Птицеводство 2 ноября 2021

Как сдержать рост цен на яйца

Как сдержать рост цен на яйца

Развитие цивилизованного маркетплейса может стабилизировать ценовую ситуацию

Осенью цены на многие продукты традиционно поползли вверх. Так, по данным Росстата с 19 по 25 октября 2021 года яйца куриные в среднем по стране подорожали на 2,1%, в том числе в 57 субъектах РФ — на 0,1-3,0%, в 20 субъектах— на 3,1-11,1%. В Чукотском АО цены не изменились. В семи субъектах цены на яйца куриные снизились на 0,1-2,4%. Минсельхоз объясняет ситуацию сезонными колебаниями спроса и предложения. Летом яйца первой категории подешевели на 26,4%, а яйца второй категории — на 29,2%, а сейчас не только восстановили прежнюю стоимость, но даже обогнали ее. По состоянию на 25 октября 2021 цены на яйца в среднем составили 104,07% по сравнению с концом декабря 2020 года. Ритейлеры объясняют рост цен тем, что в ряде случаев поставщики не дают более низких оптовых цен на тендерах. В свою очередь, производители пищевых яиц в конце мая, когда цены поползли вниз, заявляли, что вынуждены продавать ритейлерам на пороге рентабельности по 30–35 рублей за десяток.

Минпромторг рекомендует торговым сетям переходить на прямые договоры с поставщиками социально значимых продуктов. Такое заявление сделал 14 октября 2021 через пресс-службу статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов. «Мы также рекомендовали торговым сетям переходить на прямые договоры с поставщиками социально значимых продуктов. Речь о сельскохозяйственной продукции, цены на которую подвержены сезонным колебаниям: мясе, молоке, яйцах, товарах "борщевого набора". При покупке на оптовом рынке флуктуация цен на эти продукты высока. И государству, и бизнесу необходим более-менее точный прогноз колебания цены. Прямые договоры содержат формулу условной справедливой цены на товары, что, в конечном итоге, позволяет снизить конечную стоимость продукции на полке», — заявил он.

Минсельхоз тоже поддерживает переход на прямые контракты. Чиновники считают, что это позволит производителям прогнозировать свои продажи на более долгий период. Сейчас яйца у производителей закупаются, как правило, на электронных тендерах, где торговые сети самостоятельно выставляют свои заявки со стоимостью продукции, а изготовители конкурируют между собой, снижая цену и пытаясь попасть на полки магазинов. Прямой же договор, как полагают в ведомстве, зафиксирует цену на полгода-год и позволит производителям прогнозировать продажи.

«Рынок столового яйца характеризуется ярко выраженными сезонными колебания спроса в течение года. Разница стоимости в высокий и низкий по спросу сезон может достигать более 50%. Поэтому прямые договоры при такой ценовой динамике не решают проблему. Наоборот, могут ее усугубить, так как птицефабрики вынуждены будут заключать контракты по фиксированной цене на определенный срок, а такие факторы производства, как стоимость кормового зерна, пищевых добавок, инкубационных яиц и т.п., могут существенно измениться, что приведет к нерентабельности этого бизнеса. Конечно, можно прописать в контракте сложную формулу некой справедливой цены, но все равно реакция контрагентов будет медленнее, чем рыночная динамика. В конечном счете, это приведет птицефабрики за грань рентабельности», — отмечает основатель АО «АгроТаргет» Дмитрий Лебедев.

Он видит выход в создании специализированного маркетплейса, который позволит организовать и участвовать в торгах по яйцу в рамках прозрачных сделок с минимальными трудовыми и временными затратами с проверенными контрагентами, имеющими электронно-цифровую подпись и внесшими обеспечительный платеж на эскроу-счет. Благодаря созданию современной экосистемы вокруг специализированного маркетплейса можно будет сократить путь от производителя до потребителя посредством преодоления узости информационных каналов и временных ограничений.

«Создание специализированного маркетплейса станет эффективным механизмом перераспределения товарных потоков, который сгладит сезонный фактор на рынке столового яйца и при этом позволит всем участникам производственной цепочки иметь необходимую маржинальность для своего развития. Наш проект «Escrow Operator Agro Exchange», который мы реализуем при поддержке Фонда «Сколково», как раз является эффективным инструментом для такого маркетплейса», — отметил Дмитрий Лебедев

Проект «Escrow Operator Agro Exchange» представляет собой инновационное программно-техническое решение, включающие в себя аукционную форму подачи заявок, обеспечение гарантий в осуществлении сделок, электронный документооборот и применение предиктивной аналитики на основе больших данных (Big Data), машинного обучения (Machine Learning) и искусственного интеллекта (AI). Он позволит удовлетворить потребности всех участников рынка — птицефабрик, поставщиков кормов и упаковки, производителей оборудования и ветеринарных препаратов, производителей инкубационного яйца и различного рода покупателей — посредством использования удобного инструмента. В свою очередь, предложенное решение позволит реализовать заключение прямых контрактов на основе технологии блокчейн и ЭЦП, а также активно задействовать механизмы аукционно-биржевой торговли, позволяющие на день торгов сформировать оптимальную цену как для продавцов, так и для покупателей. При этом ресурс формирует рыночные цены за счет максимального вовлечения участников, как самого торгового процесса, так и всей технологической цепочки производителей куриного яйца. Заложенный в системе алгоритм ФОССТИС (формирования спроса и стимулирования сбыта) предоставляет каждому участнику комплекс маркетинговых коммуникаций, максимально информирующий потенциальных контрагентов о предлагаемых товарах и услугах. В итоге за счет отладки и ускорения бизнес-процессов при помощи проекта «Escrow Operator Agro Exchange» участники рынка производства столового яйца смогут сгладить сезонный фактор и обеспечить, с одной стороны, приемлемый уровень цен для конечного потребителя, а с другой — достаточный уровень маржинальности по всей цепочке производителей.

Популярные статьи