Техника Оборудование 8 июня 2023

Межгосударственная система машин и технологий стран ЕАЭС — для чего она нужна?

Межгосударственная система машин и технологий стран ЕАЭС — для чего она нужна?

7 июня в Минске прошла III Международная научно-практическая конференция Союза промышленников «Прогресс». Одним из ключевых вопросов, обсуждавшихся на мероприятии, стало создание Межгосударственной системы машин и технологий стран (МСМТ) ЕАЭС.

С докладом по этому вопросу выступил Захид Годжаев, заместитель директора по инновационной деятельности ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, д.т.н., профессор, член-корр. РАН.

Приведем основные тезисы его выступления:

Предпосылки

В СССР подобная система разрабатывалась для всех союзных республик, являясь одним из главных документов, определявших техническую политику и перспективы развития сельхозмашиностроения. Постепенно она утрачивала значение по мере возникающих рыночных отношений.

Система 1995 года, несмотря на привязку технических средств к технологическим системам, также строилась на принципах директивности. В условиях формирования рыночных отношений она не была востребована ни сельскохозяйственной практикой, ни сельхозмашиностроением, и практически себя изжила. Следует отметить, что эта система машин вобрала в себя не только технику для сельского хозяйства, но и оборудование для перерабатывающей промышленности, технического сервиса. Но и это не подняло престиж такого нормативного документа.

Последняя Система машин 2012 года была востребована Минпромторгом и получила признание в широких кругах научной общественности.

Текущая актуальность

В условиях, когда рыночные отношения в экономике стали определяющими, когда законодательно разграничены функции государства и производства, основанного на частной собственности, новая система машин должна быть построена на сочетании требований государства по технической и экологической безопасности и информированности товаропроизводителей. Она может быть востребована только при наличии к ней интереса со стороны как государств, так и разнообразных ее потребителей. Это должно служить базой построения МСМТ. Она должна служить ориентиром дальнейшего развития сельхозмашиностроения и агропромышленного производства.

Функционально МСМТ должна стать нормативно-информационным документом, оптимизирующим типаж техники на рынке ЕАЭС и регулирующим программу разработки машин.

Информационная функция МСМТ

  • прогнозно складывающаяся в перспективе конъюнктура на рынке машин (какие параметры техники и для каких технологий будут в будущем востребованы);

  • определение параметров машин для реализации достижений научно-технического прогресса, освоения разной группы интенсивности в характеристиках машин с учетом запроса потребителей;

  • «отраслевые» требования по взаимоувязке параметров машин при их агрегатировании; известно, что транснациональные компании в этом плане «саморегулируются», производя полный комплекс машин.

В странах ЕАЭС при раздробленности производства техники, отсутствии интегрированности предприятий МСМТ должна быть своеобразным «сборочным цехом» для оптимального агрегатирования машин при выполнении агротехнологий.

Структура (форма) МСМТ

  1. Наименование машин по разделам (начинать изложение с мобильных энергетических средств с номера по порядку), технологические операции, технологический адаптер.

  2. Типоразмер (мощность двигателя, класс тяги).

  3. Требование технического регламента по безопасности – для собственного рынка и с учетом гармонизации с мировыми стандартами.

  4. Технический уровень и соответствие мировым показателям (например, соотнесение к принятому поколению техники).

  5. Расчетная цена заводская в стабильных денежных единицах, соответствие мировым аналогам.

  6. Техническая надежность, проектная.

  7. Агрозона применения и тип технологии по интенсивности.

  8. Новый или модернизированный образец, расчетная потребность.

  9. Техника, которая включена, имеющая важное значение для всех государств участников разработки МСМТ и рекомендована к государственной поддержке, должна иметь условную марку.

  10. В МСМТ выделяется специальный раздел цифровизации, в котором будут отражены все разработки в области инновационных перспектив автоматизации и роботизации сельскохозяйственного производства.

  11. В каждом разделе выделяется место для указания заинтересованности государства в данном техническом средстве.

В рамках представленной концепции представляется важным обсудить следующие предложения:

Во-первых, было бы целесообразным разрабатывать МСМТ на 10-20 лет с возможностью корректировки по пятилеткам.

Во-вторых, она должна быть гармонизирована с типажом машин, производимых транснациональными компаниями сельхозмашиностроения и рекомендованных на рынок стран-участникам ЕАЭС.

В-третьих, МСМТ целесообразно трансформировать в машинно-технологическую систему, имея в виду приоритет технологий в построении системы техники.

В-четвертых, машинно-технологическая система должна соответствовать природным и экономическим параметрам агрозон, районирование комплекса машин с учетом почвенно-климатических условий. Кроме этого должна быть привязка каждого типа машины к технологической операциям и агрегатирование с определенным тяговым классом трактора. Типажи машин, соответствующие техническим требованиям для каждой агрозоны.

В-пятых, МСМТ должна быть оцифрована с таким расчетом, чтобы в один-два клика выводилась вся необходимая информация по отдельным типажам технических средств, включая экономическую и технологическую обоснованность данной позиции.

В-шестых, необходимо разработать нормативно-правовую базу и комплекс мер государственной поддержки для сельхозмашиностроительных предприятий, выпускающих технику, включенную в МСМТ.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

МСМТ будет информационно-нормативным документом, представляющий интересы стран ЕАЭС и потребителей. Заказчиком этой работы должны выступать профильные министерства государств или их представители.

Новая прогрессивная техника, которая будет попадать на рынок, составит достойную конкуренцию зарубежным машинам. От этого выиграют государства, в том числе товаропроизводители.

Контроль за исполнением НИР по разработке новой техники и передачей технической документации заводам для их производства, должны осуществлять соответствующие министерства и ведомства стран ЕАЭС.

Рекомендуем

Популярные статьи