Мир прошел «пик сельскохозяйственных земель»
Текст: Ханна Ричи, Our World in Data
Мир производит больше продовольствия, чем когда-либо, но количество используемых нами земель сокращается. Это означает, что мы можем накормить больше людей, одновременно восстанавливая дикую среду обитания.
На протяжении тысячелетий люди изменяли рельеф планеты, расчищая дикие земли для выращивания сельскохозяйственных культур и разведения скота. В результате с момента окончания последнего ледникового периода люди вырубили треть мировых лесов и две трети диких лугов.
Это стало огромной ценой для биоразнообразия планеты. За последние 50 000 лет - по мере расселения людей по всему миру - биомасса диких млекопитающих сократилась на 85%.
Расширение сельского хозяйства было самой большой причиной уничтожения диких угодий в мире.
Сейчас расширение сельскохозяйственных земель подошло к концу. Спустя тысячелетия мы прошли пик, и в последние годы глобальное использование сельскохозяйственных земель сократилось.
«Пик сельскохозяйственных земель»
Сельскохозяйственные земли - это совокупность пахотных земель, используемых для выращивания сельскохозяйственных культур, и пастбищ, используемых для разведения скота.
Точно измерить, сколько земли мы используем для сельского хозяйства, довольно сложно. Если бы все фермы представляли собой просто ряды густо посаженных культур, было бы просто подсчитать, сколько земли используется. Достаточно нарисовать квадрат вокруг поля и вычислить его площадь. Но в большинстве стран мира сельское хозяйство выглядит иначе: оно часто имеет низкую плотность, смешано с сельскими поселениями, в крошечных небольших хозяйствах, которые находятся где-то между садом и фермой. Где начинаются и где заканчиваются сельскохозяйственные угодья, не всегда четко определено.
В результате существует целый ряд оценок того, сколько земли используется в сельском хозяйстве.
Здесь я объединила три анализа изменений в глобальном землепользовании - они показаны на рис. 1 В каждом из них используется своя методология, как объясняется на диаграмме. ФАО ООН предоставляет исходные данные для каждого из этих анализов, начиная с 1961 года и далее; однако исследователи применяют собственные методологии и продлевают этот ряд еще дальше в прошлое.
Рис. 1. Мир прошел пик сельскохозяйственных земель
Как вы можете видеть, они расходятся во мнениях относительно того, сколько земли используется в сельском хозяйстве, и времени, когда землепользование достигло своего пика. Но они согласны с тем, что мы прошли пик.
Это знаменует исторический момент в отношениях человечества с планетой; это решающий шаг в защите мировых экосистем.
Это показывает, что будущее производство продуктов питания не должно идти по разрушительному пути, как это было в прошлом. Если мы продолжим идти по новому пути, то сможем восстановить пространство для диких земель и дикой природы планеты.
Глобальное разделение сельскохозяйственных земель и производства продовольствия
Несмотря на такое сокращение сельскохозяйственных угодий, в мире по-прежнему производится больше продовольствия. Это относится как к растениеводству, так и к животноводству.
Мы видим эту развязку на диаграмме, где представлены данные ФАО ООН. Она показывает, что мировые сельскохозяйственные угодья - зеленая линия - достигли своего пика, в то время как сельскохозяйственное производство - коричневая линия - продолжало сильно расти даже после этого пика.
Рис. 2. Глобальное разделение сельскохозяйственных земель и производства продовольствия
Если разделить каждый сельскохозяйственный компонент по отдельности или рассмотреть его в физических, а не денежных единицах, мы обнаружим ту же тенденцию: продолжающийся рост производства.
Это показывает, что для того, чтобы накормить больше людей, не обязательно отнимать среду обитания у других видов дикой природы. Такое разделение означает, что мы можем производить больше, одновременно возвращая землю природе.
Мировые пастбища достигли своего пика, но пахотные земли - нет
Это может показаться неожиданным, поскольку мировое потребление мяса растет. Как же так, пастбища для скота достигли своего пика, а теперь падают?
В мире производится в три раза больше мяса, чем 50 лет назад. Но изменилось то, как это мясо производится и какие виды мяса мы едим. Во-первых, мы производим много свинины и курицы, которых не кормят на пастбищах.
Во-вторых, в производстве говядины мы перешли от пастбищного выпаса к более интенсивным методам ведения сельского хозяйства, что привело к экономии земли. Это представляет собой важную дилемму: откорм скота зерном часто более эффективен с точки зрения использования земли, чем откорм скота пастбищами, поэтому в целом вам нужно меньше земли; но биоразнообразие на пастбищах часто лучше, чем на интенсивных пахотных землях.
Это означает, что все больше и больше животных получают корм из культур, выращенных на пахотных землях, а не на пастбищах. Фактически, почти половина пахотных земель в мире используется для производства кормов для животных. К сожалению, этот процесс переработки зерновых культур в мясо все еще остается неэффективным, то есть нам требуется много земли для производства небольшого количества пищи.
Биотопливо также оказывает дополнительное давление на пахотные земли, особенно в таких странах, как США и Бразилия.
Во многих странах по-прежнему увеличивается использование сельскохозяйственных земель - часто за счет богатых углеродом мест обитания
Хотя эта глобальная картина является многообещающей, есть несколько причин, по которым мы не должны успокаиваться по поводу такого развития событий.
Во-первых, использование сельскохозяйственных земель определенно не достигло пика повсеместно. В некоторых странах сельскохозяйственное землепользование сократилось, а в других продолжает увеличиваться.
Вторая причина заключается в распределении этих изменений в землепользовании по всему миру и их последствиях для потери биоразнообразия и выбросов углерода. Наибольшее сокращение пастбищ произошло в засушливых регионах; в регионах с умеренным климатом в последние десятилетия также наблюдалось сокращение; в то же время во многих тропических странах пастбища продолжали расширяться. Действительно, как я уже рассказывала, расширение пастбищных угодий для производства говядины по-прежнему является ведущим фактором глобального (и тропического) обезлесения.
Причина, по которой это перемещение пастбищ из засушливых и умеренных регионов в тропические, важна в том, что тропики гораздо богаче биоразнообразием и углеродом. Более половины мировых видов обитает в тропических лесах. Тропические леса также являются крупными поглотителями углерода и могут накапливать большое количество углерода на единицу площади.
Третье, как я уже упоминала ранее, заключается в том, что мировые пахотные земли продолжают расширяться. Мы видим это на диаграмме. Другие источники предполагают, что этот темп роста может быть еще более быстрым.
Рис. 3. Глобальные пахотные земли продолжают расти
Наконец, количественная оценка количества земли, используемой под пастбища, затруднена. Здесь мы сосредоточились на данных о сельскохозяйственном землепользовании, предоставленных ФАО ООН на основе данных переписи населения, страновых отчетов и экспертных оценок, но это связано с неопределенностью. Улучшение измерения сельскохозяйственного землепользования, возможно, на основе спутниковых данных, позволит нам более тщательно отслеживать изменения.
Продолжение спада не гарантировано: будущее землепользования зависит от решений, которые мы принимаем сегодня
Несколько источников свидетельствуют о том, что в последние десятилетия использование сельскохозяйственных земель в мире сократилось. Однако дальнейшее снижение не гарантировано.
Как видно из серии данных HYDE 3.2 на первом рисунке, землепользование достигло наивысшего уровня в начале 2000-х годов и с тех пор снижалось, но в последние годы наблюдается небольшой подъем. Землепользование по-прежнему расширяется в странах Африки к югу от Сахары и Южной Америки. По мере увеличения численности населения и роста доходов давление на землю будет продолжаться.
Именно поэтому так важно повышение урожайности и производительности сельского хозяйства. Снижение давления на землю за счет сокращения потребления мяса и земель, предназначенных для производства биотоплива, также имеет жизненно важное значение. Если не инвестировать в эти улучшения, мы рискуем обратить вспять эту глобальную тенденцию.
Статья переведена и опубликована по лицензии Creative Commons BY license