Животноводство 15 января 2018

Экономический эффект борьбы с гельминтами у мясных пород КРС

Экономический эффект борьбы с гельминтами у мясных пород КРС

Текст: О. А. Логинова, ассистент кафедры паразитологии, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины»

Сегодня животноводческая отрасль постепенно развивается, однако ряд проблем, среди которых увеличение объемов получаемых молока и мяса, по-прежнему сохраняется. Для дальнейшего успешного становления скотоводства необходимо не только использовать современные технологии и оборудование, но и обеспечивать высокий уровень здоровья скота.

Реализация Государственной программы становления сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции на 2013–2020 годы подразумевает повышение удельного веса российских товаров в общих продовольственных ресурсах, в частности мяса и мясопродуктов, до 90,2 процента. В течение долгого времени вопрос снабжения телятиной и говядиной во многих регионах страны решался преимущественно за счет выбраковки молочного скота. Улучшение широко распространенной черно-пестрой породы с помощью голштинизации только снизило выход мяса, поскольку голштины известны сравнительно меньшей обмускуленностью. Не способствовало улучшению ситуации несоблюдение профилактических мер по борьбе с болезнями, в том числе гельминтозом.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ

В последние годы молочное и мясное животноводство в нашей стране стали активно развиваться при поддержке государства. Так, многие крупнейшие производители молока и мяса в России располагают собственным поголовьем мясного скота, а одна из группы компаний Ленинградской области в 2015 году расширила сферу своей деятельности, закупив в США 600 голов маточного стада абердин-ангусской породы. В 2011 году в этом же регионе было основано сугубо мясное скотоводческое предприятие. Скот для разведения приобретался также в США. Начав с 800 нетелей в 2013 году, компания уже через несколько лет удвоила показатели численности коров, и сегодня общее среднегодовое поголовье составляет около 2000 животных. В 2015 году фирма получила статус племенного репродуктора по абердин-ангусской мясной породе и начала реализацию мраморной говядины. Сегодня предприятие располагает несколькими животноводческими комплексами, оснащенными современным оборудованием, убойно-разделочным цехом, собственными землями для выпаса коров, обустроенными электропастухами по всему периметру, жилым поселком для работников. Из Северной Америки компания привезла не только скот, но и систему его содержания. Животные размещаются в облегченных помещениях, состоящих из навесов над тремя стенками, а в летнее время практикуется круглосуточная загонная пастьба коров с телятами на пастбищах с многолетними травами. Откормочное поголовье находится на специальных огороженных выгульных площадках. Кормление скота в стойловый период осуществляется сенажом практически без подкормки с нормированием по сухому веществу.

ПОРОДНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

В 2015 году часть коров данного предприятия была обследована на наличие гельминтов — паразитических червей. С момента закупки до анализа дегельминтизация не проводилась, а скот выпасался на лугах, граничащих с лесами — местами обитания лосей и других животных, делящих паразитическую гельминтофауну с сельскохозяйственным КРС. Поэтому следовало ожидать сильной инвазированности поголовья. Однако с помощью тщательных исследований в гельминтологической лаборатории были выявлены лишь единичные яйца нематод подотряда Strongylata у отдельных животных. Подобный результат можно считать более чем удовлетворительным, ведь нематоды — одни из самых распространенных гельминтов, а интенсивность инвазии может достигать больше тысячи экземпляров на грамм фекалий. Объяснить подобный факт можно хорошей кондицией коров, ведь иммунный статус организма напрямую зависит от уровня содержания и кормления. Если животное в хорошей форме, то никакие возбудители не в состоянии избежать внимания к себе со стороны иммунной системы.

Вопрос породной устойчивости к гельминтам до сих пор остается дискуссионным. Исследования показали, что у скота одних пород поражения паразитами действительно регистрируются гораздо чаще, чем у других, однако корреляция не означает причинно-следственной связи. Причина подобного явления, скорее всего, не в повышенной устойчивости животных той или иной породы, а в том, что элитный крупный рогатый скот, особенно мясных пород, приобретают обычно состоятельные предприятия, заведомо способные обеспечить соответствующий уровень содержания, ухода и кормления. Следовательно, такие коровы не подвергаются повышенной паразитарной нагрузке. Хозяйствам, находящимся в сложном экономическом положении, приходится покупать более доступный скот, при этом условия его разведения порой оставляют желать много лучшего, чем и объясняется разница в степени инвазированности.

НЕОБХОДИМОСТЬ АДАПТАЦИИ

Специалисты ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины», изучавшие ситуацию в мясном скотоводческом предприятии Ленинградской области в 2016 году, пришли к выводу, что слепой перенос западной технологии в российские реалии негативно сказался на продуктивности животных. Анализ фактического ежесуточного прироста молодняка показывал, что генетический потенциал абердин-ангуссов раскрывался не полностью — 870 г привесов у бычков на предприятии против 1100 г по технологии. Хозяйству было рекомендовано сбалансировать питание скота введением подкормок и изменить условия содержания в холодное время года, поскольку в наших климатических широтах животные расходуют гораздо больше энергии на поддержание температуры тела, чем у себя на родине, где среднесуточная температура зимой опускается лишь до –2°С. При неподходящем содержании баланс состояния здоровья животных начинает смещаться не в лучшую сторону. Если не предпринимать попыток по исправлению ситуации, то одних только врожденных резервов в последующем не хватит для поддержания высокого иммунного статуса. В этом случае поражение коров гельминтами становится просто вопросом времени.

ПРЕДОТВРАТИТЬ И ОБЕЗВРЕДИТЬ

Гельминтоз, как и любую другую болезнь, лучше, проще и дешевле предотвратить, чем проводить оздоровительные мероприятия по факту ее возникновения. Специфических превентивных мер в отношении гельминтов не существует, поскольку их невозможно отпугнуть, как насекомых, или выработать против них устойчивый иммунитет, как при вакцинации от бактерий. Однако существует ряд мер, которые значительно осложняют распространение паразитов в мясном стаде. К ним относится поддержание высокого уровня гигиены животноводческих помещений, ведь личинки паразитических червей способны развиться в навозе за считанные дни, запрет на присутствие собак и кошек в помещениях ферм, поскольку они являются промежуточными хозяевами многих гельминтов. Кроме того, необходима смена пастбищ, чтобы личинки погибли, не дождавшись дефинитивных хозяев. Можно прибегнуть к осушению крупных луж и заболоченных участков, так как в них могут проходить фазы развития гельминтов, а также к запрету на поение пасущихся коров из природных водоемов из-за опасности инвазирования и обеззараживанию навоза для уничтожения яиц и личинок червей, если они в нем присутствовали. Однако самая действенная мера заключается в так называемой профилактической дегельминтизации скота, которая позволяет избавиться от паразитов в случае бессимптомного носительства и предотвратить возникновение и развитие гельминтоза.

КОНКУРЕНЦИЯ ЗА РЕСУРСЫ

Сложность в профилактике и лечении гельминтоза заключается в том, что долгое время ущерб, причиняемый паразитированием червей, трудно обнаружить, за исключением некоторых гельминтозов, поражающих центральную нервную систему. Паразитам невыгодно убивать своего хозяина, ведь это означает и их собственную гибель. Однако важно помнить, что свое название подобные черви получили именно оттого, что живут за чужой счет. По сути, гельминты конкурируют с организмом хозяина за пищевые ресурсы. Например, цестоды впитывают поверхностью своего многометрового тела питательные вещества из кишечника животного, что приводит к уменьшению веса при сохраненном аппетите. Нематоды, включая подотряд Strongylata, являются гематофагами, то есть питаются кровью хозяина, поэтому в случае одновременного паразитирования огромного количества микроскопических нематод коровы могут лишаться значительного объема крови. Трематоды оккупируют желчные протоки печени и могут вызывать их полную закупорку.

Вред, причиняемый гельминтом конкретного вида, обусловлен его биологическим циклом и местом локализации в организме. Однако в целом все паразиты истощают ресурсы иммунной системы, снижают качество вакцинации, искажают результаты проверок на туберкулез и бруцеллез, травмируют ткани хозяина при миграции и закреплении, выделяют токсичные продукты обмена, повышают сенсибилизацию животных, то есть увеличивают риск развития аллергии. В конечном счете паразитирование приводит к нарушениям со стороны пищеварительной системы, снижению аппетита, вялости, апатичности, сокращению ежесуточных приростов молодняка, снижению удоев у коров, ухудшению качества волосяного покрова и другим менее явным проблемам, влияющим на общее состояние животного. Не стоит забывать и о тех гельминтозах, при которых крупный рогатый скот является лишь промежуточным хозяином, в то время как окончательным может стать человек. Наиболее широко известным паразитом данной категории является Taeniarhynchus saginatus — «бычий цепень». Конечно, такие цестодозы отсекаются на стадии ветеринарно-санитарной экспертизы товара, но хозяйство несет большие убытки от выбраковки мяса или мясопродуктов.

СПАСИТЕЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА

Другим важным нюансом в отношении дегельминтизации является ограничение, налагаемое на использование животноводческой продукции после применения того или иного противогельминтного препарата. Особенно остро этот вопрос стоит в молочном скотоводстве. Например, фактический ущерб от нематодоза, поразившего часть стада в средней степени, измеряется десятками тысяч рублей, если рассчитывать потери, исходя из объема не полученного от больных коров молока. При этом затраты на лечебные мероприятия в совокупности с издержками от невозможности реализовать сырье в течение периода лечения, который длится не менее месяца, составляют более миллиона рублей. По этой причине большинство сельскохозяйственных предприятий, столкнувшись к фактом распространения гельминтоза в своем хозяйстве, предпочитают не бороться с данным заболеванием и мириться с некоторыми убытками перед лицом более внушительных потерь. Однако российскими компаниями были созданы препараты, которые не имеют ограничений по реализации молока в период лечения, например «Эпримек» и другие.

В мясном скотоводстве складывается несколько иная ситуация, поскольку едва ли мясо от животных требуется ежедневно. Кроме того, в данном случае сроки ограничений по реализации продукции обычно менее продолжительные, поэтому профилактическую или внеплановую дегельминтизацию проще запланировать и безболезненно ввести в производственный цикл. Например, если в стаде из 400 голов у 30 диагностирован нематодоз в средней степени, то фактический ущерб от одного только снижения привесов составит 16800 рублей, не говоря уже о последствиях, рассчитать которые без компьютерной математической модели крайне сложно. Потенциальный ущерб же можно оценить в сумму 535,95 тыс. рублей. При этом затраты на лечение животных и ликвидацию гельминтоза зависят от стоимости препарата, его дозировки, продолжительности лечения и ограничений на использование продукции, то есть на реализацию мяса. Данный запрет может быть наложен на срок от 8 до 40 дней. К примеру, при использовании препарата «Ритрил» убой животных на мясо после дегельминтизации разрешается не ранее, чем через 40 суток, а при применении средства «Аверсект-2» данный срок сокращен до 21 дня. Однако в любом случае профилактическое использование противогельминтных препаратов позволяет получить хороший экономический эффект. К примеру, при сравнении продуктов «Эпримек», «Аверсект-2» и «Ритрил» он составил 37–148 рублей на каждый затраченный рубль. Таким образом, не следует недооценивать ущерб, наносимый скотоводству паразитическими червями, и пренебрегать мерами профилактики гельминтозов.

Табл. 1. Экономическая эффективность применения российских антигельминтных препаратов при лечении бычков, спонтанно инвазированных нематодами в средней степени

Показатель

Эпримек

Аверсект-2

Ритрил

Фактический экономический ущерб, руб.

16 800

16 800

16 800

Предотвращенный экономический ущерб, руб.

535 950

535 950

535 950

Затраты на проведение ветеринарных мероприятий, руб.

5 585

3 598

14 203

Общая экономическая эффективность ветеринарных мероприятий, руб.

530 365

532 352

521 747

Экономический эффект на 1 рубль затрат, руб.

95

148

37

 

 

Популярные статьи