Межгосударственная система машин и технологий стран ЕАЭС — для чего она нужна?
7 июня в Минске прошла III Международная научно-практическая конференция Союза промышленников «Прогресс». Одним из ключевых вопросов, обсуждавшихся на мероприятии, стало создание Межгосударственной системы машин и технологий стран (МСМТ) ЕАЭС.
С докладом по этому вопросу выступил Захид Годжаев, заместитель директора по инновационной деятельности ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, д.т.н., профессор, член-корр. РАН.
Приведем основные тезисы его выступления:
Предпосылки
В СССР подобная система разрабатывалась для всех союзных республик, являясь одним из главных документов, определявших техническую политику и перспективы развития сельхозмашиностроения. Постепенно она утрачивала значение по мере возникающих рыночных отношений.
Система 1995 года, несмотря на привязку технических средств к технологическим системам, также строилась на принципах директивности. В условиях формирования рыночных отношений она не была востребована ни сельскохозяйственной практикой, ни сельхозмашиностроением, и практически себя изжила. Следует отметить, что эта система машин вобрала в себя не только технику для сельского хозяйства, но и оборудование для перерабатывающей промышленности, технического сервиса. Но и это не подняло престиж такого нормативного документа.
Последняя Система машин 2012 года была востребована Минпромторгом и получила признание в широких кругах научной общественности.
Текущая актуальность
В условиях, когда рыночные отношения в экономике стали определяющими, когда законодательно разграничены функции государства и производства, основанного на частной собственности, новая система машин должна быть построена на сочетании требований государства по технической и экологической безопасности и информированности товаропроизводителей. Она может быть востребована только при наличии к ней интереса со стороны как государств, так и разнообразных ее потребителей. Это должно служить базой построения МСМТ. Она должна служить ориентиром дальнейшего развития сельхозмашиностроения и агропромышленного производства.
Функционально МСМТ должна стать нормативно-информационным документом, оптимизирующим типаж техники на рынке ЕАЭС и регулирующим программу разработки машин.
Информационная функция МСМТ
-
прогнозно складывающаяся в перспективе конъюнктура на рынке машин (какие параметры техники и для каких технологий будут в будущем востребованы);
-
определение параметров машин для реализации достижений научно-технического прогресса, освоения разной группы интенсивности в характеристиках машин с учетом запроса потребителей;
-
«отраслевые» требования по взаимоувязке параметров машин при их агрегатировании; известно, что транснациональные компании в этом плане «саморегулируются», производя полный комплекс машин.
В странах ЕАЭС при раздробленности производства техники, отсутствии интегрированности предприятий МСМТ должна быть своеобразным «сборочным цехом» для оптимального агрегатирования машин при выполнении агротехнологий.
Структура (форма) МСМТ
-
Наименование машин по разделам (начинать изложение с мобильных энергетических средств с номера по порядку), технологические операции, технологический адаптер.
-
Типоразмер (мощность двигателя, класс тяги).
-
Требование технического регламента по безопасности – для собственного рынка и с учетом гармонизации с мировыми стандартами.
-
Технический уровень и соответствие мировым показателям (например, соотнесение к принятому поколению техники).
-
Расчетная цена заводская в стабильных денежных единицах, соответствие мировым аналогам.
-
Техническая надежность, проектная.
-
Агрозона применения и тип технологии по интенсивности.
-
Новый или модернизированный образец, расчетная потребность.
-
Техника, которая включена, имеющая важное значение для всех государств участников разработки МСМТ и рекомендована к государственной поддержке, должна иметь условную марку.
-
В МСМТ выделяется специальный раздел цифровизации, в котором будут отражены все разработки в области инновационных перспектив автоматизации и роботизации сельскохозяйственного производства.
-
В каждом разделе выделяется место для указания заинтересованности государства в данном техническом средстве.
В рамках представленной концепции представляется важным обсудить следующие предложения:
Во-первых, было бы целесообразным разрабатывать МСМТ на 10-20 лет с возможностью корректировки по пятилеткам.
Во-вторых, она должна быть гармонизирована с типажом машин, производимых транснациональными компаниями сельхозмашиностроения и рекомендованных на рынок стран-участникам ЕАЭС.
В-третьих, МСМТ целесообразно трансформировать в машинно-технологическую систему, имея в виду приоритет технологий в построении системы техники.
В-четвертых, машинно-технологическая система должна соответствовать природным и экономическим параметрам агрозон, районирование комплекса машин с учетом почвенно-климатических условий. Кроме этого должна быть привязка каждого типа машины к технологической операциям и агрегатирование с определенным тяговым классом трактора. Типажи машин, соответствующие техническим требованиям для каждой агрозоны.
В-пятых, МСМТ должна быть оцифрована с таким расчетом, чтобы в один-два клика выводилась вся необходимая информация по отдельным типажам технических средств, включая экономическую и технологическую обоснованность данной позиции.
В-шестых, необходимо разработать нормативно-правовую базу и комплекс мер государственной поддержки для сельхозмашиностроительных предприятий, выпускающих технику, включенную в МСМТ.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
МСМТ будет информационно-нормативным документом, представляющий интересы стран ЕАЭС и потребителей. Заказчиком этой работы должны выступать профильные министерства государств или их представители.
Новая прогрессивная техника, которая будет попадать на рынок, составит достойную конкуренцию зарубежным машинам. От этого выиграют государства, в том числе товаропроизводители.
Контроль за исполнением НИР по разработке новой техники и передачей технической документации заводам для их производства, должны осуществлять соответствующие министерства и ведомства стран ЕАЭС.