Экскурсии на фермах: какие шансы есть у агротуризма в России
Текст: Юлия Мавлембердина
В июле Владимир Путин подписал закон, по которому в России вводится понятие «сельский туризм». Это обеспечит господдержку агротуризму и приведет к серьезному росту прибыли фермеров и созданию до 60 тыс. новых рабочих мест к 2030 году.
«Агротуризм дает пространство для любого творчества»
Агротуризм предоставляет городским жителям возможность провести время на свежем воздухе, попробовать и купить экологически чистые продукты, соприкоснуться с деревенской жизнью. Фермерам, в свою очередь, сельский туризм помогает развиваться, открывает новые пути реализации продукции и приносит прибыль.
«В локальном понимании это дает сбыт продукции, потому что сейчас у нас нет регулярных договоренностей с магазинами о поставках, и наша продукция распространяется по нашим постоянным клиентам и значительная часть — через гостей фермы. Люди приезжают, живут недельку. Они покупают продукцию, и потом часто так бывает, что они становятся нашими постоянными клиентами и заказывают уже в Москву», — рассказывает Анна Гончаренко. Она помогает своему отцу-фермеру развивать туризм в их хозяйстве в Смоленской области (инстаграм @ferma.petrovicha). По словам Анны, прибыль здесь не первостепенна, гораздо важнее сама идея агротуризма: популяризация здорового питания, образа жизни на природе и сокращение потребления товаров.
Агротуристы выбирают самые разные направления сельского хозяйства: они посещают и животноводческие фермы, и пасеки, и сыроварни, и конные клубы. Все зависит от развлечений, которые могут предложить гостям фермеры.
Гости из разных регионов на ферме «Лукино» (инстаграм @lukino.ru), принадлежащей Наталье Кузык и ее супругу, могут остаться в хозяйстве на несколько дней. Им устраивают мастер-классы и водят на экскурсии: можно покормить животных, понаблюдать за процессом дойки и за созреванием сыров.
«Агротуризм — это органичное дополнение к ферме. Во время летнего отпускного периода спрос на продукцию падает, и на выручку приходит агротуризм. Ферма — это банальный механизм, где все работает четко и отлажено, а агротуризм дает пространство для любого творчества», — делится Наталья.
«Все делаем своими силами»
Несмотря на большой потенциал агротуризма, фермеры сталкиваются с многими проблемами при его развитии в своих хозяйствах. Небольшие фермы не в силах обеспечить высокий сервис, их владельцы часто не могут вложить много денег в рекламу. Фактор «узнаваемости» фермы в этом случае становится чуть ли не первоочередным: люди не доверят свой отдых месту, в котором никто не был.
Еще одно препятствие для агротуризма в России — сложная транспортная доступность до многих ферм. Хозяйства часто располагаются в деревнях и селах, до которых быстро не доедешь: где-то не проложена хорошая дорога, другие просто находятся слишком далеко от города. Здесь же возникает проблема с плохой инфраструктурой: с электричеством, водоснабжением, связью и интернетом.
Практически полное отсутствие государственной поддержки также не дает возможности полноценно развивать туризм многим фермерам. Часто тот доход, что владельцы хозяйств получают от агротуризма, может только окупить затраты на фермерство. Июльский закон о сельском туризме — только первый шаг к улучшению этой ситуации.
«Фактически, агротуризм существовал только на бумаге до последнего времени. То есть все ратовали за агротуризм, но законодательно он был у нас запрещен, и только сейчас разрешили этим заниматься. Никакой видимой поддержки от государства нет. Все делаем своими силами», — делятся Екатерина и Евгений, владельцы частной фермы «Глоток воздуха» (инстаграм @glotok__vozdyha).
Супруги много путешествовали по Европе и заметили, что самыми интересными местами с высоким рейтингом оказывались фермы с агротуризмом. Так появилась идея обустроить на своем участке глэмпинг (разновидность кемпинга) и водить гостей на экскурсии по ферме. «Все живут в городах, все уже ушли далеко от сельского хозяйства, от деревенского быта, поэтому люди приезжают поинтересоваться фермерством. Просто для многих это что-то новое, непривычное», — отмечают они.
Аграрная тенденция в туризме в Европе наметилась еще в 90-х годах и с тех пор получила широкое развитие. На Апеннинском полуострове, к примеру, фермеры ежегодно принимают более 12 млн отдыхающих. Это означает, что и в России агротуризм сможет в будущем стать весомой частью сельскохозяйственного бизнеса — спрос на такой вид отдыха есть у городских жителей уже много лет.