Вадим Ванеев /"Евродон"/: Сотни килограммов птицы, направленных за границу – это еще не успех
Объем производства мяса индейки в России составляет свыше 100 тысяч тонн. А с запуском новых проектов значительно вырастет. Не грозит ли русской индейке кризис перепроизводства? Есть ли у российской индейки экспортный потенциал, рассказывает генеральный директор компании «Евродон» Вадим Ванеев.
Рассматриваете ли Китай в качестве экспортного направления? Ведь это крупнейший, миллиардный, рынок потребления.
Многие задают вопрос про Китай. Тому много причин. Но там пока потребление индейки на нуле. Хотя, говорят, что китайская нация почти всеядна. Возможно, это связано с тем, что у индейки длинное горло, и китайцы воспринимают индейку как птицу гриф. Американцы ведут там большие программы по продвижению и раскачиванию рынка. Пока результатов мало. Китайский рынок направляет свои запросы. А мы открыты к рыночным инициативам. Через российских партнеров в Китай с начала 2016 года идут наши продукты: утиные языки, лапы, субпродукты. Поступают запросы на утиные головы, желудки, крылья, перо.
Ваш агрохолдинг известен тем, что объединяет все технологические процессы в единый цикл. То есть, Вы продаете не только мясо. Но и инкубационное яйцо от родительского стада. Так?
Так. Запросы на яйцо поступают от производителей на территории России и Ближнего зарубежья. Готовы покупать наше яйцо и в Иране, и в Казахстане, и в Турции, и в других странах, потому что оно соответствует всем стандартам. Но нам пока самим не хватает. Вопрос инкубационного яйца очень непростой. Когда в банк за кредитами приходят новые производители индейки, один этот вопрос мог бы поставить под сомнение результаты проекта «Где будете брать яйцо?» На всех его, действительно, не хватит. И получается, что при такой ситуации где-то изначально закладывается компромисс в качество продукта. Многие будут вынуждены покупать яйцо не лучшего качества. А отсюда – проблемы по всей технологической цепочке.
Можете ли Вы назвать примерный объем, который собирается экспортировать компания «Евродон»?
После того, как мы выйдем на объем в 130-150 тысяч тонн индейки в год, то 20-25% в конечном счете будет идти на экспорт. Но это эволюцонный процесс, спешить тут не следует. Можно иметь любую поддержку от государства, иметь хорошую цену, но главное для начала - найти надежных долгосрочных партнеров. Сотни килограммов, направленных за границу – это еще не успех. О серьезных результатах в экспорте можно говорить, если объем продаж станет стабильным и составит не менее 10-20 тысяч тонн в год.
Какие проблемы российских производителей индейки, которые помешают рынку развиваться?
Цены на зерно. 70% себестоимости птицеводческих хозяйств составляет зерно, которое выросло в цене за последние 2 года с 7,5 до 11 рублей за кг. И даже при такой цене его нет. Никто не хочет оставлять зерно в России, создавать добавочную стоимость.
Такое ощущение, все увлеклись производством индейки. Что Вы об этом думаете?
Пример «Евродона» оказался заразительным. Мы прошли свой путь за 10 лет, многие хотят пройти быстрее. Я конечно за развитие рынка. Но при этом очень важно - не навредить новой отрасли и новому продукту.