Результаты мониторинга качества бензина, поступающего для применения на предприятиях АПК (на примере Владимирской области)
Текст: С. Б. Ефремов, главный инженер; С. Г. Гузалов, канд. с.-х. наук, зав. отделом аналитических исследований и испытаний нефтепродуктов, ФГБУ «Владимирская МИС»
В современном мире в связи с увеличением количества транспорта и развитием сельского хозяйства возрастает потребление бензина, который сегодня является одним из самых распространенных видов топлива. Какого же качества продается бензин на автозаправочных станциях, и на что необходимо обратить внимание при его покупке?
ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА
ФГБУ «Владимирская МИС» ежегодно с 2011 года проводит мониторинг качества автомобильного бензина, поступающего в Центрально-Нечерноземный регион для применения на предприятиях АПК. Объектом анализа является топливо, максимально используемое сельхозпроизводителями в зоне деятельности машиноиспытательной станции, — марки «Нормаль-80» и «Регуляр-92». Исследование выполняется в следующих целях: определение изготовителей и поставщиков; подтверждение соответствия автомобильных бензинов, предлагаемых рынком нефтепродуктов и потребляемых агропромышленным комплексом, физико-химическим показателям действующей нормативной документации; установление причин снижения качества горючего и выдача рекомендаций по их устранению.
Постоянный мониторинг деятельности автозаправочных станций и анализ топлива заливочных пунктов предприятий позволили выявить неоднократные нарушения как норм качества бензина, так и правил его приобретения, транспортировки и хранения. Основными причинами ухудшения характеристик топлива являются несоответствия октанового числа, фракционного состава, внешнего вида используемого бензина. Для приобретения кондиционного топлива потребителю необходимо выполнять его закупку с обязательным пакетом документов, подтверждающих качество товара, — паспортом продукции. Однако даже при наличии этих сертификатов нельзя быть уверенным в качестве предоставляемых ГСМ. Нередко руководители многих предприятий АПК даже при закупке больших объемов не проверяют качество продукции на соответствие нормативным документам в специализированных лабораториях, думая, что экономят на этом. Однако подобная бережливость может привести к техническим отказам двигателя из-за плохого бензина. Для выявления причины выхода техники из строя в первую очередь обращаются к экспертизе, подтверждающей качество топлива. Поэтому для приобретения гарантированно кондиционного автомобильного бензина, особенно при покупке крупных партий, рекомендуется проводить контрольную проверку качества по основным показателям в специализированных аккредитованных лабораториях.
ИСПЫТАНИЯ НА МЕСТАХ
В последние годы, с 2015 по 2016 год включительно, было оценено качество автобензинов на предприятиях АПК пяти районов Владимирской области. В ходе проверок установили, что основными поставщиками топлива в регионе являются ООО «Владойл», ОАО «Газпромнефть-Иваново» и «Судогодская нефтебаза». Они предлагают бензин изготовителей ООО «Лукойл-Нижегороднефтеорсинтез», АО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания». Качество автомобильных бензинов, потребляемых агропромышленным комплексом региона, определяли по результатам анализа проб путем установления соответствия значений показателей нормам действующей нормативно-технической документации. Образцы отбирали на нефтескладах предприятий АПК. Из 10 отобранных и проанализированных проб в 2015 году не отвечали нормам пять штук, или 50 процентов. Если бензин «Регуляр-92» не соответствовал критериям по октановому числу, то в марке «Нормаль-80» помимо этого не были соблюдены физико-химические показатели качества по фракционному составу. В 2015 году Генпрокуратура по поручению президента РФ совместно с сотрудниками Росстандарта провела проверку АЗС и нефтебаз, взяла под контроль рынок ГСМ страны в целом и региона в частности, наводя порядок в данной сфере. Это сразу отразилось на результатах отбора проб и физико-химических показателях. В 2016 году некондиционных автомобильных бензинов в лаборатории ФГБУ «Владимирская МИС» не было выявлено.
В отдельных хозяйствах нет собственных заправочных станций, и они пользуются сетью АЗС. По данным Российского топливного союза, лишь треть АЗС принадлежит вертикально интегрированным нефтегазовым компаниям. У крупных предприятий случаи реализации некачественного топлива — редкость, они продают продукцию собственных НПЗ и дорожат репутацией. Малые же фирмы, не производящие топливо, а закупающие его для продажи, не всегда имеют возможность приобрести качественное сырье. В пик спроса оно в дефиците, а нефтяники предпочитают предоставлять бензин собственным АЗС, поэтому покупают у тех, кто продает дешевле, но ненадлежащего качества.
ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА
Помимо нарушений качества бензина при реализации следует обращать внимание на обязательное соблюдение условий его транспортирования и хранения в самих хозяйствах. Если промывка резервуаров или цистерн сельхозпроизводителями выполняется, то часто можно наблюдать смешивание бензина одной марки, например «Регуляр-92», разных экологических классов — К3, К4 и К5, несмотря на то, что содержание серы в них различно. В итоге марка бензина одна, а ее качество существенно снижается. Соответствие требованиямГОСТ 1510–84 «Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение» необходимо, особенно если на предприятии эксплуатируется импортная техника. Прежде чем выбрать поставщика нефтепродуктов, компании нужно определиться, какой бензин она хочет приобрести и для каких машин — отечественных или иностранных. Поэтому в заявке необходимо указывать не только марку топлива и его характеристики, но и экологический класс, например бензин автомобильный «Регуляр-92»,экологический класс 5 — АИ-92-К5.
Таким образом, для использования качественного автомобильного бензина необходимо проверять его главные показатели в специализированных лабораториях. Также нужно соблюдать требования ГОСТ 1510–84 в части транспортирования и хранения ГСМ, а также закупать топливо у поставщиков, положительно зарекомендовавших себя на рынке сбыта нефтепродуктов.