Сепарированный биогумус - конкурент минеральным удобрениям
Текст: директор ООО «Зоотехникофф» В.Д. Величко.
В природных биоценозах за многие миллионы лет сложилась эффективная система утилизации органических отходов. Её эффективность заключается в том, что отходы становятся не опасны другим организмам, и значительная часть минерализованных питательных веществ снова возвращается в круговорот веществ.
Человек, создав современное общество, не смог решить вопрос эффективной утилизации органики, создаваемой им в процессе жизнедеятельности. Эта проблема особенно остро стоит в сельскохозяйственном производстве. Ведь каждый литр молока образует килограмм твердых отходов и литр жидких, каждый килограмм мяса — это от 5 до 15 килограмм различных отходов, каждый килограмм зерна — это минимум килограмм соломы и разного технологического мусора. Это все органика, которая забрала из пахотной земли органоминеральное питание, и вернуть обратно то, что было взято, оказывается не просто.
Сначала это все просто сыпали обратно в землю и запахивали. В результате получали массу заболеваний растений и отравленную землю. Потом стали применять специальные бактерии. Да, они действительно быстро минерализуют все. Но при этом безвозвратно теряется большая часть минеральной питательности отходов. Тогда решили эту разницу закрывать минеральными удобрениями. Это окончательно «добило» почвенную микрофлору, и все ученые и специалисты в один голос заговорили о потере гумусного слоя почвы. Все знают, что гумусный слой — это основа плодородия земли. Именно благодаря гумусу на Кубани получают и будут получать ещё лет 20 высокие урожаи вопреки всему и не смотря ни на что. Причина необыкновенных свойств гумуса очень проста. Это биополимер негенетического происхождения, который образуется в результате жизнедеятельности бактерий в кишечниках червей и насекомых. В результате эволюции этим животным нужна была пища растительного и животного происхождения. А так как гуминовые кислоты являются идеальным хранилищем минерального питания растений, то черви и насекомые научились вырабатывать в своем организме эти биополимеры. И, следовательно, где изобилие насекомых и червей, там идет активный рост растений.
Так, например, в Центральной Африке есть пастбища с очень высокой продуктивностью зеленой массы. На них ежегодно пасутся миллионные стада травоядных. Причиной оказалось насекомое — жук-скарабей. Он собирает отходы животных в шарики и закапывает их в норки. Там его личинки питаются содержимым шариков и превращают все в зоогумус. Потом в течение сухого сезона происходит минерализация остатков растений на поверхности земли, и после наступления сезона дождей этот минеральный раствор постепенно опускается на горизонт с зоогумусом и «застревает» в нем как в абсорбенте. Затем в этот горизонт опускаются корни растений, и через хелатные формы соединений минеральных веществ и гумуса происходит минеральное питание растений и стимуляция их роста.
В нашей зоне гумус в течение осенне-зимнего периода так же в своей структуре накапливает ионы азота (аммония), калия, фосфора, а потом в период их активного роста отдает минеральное питание растениям.
Минеральные удобрения — это далеко не всегда благо даже для культурных растений, потому что при их растворении меняется кислотность, окружающая корневую систему. Корни получают ожоги, быстро снижается концентрация удобрений. Так как они вступают в реакцию со всеми окружающими химическими веществами, их поглощают и нейтрализуют бактерии. Поэтому количество внесенных азота, фосфора и калия минеральных удобрений в разы превосходит их вынос из почвы с растительной продукцией. Так как минеральные удобрения кроме азотных получают из остатков древних экосистем, которые находились на большой глубине, то через интрузии в земной коре в них попадали соли тяжелых металлов. От них у калия и фосфора может образовываться наведенная радиация. И при попадании таких изотопов в человеческий организм с растительной пищей значительно повышается риск развития раковых заболеваний. Ежегодное бесконтрольное внесение минеральных удобрений наносит непоправимый вред почве. Так, если с миграцией катионов минеральных удобрений все понятно, то анионы (хлориды, сульфаты) оставшиеся в почве никуда не исчезают, и почва со временем выделяет белый налет выступивших солей, образуется солончак. Анионы значительно снижают активность гуминовых кислот.
Гумусные соли могут одновременно выступать как в роли катиона, так и в роли аниона, и при реакции с минеральными удобрениями становятся гуматами соответствующих металлов, распадаясь на углекислый газ и воду. Именно из-за внесения минеральных удобрений мы безвозвратно теряем гумусный слой почвы. Гумусные соли, находясь в почве любым количеством, не приводят к ухудшению её качества. Так, на Кубани толщина черноземов достигает трех метров. Они образовались в результате жизнедеятельности местных болотных червей. Период полураспада гумусного слоя почвы в среднем составляет 1000 лет.
Так же по исследованиям древних отложений легко можно определить, что нефть перестала образовываться после наступления каменноугольного периода. Если учесть, что каменный уголь на 85% процентов состоит из гуминовых кислот, то становится ясно, что именно возникновение у червей и насекомых способности синтезировать гуминовые кислоты (которых не было до этого) совершило переворот в биологической истории земли. Именно наличию гуминовых кислот в почве высшие растения обязаны своим существованием. Живые организмы, выйдя из океана, столкнулись с дефицитом водных растворов питательных веществ и создали себе «сухую воду» в виде гуминовых кислот.
Гуматы, производимые из бурого угля, приносят почве целый «букет» проблем. Они так же могут быть радиоактивными, гуминовые кислоты «забиты» солями тяжелых металлов, поэтому их расход по действующему веществу на порядок больше чем гуматы производимые из сепарированного биогумуса. Сепарированный биогумус становится конкурентоспособным с минеральными удобрениями при действующем веществе минеральной составляющей 100 кг на тонну сухого вещества. Также в нем содержится до 500 кг органического вещества с гуминовыми кислотами, которые задержат для растений ещё 100 кг действующего вещества азота, фосфора и калия в осенне-зимний период. Если к этому добавить коэффициент усвояемости минеральных удобрений от 0,5 до 0,1, то удобрение с действующим веществом до 40% и коэффициентом усвоения 0,5 стоит наравне с первосортным сепарированным биогумусом, так как его действующее вещество усваивается растениями на 100% и не вымывается из почвы. В нашем случае получить сепарированный биогумус с указанными свойствами удалось благодаря использованию отходов овцеводства (горячие бурты) и содержанию в них термофильных гибридов дождевых червей. Именно это сочетание позволяет получать гуминовые вещества самого высокого качества, так как эта реакция идет с поглощением большого количества тепла, которого достаточно в горячих буртах. Таким образом, данное удобрение лишено недостатков минеральных удобрений и ни в чем им не уступает. И при цене минеральных удобрений от 15 рублей за кг сепарированный биогумус по цене 10 рублей за кг сухого вещества более интересен для растениеводов, и в будущем способен полностью вытеснить экологически опасный способ выращивания растений.