Растениеводство 9 сентября 2014

Аркадий Злочевский, президент Российского зернового союза: запрет ГМО в России - возможно ли это?

Сейчас у аграриев горячая пора — идет сбор озимого ячменя и масштабная уборка пшеницы. Зернопроизводителей волнуют не только прогнозы сбора урожая и спроса на него, но и уровень цен в этом году. Также многим не дает покоя тема разрешения использования ГМО в нашей стране. На эти и многие другие актуальные для каждого агрария вопросы ответил Аркадий Злочевский, президент Российского зернового союза.

Отразились ли на российской зерновой отрасли ситуация на Украине и санкции против нашей страны?

— Уже сейчас видно, как события в соседней стране влияют на рынок России. Из-за обстановки на Украине поднялись мировые цены на зерно, что благоприятно сказалось на российском рынке и нашем экспорте. В результате уже в этом сезоне мы экспортировали свыше 25 млн т зерновых, что я и предполагал осенью прошлого года.

Какие изменения на отечественном рынке зерна ожидаются в связи с включением Крыма в состав Российской Федерации?

— Присоединение Крыма к России имеет только положительные последствия для нашего рынка. Это дает дополнительный экспортный прирост, поскольку на полуострове ежегодно собирают порядка 1,5 млн т зерновых. Несмотря на неурожай этого года — ожидается всего 1,3 млн т злаковых — минимум 0,5 млн т пойдет на экспорт. При этом оставшееся количество зерна полностью покроет потребности жителей полуострова.

К сожалению, в следующем сезоне в Крыму также ожидается неурожай, поскольку Украина перекрыла подачу пресной воды на полуостров, что критически сказывается на его сельском хозяйстве. Воды из скважин, которые пробурили на территории нового субъекта страны, на нужды сельского хозяйства не хватает. Несмотря на это, Крым остается крупным зернопроизводителем и сможет внести свою часть в общероссийский зерновой экспорт.

Каковы перспективы развития производства других «биржевых» культур — подсолнечника, кукурузы, риса, сои?

— Вопросом развития производства подсолнечника, сои и других культур занимается Министерство сельского хозяйства РФ, которое уже активно ведет работу по стимулированию выращивания этих культур. Поэтому в новом сезоне ожидаются рекорды по производству и экспорту кукурузы, а также увеличение объемов сбора масличных и бобовых. Сейчас отрасль производства кукурузы развивается стремительными темпами, появляется все больше предприятий, приоритет в хозяйственной деятельности которых — производство кукурузы. Поэтому ежегодные рекорды неудивительны. Фермеру, не начавшему работу с этой культурой, безусловно, стоит обратить на нее внимание.

Объем урожая пшеницы в этом году не будет рекордным, по предварительным прогнозам он составит порядка 55 млн т, хотя бывали годы, когда в стране собирали свыше 60 млн т этого злака.

После публикации в СМИ вашего заявления о том, что запретить ГМО в России невозможно, сразу стали раздаваться удивленные комментарии читателей. Прокомментируйте свою позицию.

— Противники ГМО основываются на мнении, что безопасность подобных продуктов не доказана. Но это заблуждение, поскольку во всем мире именно параметр безопасности является главным критерием при выдаче разрешений на использование и производство подобных продуктов. Таким образом, любое разрешение — доказательство безопасности ГМО, так как перед выдачей проводятся различные испытания и тестирования на выявление и оценку рисков.

В 2005 году Всемирная организация здравоохранения опубликовала большой доклад, в котором были представлены результаты масштабного исследования в 20 странах мира на предмет оценки рисков при употреблении ГМО в пищу. То есть ВОЗ провела целенаправленное исследование влияния подобных продуктов на человеческий организм. Основной вывод доклада таков: не существует ни одного риска потребления генетически модифицированной пищи человеческим организмом, отличного от употребления традиционных продуктовых аналогов. При этом ГМО имеет ряд явных преимуществ, например в них содержится меньше химии, а уровень остаточных пестицидов — нитратов, нитритов и других — существенно ниже, чем в обычных продуктах.

Основные риски, связанные с ГМО, — это неконтролируемое распространение, в условиях которого никто не соблюдает технологические требования, диктуемые системами регистрации и выпуском в окружающую среду. Если есть разрешение на посев генно-модифицированных семян, то к нему предъявляется ряд технических требований, в том числе так называемые зоны резервации в рамках поля и зоны отчуждения в целях исключения рисков перекрестного опыления. Но у нас в стране эти требования вообще не соблюдаются, потому что все, что сеем, незаконно и неконтролируемо, а с присоединением Крыма нелегальные посевы возрастут еще больше.

Сократить площади неконтролируемых посевов ГМО можно только путем их официального разрешения?

— Безусловно. Сейчас ГМО второго и третьего поколения тестируют совершенно другими способами, без использования которых мы даже не сможем выявить, что это ГМО, а получить эти методики можно только в результате регистрации и сертификации. Поэтому, поднимая вопрос о запрете или разрешении ГМО, мы должны четко понимать, что хотим получить в итоге — неконтролируемое распространение либо работающие системы контроля, регулируемые органами власти. Недавняя инициатива по ГМО как раз и устанавливала прозрачные нормативы и современные комплексы учета подобных объектов. Но из-за общественного возмущения нам придется бороться с последствиями неконтролируемого распространения.

По сути, борьба с ГМО — это бизнес, опирающийся на общественное мнение, на котором делают неплохие деньги. Самый простой пример — наклейки с надписью «не содержит ГМО». Как правило, их клеят без проведения каких-либо тестов и проверок, причем зачастую на те продукты, где по определению не может быть ГМО, например воду. В таких условиях неудивительно, что инициатива по контролю над ГМО была раскритикована и СМИ, и товаропроизводителями, и обычными потребителями. Подобную информацию необходимо доносить до руководителей крупных организаций и предприятий, а также до покупателей.

Беседовала Ольга Рогачева

Популярные статьи