Продукция "ЭКО": необходимость или тенденция
Текст: Виктория Кирилишина
Положение источника недорогой еды, наполненной ГМО и прочими добавками, постепенно становится непрочным. Современный потребитель уже понимает, что питаться можно вкусно и с пользой для организма, благодаря натуральным продуктам. Наступает период, когда неплохо бы сделать осознанный выбор: взять в свои, хоть и маленькие пока, руки производство и поставки фермерской еды или согласиться на потребление «бургеров из Франкенштейна». На смену приходят новые веяния в виде «экоферм», живых и полезных проектов по овощам, фруктам, молоку и многому другому.
На рынке продуктов питания на данный момент существуют два полюса: натуральной и так называемой «искусственной» еды. В Краснодарском крае складываются благоприятные условия для развития «натурального» фермерского движения. «Компании, которые связывают потребителя и производителя в этой сфере растут и появляются чаще, — комментирует Антон Харченко, сооснователь молочного проекта «Белая Бутылка». — Корпорациям требуются немалые ресурсы для производства пищи: нефть, вода, много земли. Их бизнес функционирует с тем условием, чтобы получать эти ресурсы дешевле. В будущем может грянуть пищевая революция, потребители восстанут против искусственной еды. Сегодняшняя ситуация чем-то напоминает эпоху динозавров. Представьте огромных рептилий, которые борются за влияние. Стоит учитывать, что кроме них есть еще крохотные существа, которые пытаются выжить внизу, под ногами у гигантов. Выжить разными способами, прежде всего, образуя именно такие экопроекты, взаимодействуя с фермерами».
Что век грядущий нам готовит?
Стоит также обратить внимание на то, что технологии пищевого производства определяют степень свободы выбора человека. До эпохи индустриализации наш образ жизни был сконцентрирован на добыче пищи. В городах и, особенно, селах прошлых столетий все имелось для того, чтобы произвести пищу и предоставить жителям по соседству. Теперь на Земле большие мегаполисы, и они отделены от самого процесса производства. И здесь, как никогда, актуально говорить о фермерской продукции, да еще и с пометкой «Эко» на упаковке. Можно представить и видеть информацию о том, где и в каких условиях производились продукты.
Как отмечает Александра Комарова, директор по связям с общественностью проекта «Огородмаркет»: «Фермерские продукты с пометкой «Эко» — это новый тренд. И лишь у приблизительно 10% населения — это уже осознанный стиль жизни. К счастью, люди начинают уделять большое внимание качеству продуктов и, в том числе, отдают предпочтение натуральной продукции. В настоящее время это пока только мода, но у нее есть перспектива развития, в том числе благодаря СМИ, которые активно продвигают здоровый образ жизни, правильное питание и открыто говорят о еде, которая «убивает».
Так как продукция с меткой «Эко» на данный момент является лишь модным трендом, поэтому некоторые производители используют эту «фишку» чаще в рекламных целях и повышения объемов продаж. Однако понятие «Эко» на упаковке не всегда является синонимом «натуральному», и об этом задумывается лишь малая часть потребителей.
Например, в развитых странах экопродукты реализуются только через отделы в супермаркетах, отдельные «зеленые» витрины и специализированные магазины с такой продукцией, то есть там — это знак качества. У нас же такие товары чаще продаются в общих отделах, и покупатель редко обращает внимание на такую метку. К тому же если проверить такие «зеленые» товары, то в действительности экотоваров будут единицы».
Надолго ли это?
Приживутся ли экопроекты в Краснодарском крае? Если говорить об относительно крупных мегаполисах типа Москвы и Санкт-Петербурга, то, отъехав даже на 100 км от них, трудно найти фермеров, занимающихся производством или продажей натуральных продуктов. На Кубани же можно отправиться в станицу или деревню, купить у бабы Маши молоко и вернуться домой. Выпить его, довольным лечь спать и поехать на следующих выходных за новыми порциями.
По мнению Антона Харченко («Белая Бутылка»), стоит учитывать несколько факторов в данном случае. Первым из них является информированность о той или иной «бабе Маше». Никому не захочется кружить вокруг станиц и деревень и искать по несколько часов свежую фермерскую продукцию, если ее не производят ваши знакомые или вам не порекомендовали ее друзья.
Никому не хочется сомневаться в качестве представленных продуктов. Выходные для многих — это время просто отдохнуть, побыть с семьей, друзьями, съездить куда-нибудь. Людям намного легче заказать продукцию, у которой все в порядке со свежестью и качеством, нежели искать ее самим. Другое дело, конечно, если у вас живет бабушка в деревне и занимается коровами, козами, курами и т.п. В этом случае заказывать фермерские продукты необоснованно. Краснодар, например, претендует на звание города с миллионным населением, он стремительно растет, приезжают новые люди, семьи. Главным образом, они мигрируют в город из небольших станиц, сел и хуторов.
Следующим фактором является то, что содержать фермерские хозяйства становится невыгодным. Опять же из-за переезда сельских жителей в большие или средние города идет сокращение численности сельскохозяйственных животных, и, следовательно, продукции.
Но фермерские животные проживают жизнь на вольном выпасе с экологически чистыми кормами, набирая вес естественным путем, а не в два раза быстрее под воздействием различных стимуляторов. Растения в теплицах растут без массового внесения удобрений, а к выбору элементов здорового питания поставщики относятся очень внимательно.
«Если смотреть глобально, то рынок экологически чистых продуктов на региональном уровне пока развивается достаточно слабо, – подчеркивает Александра Комарова («Огородмаркет»). — Аудитория потребителей, для которых здоровый образ жизни непосредственно связан с качественным и натуральным питанием, очень мала. В общем понимании дорогая экопродукция рассчитана на узкий круг заинтересованных людей. Однако считается, что регион имеет благоприятные условия для того, чтобы натуральная продукция была доступной всем. Кроме того, Краснодарский край обладает уникальными природными условиями (короткая зима, длинный световой день, богатый чернозем), благодаря чему в технологии выращивания сельхозпродукции можно избежать химизации, но только при личной заинтересованности и ответственности фермера. Особой конкуренции не предвидится, так как выращиванием экопродукции могут заниматься только мелкие и средние сельхозпроизводители. А задачей крупных игроков рынка является все же масштабное производство продукции, которое невозможно без использования химических удобрений, средств защиты и других «достижений» науки».
«Знаете, в Восточном Лондоне есть компания Growing Communities», — отмечает Валерий Гирин, руководитель магазина здорового питания Green Food. — Ее основательница Джули Браун не так давно сказала в одном из интервью: «Нет необходимости в фермерах, готовых удовлетворить нужды Лондона в хорошей пище. Нужны жители города, которые понимают, зачем им такая еда». Примерно та же ситуация складывается в городе. Пока потребитель «не распробует» эти продукты, не поймёт их особенность, как бы ни старались фермеры и маркетологи — все будет неэффективно».
Гете декларировал, что мир принадлежит молодым, которым еще нет 25 лет. Таких людей, которые начинают задумываться о том, что они едят, что производят и что потребляют, становится все больше. Они выросли с интернетом, хорошо информированы, думают о будущем, видят связь между едой, экологией и политикой.
Экопродукты онлайн
Любишь кататься — люби и саночки возить. Эту поговорку можно переносить и на фермерский бизнес. Помимо большой любви к натуральным продуктам, такое дело требует немалых вложений со стороны основателя. Являются ли они обоснованными, и есть ли шанс на быструю окупаемость?
«Мелкий и средний сельхозпроизводитель несет значительные затраты на этапе открытия такого бизнеса. В первую очередь они связаны с обработкой земли, строительством теплиц, необходимостью привлекать дополнительную рабочую силу и обустраивать инфраструктуру: дороги, электросети, котельные, служебные помещения. В среднем, общие затраты проекта могут составлять от одного млн руб. и выше, в зависимости от размеров угодий», — отмечает Александра Комарова («Огородмаркет»).
Если говорить о расходах на рынке экомагазинов и интернет-магазинов, то выращиванием и продажей собственной продукции занимается не более 1%. А, следовательно, на продукцию идет наценка до 300—400% сверх закупочной цены. К тому же, большая часть интернет-магазинов является перекупщиками, и гарантировать высочайшее качество продукции невозможно. Ведь нельзя проконтролировать фермера, который поставляет тот или иной продукт держателю такого магазина. Конкурентоспособны только те, у кого в основе работы лежит прозрачность происхождения продуктов. Но фермер, в распоряжении которого есть собственный онлайновый экомагазин, имеет большие шансы на успех.
Будущее имеют компании и предприятия, расширяющие классическое понимание «интернет-магазин». Перспективы успешного развития есть у тех, кто имеет склад, собственную фасовку, тару, пункты получения заказов, доставку и, самое главное, собственный контроль качества.
«Не так давно люди жили в мире, где булочники не делали муку, а мельники не могли печь хлеб, — продолжает Валерий Гирин (Green Food). — Принимались законы, не позволявшие выстраивать вертикальные продовольственные монополии, которые могли бы диктовать свои условия. Сегодня правила игры диктуются глобальными продовольственными корпорациями. Пищевой рынок практически полностью находится под их контролем. Однако, возможно, поэтому у нас сегодня проблемы с продовольствием. Половина всех производимых, например, в США продуктов питания уничтожается, миллиард людей страдает от ожирения, еще миллиард недоедает».
Цена за чистоту
Относительно высоких цен на фермерскую продукцию можно дать четкий ответ, ведь этот вопрос занимает тех, кто впервые узнал о таких проектах в городе. Как отмечает Антон Харченко («Белая Бутылка»): «Мы не привыкли использовать в отношении наших продуктов фразы типа «премиум-класс», «люкс» и все прочее из набора краснодарских рекламщиков. Это не уместно, необходимо говорить на другом языке. Светские эпитеты мы заменили на «ответственное потребление», «поддержи местного фермера», «здоровое питание" и т.д. Вот тут и происходит диссонанс: как это, «поддержи фермера» и козье молоко стоимостью 160 руб.?
Давайте вспомним о факторах ценообразования, издержках обеих сторон. Фермеры производят молоко наперекор всем современным подходам: натуральным образом, коров и коз кормят «естественными» продуктами и ухаживают за ними без применения химии.
Если говорить прямо, то фермерские продукты — это мир полного хаоса: нестабильность поставок, условия, юридическая незащищенность. Корову заставить выдать больше молока в соответствии с заказами нельзя, например.
Мы своими проектами создаем механизмы, которые должны минимизировать все эти недостатки и сделать из этого хаоса действительно работающую систему. Отсюда очень высокие издержки самого бизнеса. Цель любого коммерческого проекта — извлечение прибыли. И приходится существовать за счет того, что зарабатываем сами. Но мы уверены, что погоня за прибылью любой ценой — это тупик, путь в никуда».
По мнению Валерия Гирина («Green Food») пищевые компании стремятся произвести больше продукции при меньших затратах. Логистика конечной продукции идет по глобальным каналам производства и снабжения продовольствием человечества с той же целью снижения издержек. Этот подход обезличивает еду, лишает ее всякого смысла, кроме удовлетворения насущной потребности заполнить желудок. Исчезают местные сельскохозяйственные и гастрономические традиции. Глобальный рынок формирует глобальный продукт.
Можно говорить о том, что такие экологичные фермерские проекты со своими покупателями пытаются формировать положительные тенденции относительно полноценного питания и потребления здоровой пищи. Покупая продукцию местных фермеров, потребитель вкладывает деньги в собственное здоровье, экологию, в сохранение местной гастрономии. Однако стоит учитывать и период адаптации таких проектов. Пока местное население не станет им доверять и не поймет все свои возможности в рамках представленных фермерских «движений», говорить об их молниеносном и успешном развитии не приходится. Можно уповать на то, что и «Москва не сразу строилась». Но, в первую очередь, необходимо выстроить грамотное взаимодействие с потребителем и объяснить всю пользу натуральных продуктов.
Поэтому на сегодняшний момент особенно остро стоит вопрос в объединении сельхозпроизводителей, заинтересованных лиц с административной, юридической и финансовой поддержкой для организации общего проекта в рамках отдельно взятого города или района.