Обзор рынка мяса кроликов
Текст: Екатерина Саломатина, маркетинговый аналитик IntescoResearchGroup
Сейчас исследование рынка мяса кроликов особенно актуально, из-за возросшего спроса на этот продукт. Уверенный вход на этот рынок должен начаться со знакомства с его особенностями или модернизации уже существующей деятельности в данной отрасли. Анализ текущей ситуации в этой сфере и перспектив развития на ближайшие годы позволит выстроить бизнес в соответствии с современными тенденциями развития данного сегмента.
Мясо кроликов с каждым годом набирает большую популярность среди потребителей. Высокий спрос обусловлен увеличением рекомендаций потребления этого мяса в качестве диетического продукта. Оно особенно полезно детям, людям престарелого возраста и страдающим заболеваниями печени, желудка и сердечно-сосудистой системы.
Поэтому кролиководческий бизнес в России выглядит крайне перспективным занятием. Ежегодно в нашей стране увеличивается число зарегистрированных компаний, занимающихся разведением кроликов мясных пород. Кроме того, существует определенное количество незарегистрированных ферм, занимающихся производством и сбытом небольшого, в сравнении с промышленными масштабами количества крольчатины. Объем рынка за последние два года вырос в пять раз. Далеко не все отрасли могут похвастаться такими показателями.
Противостояние сил
Несмотря на радужные перспективы, положение российских производителей на рынке крольчатины довольно шаткие. Причина кроется в ожесточенной конкуренции со стороны зарубежных фирм, занимающих значительную долю на отечественном рынке. В результате чрезмерного объема импорта, призванного насытить наш внутренний рынок достаточным количеством продукции, он оборачивается настоящим противостоянием.
Даже при попытках ограничить импорт крольчатины, уровень отечественного производства сегодня недостаточен для того, чтобы справиться с все возрастающим потребительским спросом. Именно поэтому зависимость российского рынка крольчатины от импорта становится важной проблемой, которую необходимо учитывать при развитии кролиководческого бизнеса в нашей стране.
Безусловный конкурент
Зависимость российского рынка мяса кроликов от импортной продукции своеобразно прослеживается в динамике последних лет. С 2009 г. Министерством сельского хозяйства РФ были введены ограничения на ввозимую крольчатину из Китая, в связи с обнаружением в мясе вредных бактерий группы кишечной палочки. В результате этого поставки данной продукции на российский рынок были ограничены. В 2010 и 2011 гг. большая часть мяса кроликов, реализуемая на территории России, была отечественного производства. Но предоставленная возможность развития собственного производства на территории страны так и не была использована.
За два года стремительного снижения объемов экспорта крольчатины в Россию ситуация на рынке среди наших производителей мало изменилась. Поэтому резкий скачок в объеме импортных поставок кроликов в Россию в 2012 г. был обусловлен неспособностью отечественных производителей удовлетворить растущий спрос на их мясо.
Главным результатом чрезмерной зависимости рынка крольчатины от импортных поставок — серьезная конкуренция среди российских и зарубежных компаний. Так, основными оппонентами наших производителей являются Китай, Венгрия и Чехия. На эти три страны приходится 90 процентов экспорта. Кроме того, на прилавках можно увидеть продукцию из Италии и Франции.
Наибольшее влияние на сектор кролиководства оказывает Китай, доля которого в российском импорте более 60 процентов. Сегодня эта страна мировой лидер по разведению «ушастых», что обусловливает столь значительное его присутствие на отечественном рынке. При этом более 90 процентов китайского экспорта приходится на поставки именно в РФ. Продукция восточных соседей является более дешевой и конкурентоспособной, в отличие от российской. Потребительские цены русской крольчатины, согласно различным интернет порталам товаров и услуг, в среднем в полтора раза превышают цены на китайскую.
С учетом прогнозируемого увеличения доли импорта на российском рынке мяса кроликов, после снятия временных ограничений с ввозимой продукции из Китая, в ближайшем будущем следует ожидать увеличения объемов крольчатины из этой страны на прилавках.
Закон развития
Сегодня законодательное регулирование отрасли кролиководства и поддержка предприятий, занятых в данной сфере — обязательный фактор дальнейшего развития производства этого мяса в России. Как показала практика, целенаправленное уменьшение объема импорта и специальные протекционистские меры, с учетом современных рыночных тенденций, пока еще не способны произвести должный эффект. Это приводит лишь к разрывному превышению спроса над предложением.
Наиболее важными тенденциями развития данной отрасли является поддержка отечественных производителей с помощью федеральных и региональных целевых программ, предполагающих определенные льготы и субсидии предприятиям и фермам, занятым в сфере кролиководства. Особо важная роль в рамках государственного регулирования отрасли отведена федеральной целевой программе «Развитие и увеличение производства продукции кролиководства в РФ на 2014-2020 гг.», проект которой был представлен в конце 2013 г.
Результатом данной политики должно стать увеличение в обозримом будущем числа кролиководческих предприятий, производящих мясо кроликов в промышленных масштабах, снижение цен и насыщение рынка собственной, конкурентоспособной продукцией.
Замена импорта
Рынок крольчатины в России только начинает реализовывать свой потенциал и достаточно перспективен. Несмотря на пока еще слабый уровень развития этой отрасли и превалирование импортной продукции над отечественной, производство крольчатины постепенно набирает обороты.
Обостряющаяся конкуренция с Китаем вынуждает российских производителей наращивать собственный объем выпуска и стремиться к снижению производственных издержек и, соответственно, цен на продукцию. Таким образом, замещение импортной крольчатины является сегодня главной тенденцией развития этого сектора в России.
Государственное содействие и поддержка кролиководческих предприятий — важный фактор развития отрасли в нашей стране. Поэтому ключевыми показателями потенциальной эффективности такого бизнеса в том или ином регионе — оценка текущего состояния отрасли в регионе и наличие целевых программ по развитию кролиководства. Рост потребительского спроса и укрепление отечественного производителя представляют собой хорошие перспективы для развития внутреннего российского рынка.