Производство комплектующих в России
Материал подготовлен пресс-службой ассоциации «Росспецмаш»
Российские производители сельхозтехники, которые входят в Ассоциацию «Росспецмаш», постоянно инвестируют средства в строительство новых заводов, модернизацию и расширение действующих площадей, в выпуск новых моделей техники, в улучшение качества машин и оборудования. Сейчас одним из важнейших направлений является выпуск и углубление локализации производства компонентов.
Так как рынок комплектующих для сельхозтехники — это огромная номенклатура (в одном только зерноуборочном комбайне свыше 20 тысяч деталей и компонентов), то ситуация с импортозамещением в разных сегментах выглядит по-разному. На сегодня доля российских предприятий по выпуску комплектующих на внутреннем рынке отличается в зависимости от сегмента. В сегменте двигателей она составляет 47%, электрики — 24%, подшипников — свыше 20%, гидравлики — 9%, тормозных систем — 0%.
Рассмотрим новые реалии поставщиков комплектующих на примере одного из крупных игроков российского рынка сельхозмашиностроения. Компания выпускает сложные машины, включающие в себя десятки тысяч компонентов. Если до 2022 года гидростатические трансмиссии закупались в основном из Германии и Украины, то теперь 99% закупаются в Китае, а 1% в России. Насосы и гидромоторы раньше поставлялись в большинстве своем из Чехии. На сегодня 50% закупок приходятся на Россию, а еще 50% от всего объема приобретаются у турецких поставщиков. Планетарные гидромоторы раньше приобретались в Болгарии, теперь 40% от всего объема — российские, 60% — белорусские. Выхлопные трубы до 2022 года закупались в Бельгии, сегодня на 100% в России. Редукторы, которые раньше приобретались в странах ЕС, на 100% заменил Китай. Гидроцилиндры тоже раньше были из Европы, сегодня в объеме 20% приобретается в России, 80% — в Китае.
НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Если говорить про инвестиционные проекты по импортозамещению комплектующих, то среди наиболее крупных стоит выделить производство КПП компанией Ростсельмаш. В настоящий момент завод трансмиссий занимает промышленные площадки в 70 тыс. кв. м. На них установлено современное технологическое, контрольно-измерительное и лабораторное оборудование. С учетом планов развития предприятия будет закуплено дополнительно более 120 единиц оборудования. При этом планируемая степень автоматизации производственных процессов будет составлять 75%.
Новый завод объединил как уже действующие подразделения, так и только что сданные в эксплуатацию. К ним относится производство валов и зубчатых передач, которое является важнейшим технологическим переделом в изготовлении трансмиссий.
Производственные мощности первого этапа позволяют изготавливать компоненты в количестве, достаточном для выпуска порядка 3,7 тыс. тракторов всех серий.
В планах второго этапа развития завода трансмиссий (2026 год): освоение выпуска автоматических коробок передач для тракторов и дорожно-строительной техники; расширение линейки мостокомплектов и зубчатых деталей для комбайнов, и другое. С учетом программы развития, коллектив, занятый производством мостов и трансмиссий на все виды техники, составит до 1,5 тыс. человек.
Ростсельмаш реализовал один из стратегических бизнес-проектов, который имеет огромное значение как для компании, так и для отрасли в целом. Трансмиссии относятся к категории технологически наиболее сложных узлов, из-за чего компоненты для них в основном закупаются за рубежом либо производятся с участием иностранного капитала на совместных предприятиях.
Выпуск трансмиссий Ростсельмаш осуществляет в рамках развития тракторного производства и реализации программы импортозамещения, отвечающей требованиям федерального постановления № 719.
Кроме того, стоит отметить реализацию Петербургским тракторным заводом проекта по производству АКПП для тракторов компании. Также предприятие реализует проект по выпуску мостов, который планируется к запуску в 2025 году.
Например, такая компания, как «Алмаз», полностью заместила иностранные комплектующие в своей технике, большинство которых теперь выпускает на собственных мощностях. Свои проекты реализуют и другие российские сельхозмашиностроители.
В общей сложности это многомиллиардные инвестиции, которые были направлены в течение только последних нескольких лет. Отечественные заводы не собираются останавливать реализацию действующих инвестпроектов.
С 2022 года многие отечественные производители реализовали беспрецедентные проекты по замене западных комплектующих на комплектующие собственного производства, на компоненты от российских заводов и заводов из дружественных стран. Важно понимать, что замена комплектующих в машиностроении — это очень сложный и многоступенчатый процесс. Необходимо провести длительный цикл испытаний, чтобы подтвердить надежность и производительность сельхозтехники с новыми комплектующими. То, на что ранее требовались годы и годы, было реализовано в максимально сжатые сроки.
РОСТ СЕБЕСТОИМОСТИ
Сейчас сложилась такая ситуация, когда в России необходимо создавать производство многих компонентов с нуля. Кроме того, необходимо кратно увеличить объемы производства отечественных комплектующих на действующих площадках. Одной из проблем для отечественных заводов, которые реализуют такие проекты, является рост себестоимости выпуска компонентов. Получается так, что в России выпускать компоненты на порядок дороже, чем в том же Китае.
Ассоциация «Росспецмаш» сравнила стоимость комплектующих в России и Китае на примере деталей для МКПП трактора. Цена на детали в России больше на 160%–198%. Разница стоимости заготовок составляет от 353% до 459%. Общая стоимость производства шестерни (5,95 кг) в России составляет 7109 руб., а в Китае — 4173 руб. Получается, что в Китае выпускать комплектующие можно намного, а иногда и в разы дешевле. Такая ситуация приводит к тому, что на внутреннем рынке России складываются неравные условия конкуренции для отечественных игроков по сравнению с иностранными компаниями.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Российские производители комплектующих в своей деятельности сталкиваются с комплексом очень серьезных вызовов. Среди них отсутствие в отрасли системы технического регулирования, направленной на защиту российских производителей и борьбу с фальсификатом. Также сказывается отсутствие российского специализированного станочного оборудования и инструмента; реальные и потенциальные сложности с поставками импортного оборудования; открытость российского рынка для иностранных поставщиков; ценообразование на рынке металлов; кадровый голод.
Чтобы ускорить темпы выпуска в России ключевых комплектующих, Ассоциация «Росспецмаш» предлагает предоставлять производителям субсидии в виде грантов на развитие производства комплектующих к сельскохозяйственной технике с объемом финансирования из федерального бюджета в 2024–2030 годах в размере не менее 20 млрд руб. ежегодно; распространить льготы по страховым взносам и налогам, действующие в отношении IT-компаний, на производителей сельскохозяйственной техники и компонентов к ней в 2024–2028 годах; предоставить кредиты со ставкой 0%–1% производителям сельскохозяйственной техники и компонентов.