижение расходов на логистику в сельском хозяйстве

Текст: А. Моисеев, руководитель направления бизнес-аналитики управления сервисов компании Softline

Контроль и оптимизация расходов — одна из ключевых позиций эффективного управления компанией, особенно в непростой экономической ситуации. Однако в этом направлении необходим грамотный и аккуратный подход, чтобы не навредить развитию организации и увеличить ее доход.

Складская и транспортная логистика, а также экспедирование — традиционные направления оптимизации издержек у многих компаний. Особенную роль логистические процессы играют в агросекторе, электронной коммерции, дистрибуции и некоторых других направлениях. Сегодня в компаниях отделы, занимающиеся этими процессами, берут на себя все новые функции, в результате чего им приходится работать с большим количеством информации. Справиться с этой проблемой и оптимизировать бизнес помогут аналитические системы.

СКРЫТЫЕ ЗАТРАТЫ

Обычно анализ расходов на логистику является довольно сложной задачей, потому что эти издержки спрятаны в других затратах. Стремление их снизить и специализированное логистическое программное обеспечение могут помочь бизнесу, однако этого недостаточно. Для оптимизации цепочек поставок и перемещений необходима глубокая аналитика, включенная в процесс принятия управленческих решений.

Важная задача бизнеса в течение последних двух лет — оптимизация производственных фондов. Обычно в период спада в экономике многие компании могут рассматривать неиспользуемые ресурсы как средство привлечения финансов. Не загруженные полностью грузовики, лишние квадратные метры и тому подобное — все это необходимо проанализировать каждому предприятию и оценить в цифрах значимость для бизнеса. Позже есть смысл перейти к динамическому онлайн-учету из-за частых и существенных изменений в экономике. Необходимо обращать внимание и на сферу ответственности менеджмента логистических подразделений. В последнее время он все больше связан с основным бизнесом компаний — участвует в анализе клиентской и партнерской базы, которая нередко злоупотребляет возможностью накапливать дебиторскую задолженность. Этот финансовый сегмент необходимо контролировать. Изменения количественно-качественного состава автопарка, соотношение использования своих и подрядных машин, планирование сдачи транспорта в аренду — еще одна малая, но важная часть расходов предприятия, которая может сказаться на его балансе как положительно, так и отрицательно. Платформой для оптимизации и развития логистических департаментов служит наглядная, доступная круглосуточно и ежедневно в режиме онлайн информация о движении сырья, продукции, услуг по производственной цепочке агрохолдинга. Собираться и обрабатываться она может при помощи специальной аналитической программы.

ЕДИНАЯ СИСТЕМА

Сокращение издержек в стрессовых экономических условиях необходимо не только для выживания предприятия, но и для его развития, вывода новых продуктов, которые ранее были недоступны либо экономически несостоятельны, а главное — сервисов b2b, b2c. Диверсификация бизнеса влечет увеличение и усложнение задач логистики, расширение сферы ответственности. Примерами могут служить введение сервиса по регулярной доставке фермерских и экопродуктов, открытие ретейл-сетей ведущими агрохолдингами, а также развитие направления общепита компаниями по мясопереработке. При этом сельхозпроизводителям следует помнить, что бизнес всегда ограничен логистическими мощностями, поскольку он не может обойтись без издержек в периоды недогрузки и перегрузки, а также из-за разной динамики развития деятельности агропредприятий и рынка в целом.

Основа для синхронизации ведения бизнеса и его точного планирования — комплексная аналитическая отчетность. Она должна быть единой, системной, включать в себя отчеты по многим направлениям деятельности компании, потому что анализ каждой отдельной активности хоть и прост, но не играет положительной существенной роли. При этом разбор отчетностей должен быть именно аналитическим, поскольку большое количество часто меняющихся данных не уместить на дисплее, а попытка одновременного рассмотрения всей информации запутает даже очень внимательного и скрупулезного менеджера. Иногда объемы операционной активности выходят за пределы возможностей одного человека, и управление логистикой переходит в руки нескольких сотрудников, а часто и целых отделов, работающих на разных уровнях, — стратегическом, тактическом, операционном. В этом случае противоречивость и неполнота информации являются стандартной проблемой, решаемой только упреждающим развитием аналитических платформ, интеграцией и методологическим обеспечением.

БЕЗГРАНИЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

В направлении бережливого производства аналитические системы позволяют оптимизировать складскую деятельность с помощью сокращения персонала, роста операционной активности, времени местонахождения объектов. Также бизнес-аналитика дает возможность предприятию достигнуть максимума производительности и понять руководителю, сколько это будет стоить. Использование подобных систем позволяет проанализировать предел развития и рассмотреть варианты дальнейшей оптимизации, оценить влияние на другие участки бизнеса и стоимость, спрогнозировать ситуации, при которых то или иное изменение станет экономически целесообразным. Руководитель предприятия при помощи аналитических программ может получить расчеты для формирования локальных тактик развития бизнес-направлений и общей стратегии, особенно по расширению географического присутствия и продуктовых портфелей. «Теория ограничений» в решениях предоставляет набор пакетов отчетности, частично оснащенной интерактивными аналитическими возможностями, и позволяет видеть операционные и тактические данные на фоне всего предприятия и потенциала разных его звеньев. Обычно компании, предоставляющие стандартные возможности существующих BI-систем, предлагают разработку подходов к управлению KPI, «бережливости» производства и различные кабинетные исследования, которые также могут быть полезны руководителю агропредприятия.

 

Популярные статьи