Техника 27 мая 2016

Параллельное вождение: Росинформагротех тестирует наиболее известные и простые модели приборов

Параллельное вождение: Росинформагротех тестирует наиболее известные и простые модели приборов

Текст: В. Гольтяпин, отдел анализа и обобщения информации по механизации и электрификации сельскохозяйственного производства ФГБНУ «Росинформагротех»

Технология параллельного вождения все шире распространяется среди аграриев нашей страны. Большинство сельхозпроизводителей уже с успехом используют подобное оборудование на своем предприятии, на опыте убеждаясь в его необходимости. Сравним наиболее известные и простые модели таких приборов.

Системы параллельного вождения по сравнению с обычным управлением машинотракторным агрегатом при выполнении технологических операций в растениеводстве позволяют исключить повторные обработки соседних проходов и пропуски необработанных участков. Они помогают повысить производительность, сократить расход топлива и технологических материалов, осуществлять деятельность при любой видимости и в ночное время. Благодаря этому повышается комфортность работы, снижается утомляемость водителя. При этом обеспечиваются различные режимы вождения по прямым и криволинейным траекториям.

ПОЧЕТНАЯ ПРОСТОТА

Различают три варианта реализации параллельного вождения. При первом способе движение трактора корректируется водителем с помощью рулевого колеса, ориентирующегося на показания светодиодного или графического следоуказателя, расположенного в кабине. При втором варианте направление движения машины поддерживается подруливающим устройством с приводом от электродвигателя, монтируемого на рулевой колонке. В третьем способе корректировку движения трактора осуществляет исполнительный механизм, подключенный к гидросистеме рулевого управления. Наиболее точными и дорогими являются системы именно третьей разновидности. Но наибольшим спросом на практике пользуются менее точные и более дешевые системы параллельного вождения первого варианта. В связи с этим были проведены испытания подобных приборов шести производителей. Для определения точности вождения выполняли пять проходов агрегата с шириной захвата 3 м и сделали по 450 измерений для каждого прибора. Оборудование оценивалось по пятибалльной шкале: оценка 1 — отлично, 5 — неудовлетворительно.

БАЗОВЫЕ КАЧЕСТВА

По первому показателю — качеству изготовления — лучшими оказались приборы EZ Guide 250 и Lightbar, получившие отличные оценки. По приспособленности к монтажу и подключению на первом месте оборудование Lightbar. Для его установки достаточно присоединить светодиодную панель, антенну и питание к основному кабелю. Третий показатель оценивал время настройки прибора и учитывал условие, чтобы введение координат для движения из точки А в точку В можно было осуществлять без руководства по эксплуатации. Все сравниваемые модели довольно просты в настройке, а освоение оборудования Centerline 220 не вызывает трудностей даже у новичков. После включения он готов к режиму движения по прямой А–В, клавиши имеют четкое обозначение, и введение значений ширины захвата агрегата не вызывает проблем. Оценка по четвертому показателю выявила, что все приборы имеют примерно одинаковый уровень четкости показаний дисплея или светодиодного указателя. Один из них, GPS Copilot, получил отличную оценку за разделенные показания. Верхняя панель с полукруглым расположением светодиодного указателя информирует о рекомендуемом направлении движения в данный момент, нижняя — о положении трактора в полосе. Четыре вертикальных светодиода между ними светятся при правильном положении агрегата. На дисплее также высвечивается информация о номере прохода. Встроенные в приборы запоминающие устройства позволяют сохранять в памяти координаты движения последних обработок и ряд других параметров: площадь поля, число и номера проходов. Отличные оценки за качество реализации таких возможностей получила модель EZ Guide 250. В противоположность ей у оборудования Centerline 220 при отключении питания исчезают и не сохраняются все показатели, но данный недочет был исправлен в следующих моделях.

НЕ ПЕРЕКРЫВАЯ ПУТЬ

Кроме обеспечения параллельного вождения приборы имеют дополнительные возможности — измерение обработанной площади, звуковое предупреждение о препятствиях и достижении разворотной полосы, возвращение агрегата в исходную точку, управление навесным орудием, документирование данных. Наилучшую оценку за такие возможности получили модели EZ Guide 250, Lightbar и Easy Drive.

Точность вождения трактора водителем, зависящая не только от правильности принимаемого сигнала, но и от четкости изображения экрана дисплея или следоуказателя, в ходе испытаний оценивалась по величине отступления от линии идеальной траектории в ту или иную сторону и величине размаха отклонений. Оптимально позволяет вести трактор прибор GPS Copilot — его среднее значение отходов находится недалеко от теоретической линии, причем у этой модели размах отступлений весьма небольшой — всего 52 см. Однако самое маленькое значение этого параметра обеспечило оборудование Centerline 220 — 41 см. Самую большую величину пропусков допускает прибор Easy Drive — 74,5 см, перекрытий — Lightbar. В результате этого испытания хорошие итоговые оценки получили модели EZ Guide 250 и Track-Guide, на последнем месте — Centerline 220.

МИНИМАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ

Более высокую точность обеспечивают системы параллельного вождения, которые используют корректирующие поправки RTK, поступающие от базовой станции или из сети мобильной связи. Испытания таких систем также проводились. Точность вождения оценивалась по величинам среднего значения отклонения от траектории и стандартного отступления, а также экспертно по пятибалльной шкале. При вождении трактора по прямой линии наилучшие результаты показали системы Ag GPS FmX — среднее значение отклонения равно нулю, стандартное отступление равно четырем, AFS — нуль и четыре соответственно, и Intellisteer — один и три соответственно. Все они получили отличные баллы. При вождении по кривой траектории хорошие оценки заслужили системы Auto Track и System 150. В результате по итоговой величине баллов, учитывающей наряду с точностью вождения многофункциональность приборов и другие дополнительные возможности, наилучшими оказались Auto Track — 1,52 балла, Vario Guide — 1,55, и Ag GPS FmX — 1,74.

 

Анализ результатов испытаний показал, что итоговые оценки сравниваемых систем параллельного вождения отличаются друг от друга незначительно. Разница между наихудшей и наилучшей оценками в первом случае составляет 0,9 балла, во втором — 0,4 балла. Этот факт позволяет сделать вывод о том, что точность вождения систем, работающих с корректирующей поправкой RTK, значительно выше.

Текст: В. Гольтяпин, отдел анализа и обобщения информации по механизации и электрификации сельскохозяйственного производства ФГБНУ «Росинформагротех»

 

Технология параллельного вождения все шире распространяется среди аграриев нашей страны. Большинство сельхозпроизводителей уже с успехом используют подобное оборудование на своем предприятии, на опыте убеждаясь в его необходимости. Сравним наиболее известные и простые модели таких приборов.

 

Системы параллельного вождения по сравнению с обычным управлением машинотракторным агрегатом при выполнении технологических операций в растениеводстве позволяют исключить повторные обработки соседних проходов и пропуски необработанных участков. Они помогают повысить производительность, сократить расход топлива и технологических материалов, осуществлять деятельность при любой видимости и в ночное время. Благодаря этому повышается комфортность работы, снижается утомляемость водителя. При этом обеспечиваются различные режимы вождения по прямым и криволинейным траекториям.

 

ПОЧЕТНАЯ ПРОСТОТА

Различают три варианта реализации параллельного вождения. При первом способе движение трактора корректируется водителем с помощью рулевого колеса, ориентирующегося на показания светодиодного или графического следоуказателя, расположенного в кабине. При втором варианте направление движения машины поддерживается подруливающим устройством с приводом от электродвигателя, монтируемого на рулевой колонке. В третьем способе корректировку движения трактора осуществляет исполнительный механизм, подключенный к гидросистеме рулевого управления. Наиболее точными и дорогими являются системы именно третьей разновидности. Но наибольшим спросом на практике пользуются менее точные и более дешевые системы параллельного вождения первого варианта. В связи с этим были проведены испытания подобных приборов шести производителей. Для определения точности вождения выполняли пять проходов агрегата с шириной захвата 3 м и сделали по 450 измерений для каждого прибора. Оборудование оценивалось по пятибалльной шкале: оценка 1 — отлично, 5 — неудовлетворительно.

 

БАЗОВЫЕ КАЧЕСТВА

По первому показателю — качеству изготовления — лучшими оказались приборы EZ Guide 250 и Lightbar, получившие отличные оценки. По приспособленности к монтажу и подключению на первом месте оборудование Lightbar. Для его установки достаточно присоединить светодиодную панель, антенну и питание к основному кабелю. Третий показатель оценивал время настройки прибора и учитывал условие, чтобы введение координат для движения из точки А в точку В можно было осуществлять без руководства по эксплуатации. Все сравниваемые модели довольно просты в настройке, а освоение оборудования Centerline 220 не вызывает трудностей даже у новичков. После включения он готов к режиму движения по прямой А–В, клавиши имеют четкое обозначение, и введение значений ширины захвата агрегата не вызывает проблем. Оценка по четвертому показателю выявила, что все приборы имеют примерно одинаковый уровень четкости показаний дисплея или светодиодного указателя. Один из них, GPS Copilot, получил отличную оценку за разделенные показания. Верхняя панель с полукруглым расположением светодиодного указателя информирует о рекомендуемом направлении движения в данный момент, нижняя — о положении трактора в полосе. Четыре вертикальных светодиода между ними светятся при правильном положении агрегата. На дисплее также высвечивается информация о номере прохода. Встроенные в приборы запоминающие устройства позволяют сохранять в памяти координаты движения последних обработок и ряд других параметров: площадь поля, число и номера проходов. Отличные оценки за качество реализации таких возможностей получила модель EZ Guide 250. В противоположность ей у оборудования Centerline 220 при отключении питания исчезают и не сохраняются все показатели, но данный недочет был исправлен в следующих моделях.

 

НЕ ПЕРЕКРЫВАЯ ПУТЬ

Кроме обеспечения параллельного вождения приборы имеют дополнительные возможности — измерение обработанной площади, звуковое предупреждение о препятствиях и достижении разворотной полосы, возвращение агрегата в исходную точку, управление навесным орудием, документирование данных. Наилучшую оценку за такие возможности получили модели EZ Guide 250, Lightbar и Easy Drive.

Точность вождения трактора водителем, зависящая не только от правильности принимаемого сигнала, но и от четкости изображения экрана дисплея или следоуказателя, в ходе испытаний оценивалась по величине отступления от линии идеальной траектории в ту или иную сторону и величине размаха отклонений. Оптимально позволяет вести трактор прибор GPS Copilot — его среднее значение отходов находится недалеко от теоретической линии, причем у этой модели размах отступлений весьма небольшой — всего 52 см. Однако самое маленькое значение этого параметра обеспечило оборудование Centerline 220 — 41 см. Самую большую величину пропусков допускает прибор Easy Drive — 74,5 см, перекрытий — Lightbar. В результате этого испытания хорошие итоговые оценки получили модели EZ Guide 250 и Track-Guide, на последнем месте — Centerline 220.

 

МИНИМАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ

Более высокую точность обеспечивают системы параллельного вождения, которые используют корректирующие поправки RTK, поступающие от базовой станции или из сети мобильной связи. Испытания таких систем также проводились. Точность вождения оценивалась по величинам среднего значения отклонения от траектории и стандартного отступления, а также экспертно по пятибалльной шкале. При вождении трактора по прямой линии наилучшие результаты показали системы Ag GPS FmX — среднее значение отклонения равно нулю, стандартное отступление равно четырем, AFS — нуль и четыре соответственно, и Intellisteer — один и три соответственно. Все они получили отличные баллы. При вождении по кривой траектории хорошие оценки заслужили системы Auto Track и System 150. В результате по итоговой величине баллов, учитывающей наряду с точностью вождения многофункциональность приборов и другие дополнительные возможности, наилучшими оказались Auto Track — 1,52 балла, Vario Guide — 1,55, и Ag GPS FmX — 1,74.

Анализ результатов испытаний показал, что итоговые оценки сравниваемых систем параллельного вождения отличаются друг от друга незначительно. Разница между наихудшей и наилучшей оценками в первом случае составляет 0,9 балла, во втором — 0,4 балла. Этот факт позволяет сделать вывод о том, что точность вождения систем, работающих с корректирующей поправкой RTK, значительно выше.

Популярные статьи