Эксперты ГК "Лосево": анализ агропромышленного потенциала Ленинградской области
Специалисты группы компаний «Лосево» проанализировали агропромышленный потенциал Ленобласти: чем она может накормить себя и Петербург, а чем может даже не пытаться. В каких отраслях сельского хозяйства есть потенциал для развития, а куда вкладывать бесполезно.
Во что точно нет никакого смысла инвестировать — так это в производство мяса птицы и, особенно, яиц. В области есть несколько производителей-гигантов, которые полностью удовлетворяют спрос Петербурга и области (в дальнейшем мы будем рассматривать их как единый рынок). В год производится 3 миллиарда яиц, в 1,5-2 раза больше потребления, - по этому показателю Ленобласть находится на первом месте в России, занимая 7% рынка. Правда, производителей птицы тоже коснулся кризис, но позиции их не поколебал, так что если пытаться с ними конкурировать - то только в нише премиальных фермерских продуктов.
Молочное производство
На фоне других регионов Ленинградская область выглядит очень благополучно. У нас самая высокая продуктивность коров — более 8 тысяч кг в год, что сопоставимо с европейским уровнем и в 2 раза превышает среднероссийский. Причина не только в благоприятной географии (хорошие условия для выращивания кормов, много свободных территорий), но и в технологичности. Более 90% молока в Ленобласти производится сельскохозяйственными предприятиями, тогда как в большинстве регионов, в том числе — лидеров по производству молока (Башкортостан, Татарстан, Алтайский край) этот показатель составляет 30-50%. Остальное молоко производится в личных хозяйствах и небольшая часть у фермеров, там же и выпивается. То есть не поступает в переработку и не попадает на рынок. Понятно, что предприятия обладают несравнимо большими возможностями для внедрения новых технологий и покупки высокопродуктивных пород коров, чем крестьяне. Более того — 75% коров в области являются племенными, то есть особо породистыми.
Тем не менее, сырого молока у нас не хватает, и это общероссийская проблема. В Петербурге и Ленинградской области потребляется, по нашим оценкам, более 2 миллионов тонн молока и молочных продуктов в пересчете на сырое молоко, а производится сырья — менее 600 тысяч тонн. При этом мощности перерабатывающих заводов загружены, по нашим данным, менее чем наполовину. Причина, скорее всего, не только в дефиците сырого молока, особенно высококачественного, но и в ограниченности спроса при таком уровне цен. А совсем снижать качество, переходя на одно только сухое молоко с пальмовым маслом, крупные молокозаводы Петербурга и области, контролирующие основную часть местного рынка переработки, не будут.
Так что в сфере производства сырого молока есть, куда расти. Около половины из более, чем 120 молочных ферм, расположенных в Ленобласти, не модернизированы, то есть являют собой готовые объекты для инвестиций. Правда, это дорогое удовольствие — строительство молочной фермы под ключ на 1000 голов дойного стада обойдется в 1 миллиард рублей. Еще одним выгодным направлением является производство сыра — единственного продукта, предложение которого серьезно сократилось из-за эмбарго. Производство сыра за один только минувший год выросло в области на 50%, но в реальных объемах это все равно очень мало.
Мясное производство
Ситуация с мясом менее позитивная. Мы оцениваем потребление мяса и мясопродуктов в 500-600 тысяч тонн в год, что в два раза превышает объемы производство Ленобласти. Однако из этого производства львиная доля приходится на птицу. Так, по данным 2014 года было произведено 218 тысяч тонн мяса птицы, 15 тысяч тонн говядины и 26 тысяч тонн свинины.
Дело в том, что выращивание специализированного мясного скота КРС у нас находится в зачаточном состоянии. С советских времен акцент делался на производство молока, и в стране разводились универсальные мясомолочные породы. На мясо забивались быки и отбракованные коровы, то есть фактически оно было побочным продуктом молочных ферм. С тех пор в России мало что изменилось. Сейчас несколько хозяйств в области, в том числе «СХП Лосево» разводит мясные породы, которые дают значительно больше мяса и имеют более высокое качество, чем универсальные мясомолочные. Но доля мясного стада ничтожна - несколько тысяч из общего поголовья КРС в 179 тысяч.
В связи с кризисом покупатели ориентируются в основном на птицу и занимающую промежуточное ценовое положение свинину, а от говядины отказываются. Что касается свиноводства, то эта отрасль в значительной степени монополизирована федеральными игроками. В области ее производством занимается около 10 хозяйств.
В итоге областные мясоперерабатывающие заводы загружены лишь наполовину. Более того, преимущественно они используют сырье из других регионов. По нашим данным, в прошлом году эти предприятия переработали около 10 тысяч тонн говядины, из которых лишь 2,6 тысячи тонн произведены в Ленобласти. Аналогично соотношение и по свинине, хотя там цифры в несколько раз больше.
С одной стороны, мясная отрасль - не самое интересное направление для инвестиций, но очевидно, что без него мы не можем рассчитывать на продовольственную безопасность страны. Строительство мясной фермы на 500 голов, не требующей такого сложного оборудования, как молочная, обошлось бы в 200-250 миллионов рублей, плюс само стадо (в среднем по 200 тысяч рублей за голову).
Логистический центр
Очень интересным проектом, на наш взгляд, является создание логистического центра для импортного КРС, обслуживающего всю страну. Россия остро нуждается в качественном племенном стаде и мясных, и молочных пород, которые ввозятся к нам из Европы и Америки морем. Возле Усть-Луги есть подходящие земли, где можно было бы держать стадо до оформления всех документов и дальнейшей поставки покупателям в регионы.
Овощеводство
Производство овощей в Ленинградской области вторично по сравнению с животноводством. При годовом потреблении, по нашим оценкам, в 600-800 тысяч тонн, в прошлом году вырастили 252 тысячи (не считая картофеля), из них лишь 26 тысяч тонн в теплицах. 75% продукции теплиц - это длинноплодные огурцы, остальное - зелень и помидоры. Теплицами занимаются несколько крупных предприятий и считается, что они в значительной степени удовлетворяют спрос на огурцы и зелень.
Из того, что выращивается под открытым небом, лишь половина приходится на сельхозпредприятия, то есть попадает на рынок. Остальное - приусадебные участки дачников и сельских жителей, а также немногочисленные фермеры.
Овощи (55% собранного урожая - это капуста, 25% - морковь и 18% - свекла) растут хорошо, но нуждаются в предпродажной подготовке (мытье и упаковка) и хранении. С первым у крупных производителей вопрос решен. Но достаточного количества оборудованных хранилищ с возможностью поддерживать необходимую влажность и температуру нет ни у крупных, ни у мелких предприятий. Мелкие очень часто продают овощи прямо с грядок, неупакованными не немытыми, и получают за это копейки. Крупные могут сохранить свою продукцию до конца года, но не дольше. То есть все равно продают ее в сезон низких цен. После нового года, когда цены максимальны, в город идет импорт, весной - овощи с юга, и только с конца лета - собственные.
Таким образом, если говорить об инвестициях в эту отрасль, то в первую очередь нужны оборудованные хранилища. Они могут существовать и сами по себе, как большие логистические центры, которые скупают продукцию у производителей и потом продают ее дальше. Для оценки примерного масштаба инвестиций можно сказать, что полностью оборудованное небольшое хранилище на 10 тысяч тонн обойдется в среднем в 250-300 миллионов рублей.
Отсутствие хранилищ актуально и для производителей картофеля. При потреблении в 400-500 тысяч тонн в год в области в 2015 году было выращено 320 тысяч тонн, причем лишь 30% - сельхозпредприятиями. Эти предприятия, как правило, молочные фермы, для которых картофель является вторичным производством. Поэтому рассчитывать на специализированные высокотехнологичные хранилища не приходится. В итоге выращиваемые в области сорта картофеля проигрывают импортным: их, например, нельзя мыть, тогда как потребитель привык видеть на полках мытые овощи. По оценкам наших экспертов, Ленобласть в большой мере обеспечивает рынок дешевыми сортами картофеля.
Надо отметить, что во всех без исключения отраслях, не смотря на кризис, остаются свободными ниши качественных натуральных продуктов. На собственном опыте мы можем сказать, что это интересный бизнес, но на общую картину он вряд ли сможет повлиять.