Союз независимых сетей России обратился в Правительство и Госдуму РФ с предложением запретить демпинг
Союз независимых сетей России (Союз НСР) направил официальное обращение на имя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева и Председателя Государственной Думы РФ Сергея Нарышкина с просьбой внести поправки в закон «О торговле», запрещающие продажу товаров по ценам, ниже закупочных, а также разрешить в ряде случаев использование агентских договоров в практике взаимодействия участников рынка.
В преддверие рассмотрения во втором чтении поправок к 381-ФЗ (О торговле), Союз НСР (объединяет более 70 региональных компаний розничной торговли из 8 федеральных округов РФ) обратился к Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву и Председателю Госдумы РФ Сергею Нарышкину.
Союз НСР, отстаивая интересы малого и среднего предпринимательства, работающего в розничной торговле современных форматов, последовательно выступает за сохранение конкурентной среды на потребительском рынке и исключение избыточного регулирования договорных отношений между хозяйствующими субъектами. Участники Союза согласны с позицией руководителя ФАС России, назвавшего, в частности, рассматриваемую отмену бонусов «недальновидной политикой».
Согласно оценке Союза НСР, переход к практике «чистой цены» полностью соответствует лишь интересам крупнейших участников рынка, как со стороны розничной торговли, так и поставщиков продовольственных товаров. В условиях затрудненного доступа региональных производителей и торговых сетей к кредитным ресурсам, принятие Законопроекта приведет к уходу с рынка целого ряда малых и средних торговых компаний, составляющих важный альтернативный товаропроводящий канал отечественных продуктов питания.
Уже в среднесрочной перспективе, отмена бонусов и сокращение сроков оплаты приведут к монополизации рынка крупнейшими федеральными и транснациональными компаниями. Это, в свою очередь, снизит налоговые поступления в бюджеты регионов и в целом способно негативно повлиять на продовольственную безопасность страны. Данную позицию Союза НСР поддерживают и ряд ведущих ассоциаций поставщиков продовольственных товаров.
Избежать избыточного государственного регулирования отрасли возможно при условии развития саморегулирования, как наиболее эффективного механизма развития розничной торговли, позволяющего оперативно реагировать на рыночные изменения и обеспечивать интересы всех участников рынка, независимо от масштабов бизнеса.
Как подчеркивается в обращении Союза НСР, в сложившейся экономической ситуации существует целый ряд гораздо более острых проблем, требующих именно государственного регулирования на уровне законодательства.
Как говорится в обращении Союза НСР: «В условиях кризиса усилилась экспансия в регионы крупнейших игроков рынка розничной торговли. Ее главный инструмент – демпинг, продажа товаров по ценам ниже закупочных за счет использования кросс-субсидирования при реализации товаров непродовольственной группы и эффекта масштаба бизнеса.
Данная практика является недобросовестной, как по отношению к региональным розничным сетям, так и к местным производителям продуктов питания. Политика демпинга, реализуемая крупнейшими федеральными сетями дискаунтеров и гипермаркетов, представляет из себя стратегию «выжженной земли», направленную на уничтожение конкурентов из числа региональных торговых сетей с целью последующего навязывания местным и федеральным производителям собственных закупочных условий с позиции доминирования. Данная недобросовестная практика приводит не только к существенному сокращению доходности производителей, но и, в конечном счете, к снижению качества продуктов питания.
Важно отметить, что после достижения крупнейшими игроками целевых показателей по доле регионального рынка, демпинговая практика сменяется ростом цен на фоне ухода с рынка региональных торговых сетей и местных производителей и общего снижения конкуренции на региональном рынке».
Союз НСР также считает крайне важным обратить внимание на проблему, связанную с поставками продукции в торговые сети сельхозпроизводителями, являющимися плательщиками Единого сельскохозяйственного налога (ЕСН). На сегодняшний день, российские производители сельскохозяйственной продукции, уплачивая единый сельскохозяйственный налог, не являются плательщиками НДС. Таким образом, дополнительная налоговая нагрузка ложится на розничные сети, что делает продукцию российских производителей менее конкурентоспособной, и создает дополнительные препятствия импортозамещению на продовольственном рынке. Аналогичная проблема существует при сотрудничестве торговли с переработчиками сельхозпродукции, работающими по системе упрощенного налогообложения. Данные проблему можно устранить, разрешив использование таким производителям и переработчикам договоров комиссии при поставках продукции в розничные сети.
Разрешение на использование договоров комиссии является также крайне актуальным и при обращении товаров в условиях ОЭЗ в Калининградской области, ввоз иностранных товаров на территорию которой осуществляется без НДС в режиме «свободной таможенной зоны» в рамках ФЗ-16 и является частью комплекса мер по поддержке уровня жизни местных жителей, оторванных от основной территории Российской Федерации.
В Обращении Союза НСР озвучены следующие предложения:
1. Запретить розничную продажу товаров по ценам ниже закупочных, изложив подпукт б) статьи 13 381-ФЗ в следующей редакции: «…нарушать установленный нормативными актами порядок ценообразования, в том числе реализовывать продовольственные товары по цене ниже закупочной»;
2. Разрешить использование договоров комиссии при поставках продукции в торговые сети сельхозпроизводителями – плательщиками ЕСН и обращении товаров в условиях Особой экономической зоны в Калининградской области изложив подпункт 3) п.1 статьи 13 в следующей редакции: «…осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии, за исключением реализации продовольственных товаров сельскохозяйственными производителями, применяющими единый сельскохозяйственный налог (ЕСН), переработчиками сельхозпродукции, работающими по упрощенной системе налогообложения (УСН) и реализации продовольственных товаров на территории особой экономической зоны в Калининградской области».
Вышеперечисленные меры, по оценке Союза НСР, будут способствовать развитию потребительского рынка РФ, поддержке малого и среднего бизнеса в сфере производства и продажи продуктов питания и повышению продовольственной безопасности страны, обеспечивая конкурентоспособность российских производителей и сдерживая рост розничных цен при сохранении надлежащего качества продовольственных товаров в интересах потребителя.