Инвестиции в грибной бизнес: фактор привлекательности
Материал подготовлен специалистами компании «Интерагро»
Сегодня все большее количество компаний из различных отраслей решают развивать непрофильный для себя грибной бизнес. Для его эффективного функционирования, выхода на окупаемость в запланированные сроки, а также получения стабильного и высокого дохода предпринимателям следует знать и учитывать специфику данного направления.
В 2017 году российскими компаниями было поставлено на внутренний рынок порядка 20 тыс. т грибов, что оказалось практически в два раза выше показателей 2015 года. Наращивание объемов произошло благодаря активному увеличению производственных мощностей. В частности, в прошлом году подобная продукция была представлена сразу тремя новыми российскими предприятиями — ООО «Грибная радуга», расположенном в Курской области, а также АО «Тандер» и ООО «Русский Гриб», функционирующих в Краснодарском крае. Всего за 2015–2017 годы в нашей стране было запущено более 10 грибных комплексов и ферм.
ФАКТОР ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
По оценкам экспертов, в 2018 году производство грибов может вырасти еще на 35 тыс. т при условии сохранения высоких темпов развития данного направления, для чего существуют определенные предпосылки. Сегодня потенциальных инвесторов привлекает как рост этого рынка, так и факт того, что на новую для России отрасль обратило внимание государство, в результате чего в нескольких регионах страны реализуются четыре инвестиционных проекта с государственным субсидированием на общую сумму 5,43 млрд рублей. По мнению Андрея Функа, руководителя грибного направления компании «Интерагро», через несколько лет в этом сегменте рынка может стать очень тесно. Поэтому лучшее время для инвестиций в данное производство — ближайшие 2–3 года.
Одно из важных преимуществ грибного бизнеса заключается в том, что для его организации инвестору не нужно вкладывать значительный объем денежных средств одномоментно. Он может начать с создания небольшой фермы и постепенно наращивать производство, используя новейшие технологии и оборудование. К примеру, инвестиции в строительство предприятия на шесть камер выращивания площадью 5790 кв. м и проектной мощностью 1500 т продукции в год составят порядка 300 млн рублей. Подобная сумма является относительно небольшой для серьезного и перспективного бизнеса. Более того, в данном случае инвестор сможет окупить вложенные средства за пять лет.
ГРАМОТНЫЕ РЕШЕНИЯ
При планировании и строительстве грибного комплекса необходимо учитывать некоторые правила. Так, площадка для фермы должна быть ровной, находиться вдалеке от крупных овощехранилищ и близко к энергоносителям. Кроме того, нужно помнить, что длительность хранения грибов составляет 10 дней, поэтому предприятие следует располагать рядом с городом. Поможет сократить срок окупаемости грибного комплекса и снизить себестоимость выпускаемой продукции сооружение собственного компостного двора. Однако подобное производство из-за неприятного запаха необходимо строить как можно дальше от жилья и самой фермы. Более того, компостное предприятие можно рассматривать в том числе как отдельное и крайне выгодное направление для инвестирования. Используемые при производстве ангары из бетона с аэрированным полом, бункеры ферментации и тоннели растеризации из сэндвич-панелей достаточно просты в строительстве. Помимо этого, в России многие грибные фермы возводятся без компостных дворов, поэтому дефицит качественного сырья составляет порядка 40 процентов, или 34−38 тыс. т в год.
Необходимое современное оборудование для выращивания грибов сегодня могут предложить в основном зарубежные компании, поскольку российские производители пока не располагают подобными технологиями. К примеру, во всем мире уже на протяжении многих лет успешно применяются устройства известных фирм Christiaens Group, GTL, Dalsem и других. Поэтому инвестору выгоднее купить уже опробованную технологию за рубежом, а не искать отечественные аналоги. При этом российские компании, в свою очередь, часто берут на себя роль проектных организаций — подбирают площадки, просчитывают экономическую составляющую, адаптируют документацию к требованиям существующего в нашей стране законодательства и занимаются возведением комплексов. С каждым годом подобных совместных проектов в России становится все больше. К примеру, по такой схеме сегодня реализуется строительство двух предприятий — «Грибы Белогорья» и «Богородские овощи».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Большинство отраслевых экспертов подчеркивает, что грибная ферма должна быть предприятием полного цикла. Поэтому при разработке ее проекта необходимо уделить внимание организации зоны для доработки и упаковки полученной продукции, поскольку именно данные технологические операции существенно повышают маржинальность производства. Например, расфасовка с точностью до 10 г при объеме выращивания грибов в две тысячи тонн в год позволит инвестору получить дополнительную прибыль в размере пяти миллионов рублей. Подобное высокотехнологичное оборудование на российском рынке предлагают многие европейские фирмы — Viscon Group, Sorma Group, DTS и другие. При этом постепенно появляются и отечественные компании, выпускающие качественную упаковочную продукцию, подходящую для работы с высокопроизводительными установками.
Сегодня грибная отрасль стала привлекательным направлением во многом потому, что государство предлагает приемлемые условия для инвесторов, а также выделяет на развитие этого сектора большие субсидии. Кроме того, постепенно пришло понимание того, что производство грибов — низкорисковый и высокомаржинальный бизнес, который не зависит от погодных условий, в отличие от многих отраслей АПК. В данном направлении успех и эффективность предприятия полностью зависят от инвестора, выбранных им бизнес-модели, технологий и оборудования.