Техника Животноводство Растениеводство 3 декабря 2020

Стальные помощники

Стальные помощники

Светлана Петрова

заместитель генерального директора JCB в России и СНГ

Погрузчики различных видов занимают важное место в парке сельхозпредприятий, специализирующихся на животноводстве и производстве зерновых культур. Российский сектор подобной техники активно развивается, и без этих машин уже сложно представить внутреннюю логистику грузов в современных аграрных хозяйствах.

Популярность и продажи самоходных погрузчиков в России растут ежегодно, подчиняясь как общим для рынка сельхозтехники закономерностям, так и частным тенденциям. Как будет развиваться данный сектор под влиянием пандемии, какие виды машин пользуются большей популярностью в России, в каком направлении сегодня двигаются разработчики новых образцов — на эти и другие вопросы ответила Светлана Петрова, заместитель генерального директора JCB в России и СНГ.

— Как вы оцениваете сектор различного рода погрузчиков для аграрной отрасли? Какова его величина и основные тенденции?

— Мировой рынок самоходных погрузчиков, в частности телескопических, фронтальных и мини-погрузчиков с бортовым поворотом, очень велик. В 2019 году было продано более 350 тыс. единиц таких машин. Стоит отметить, что весьма сложно выделить, какое количество техники поставляется заказчикам из сельскохозяйственной отрасли. Если телескопические погрузчики можно условно разделить на машины для аграрного сектора с высотой подъема до 10 м и для строительства и промышленности с данным параметром более 10 м, то для фронтальных и мини-погрузчиков четких критериев такого распределения не существует.

Хотя в силу приведенных выше причин сложно назвать точные пропорции, однозначно наблюдается рост популярности самоходных погрузчиков в сельском хозяйстве. Аграрный сектор во все времена, особенно кризисные, чувствовал себя достаточно стабильно, и ситуация с пандемией коронавируса в 2020 году служит подтверждением этого факта. Так что данная отрасль сохраняет привлекательность для производителей спецтехники, которые заинтересованы в активном развитии в этом направлении.

— Какие доли на мировом рынке занимают, по вашим оценкам, различные поставщики подобной техники? Какова доля компании?

— В целом на рынке сельскохозяйственных телескопических погрузчиков, который в 2019 году составил около 18,5 тыс. машин, наша доля достигает примерно 40%. Компания JCB и еще три бренда, в частности Manitou, Merlo и Dieci, совместно занимают 80% рынка.

JCB 541-70 AGRI PRO

— Какие доли в мировом секторе приходятся на отдельные виды погрузчиков? Какие типы этих машин сейчас пользуются наибольшей популярностью в целом, на отдельных континентах и в странах?

— При подробном рассмотрении структуры мирового рынка самоходных погрузчиков совершенно четко можно выделить некоторые его особенности. Так, с точки зрения количества абсолютное большинство подобной техники, поставляемой во все индустрии, составляют фронтальные погрузчики — примерно 50% рынка, за ними следуют мини-погрузчики с бортовым поворотом и телескопические — почти 35 и 20% соответственно, при этом около 30% последних поставляется аграриям.

Также можно выделить географические особенности рынка. Большая часть этой техники, то есть около 40%, приходится на Северную Америку, где доминируют мини-погрузчики с бортовым поворотом. Данный факт вполне объясним, ведь США — их родина. За год в стране продается около 100 тыс. единиц этой техники, и в ней же находятся заводы всех основных производителей: Bobcat, Case Construction и Caterpillar. Более того, в США расположен наш завод по выпуску таких машин. Второй крупнейший рынок — Китай, при этом он практически полностью, то есть на 98%, состоит из фронтальных погрузчиков местного производства. При анализе европейского рынка также не стоит ожидать сюрпризов. Великобритания и Франция насыщены преимущественно телескопическими погрузчиками в силу происхождения двух лидирующих брендов — JCB и Manitou. В то же время для Германии более привычен концепт компактного фронтального погрузчика, и в этой стране базируются производства многих известных брендов — Schaffer, Weidemann, Kramer и другие.

— Каково состояние российского сектора погрузчиков для сельского хозяйства? Какова его величина и основные тренды?

— Отечественный рынок, традиционно испытывающий влияние одновременно Запада и Востока, имеет более смешанную структуру. Доля фронтальных погрузчиков в нашей стране составляет 53%, телескопических — 25%, мини-погрузчиков — 22%. Кстати, в РФ продается всего два процента от общего мирового объема рынка подобной спецтехники, и по этому показателю мы значительно уступаем гораздо менее крупным государствам Европы, что говорит о большом потенциале нашей страны и ее привлекательности для производителей таких машин.

По данным JCB, в 2019 году объем российского рынка самоходных погрузчиков составил чуть более семи тысяч единиц техники. Большинство машин приходилось на фронтальные ковшовые погрузчики преимущественно китайского производства, оставшаяся часть — на телескопические, которых в прошлом году было продано около 1,8 тыс. единиц, и мини-погрузчики с бортовым поворотом — их реализация в 2019 году достигла 1,5 тыс. штук. Данная техника поставлялась заказчикам из разных сфер: строительным компаниям, промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, муниципальным службам. Мы не располагаем точными данными по всем упомянутым видам машин, проданных аграриям, однако знаем, что 85% телескопических погрузчиков были задействованы в данном секторе. Этот тренд четко прослеживается в России уже более 10 лет: рынок сельскохозяйственных телескопических погрузчиков бурно развивается.

— Как распределяется отечественный рынок этих устройств по производителям и отдельным видам? Какова доля вашей компании?

— Рынок телескопических погрузчиков в России на 85% представлен четырьмя брендами: JCB, Manitou, Dieci и Bobcat. Остальные 15% приходятся на долю еще 8–10 предприятий. Могу отметить, что наша компания лидирует на рынке РФ с долей в 45–50% в разные годы.

— Каковы итоги работы предприятия в нашей стране за прошлый год в аграрном секторе?

— Начиная с 2006 года, когда мы привезли в РФ свой первый сельскохозяйственный телескопический погрузчик, каждый год становился для нас рекордным. В 2019 году мы поставили российским аграриям 650 машин данного вида.

— Какие результаты показывает компания в текущем году в российском АПК с учетом ситуации с коронавирусом?

— Несмотря на все сложности 2020 года, мы нацелены на новый рекорд и планируем поставить в Россию для аграриев более 700 телескопических погрузчиков. Пока еще не может сравниться с ними по объемам реализации, но также становится все более популярной наша флагманская модель в линейке фронтальных погрузчиков для сельского хозяйства JCB 434S: ее продажи растут каждый год. Особенно приятен тот факт, что эта машина действительно помогает отечественным животноводам добиваться лучших результатов в сферах заготовки и обеспечения сохранности грубых кормов.

— Какие типы и модели погрузчиков пользуются наибольшей популярностью у российских аграриев и почему? Где вы видите самый большой потенциал и динамику роста сегодня?

— В большей степени у отечественных сельхозпроизводителей востребованы телескопические погрузчики грузоподъемностью 3–4 т с высотой подъема до 7–10 м. Сельское хозяйство в России еще очень далеко от насыщения этим видом техники. Доказательством тому служит нагрузка на одну такую машину на российской ферме: 4–5 тыс. моточасов в год по сравнению с 0,8–1 тыс. моточасов в Европе. Данный факт свидетельствует о том, что этот сектор будет продолжать активно расти как минимум на протяжении 10 лет.

— Как на состояние мирового и российского рынков погрузчиков для сельского хозяйства повлияла пандемия коронавируса и введенные противоэпидемиологические меры?

— Данная ситуация, по моему мнению, не оказала негативного воздействия на сельскохозяйственную отрасль в России. Большинство отечественных аграриев в этом году ликуют: урожаи и цены на зерно — рекордные. Такое стечение обстоятельств создало повышенный спрос на технику, подкрепленный покупательной способностью. Однако промышленные предприятия во всем мире все-таки пострадали от пандемии: этой весной многие заводы вынужденно останавливали производство. Такое явление спровоцировало дефицит машин, в частности в России. В середине лета поставки возобновились, и рынок сельхозтехники постепенно восстанавливается. При этом сегмент телескопических погрузчиков для аграриев по итогам восьми месяцев увеличился на восемь процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

JCB 560-80_AGRI PRO

— Каким образом социальная ответственность компании работала в условиях пандемии? Были ли отдельные проекты, направленные на помощь сообществам или медицинским организациям?

— В период локдауна, объявленного Правительством Великобритании в конце марта, компания JCB была включена в список жизнеобеспечивающих организаций. Наши машины выполняли во многих городах мира важные задачи — дезинфекцию улиц, строительство клиник и так далее. Кроме того, один из наших заводов в Англии по просьбе главы Правительства Великобритании был переоборудован под производство корпусов для аппаратов ИВЛ в связи с их нехваткой в тот период. Председатель совета директоров JCB лорд Бамфорд немедленно мобилизовал исследовательскую и инженерную группы для изучения возможных способов оказания помощи. После этого вместо выпуска кабин для экскаваторов JCB совместно с компанией Dyson приступила к изготовлению на заводе корпусов для аппаратов ИВЛ совершенно новой конструкции. Стоит отметить, что благодаря нашим инженерам и конструкторам путь от проектирования до производства занял всего несколько дней.

— Каковы основные тенденции развития инженерной мысли в секторе техники для погрузки? Что ожидает нас в следующее десятилетие? Какие разработки будут воплощены?

— Развитие телескопического погрузчика как продукта инженерной мысли в ближайшие 5–10 лет, скорее всего, будет идти по пути создания машины на альтернативных видах топлива, в частности на электроприводе. Такое решение пока не столь актуально для России, но мировой рынок точно движется в эту сторону. Еще одно перспективное направление — цифровизация и интеллектуализация продукта. Речь идет об автоматизации как можно большего количества действий, выполняемых оператором, и, возможно, о беспилотных версиях погрузчика, что особенно актуально при работе в агрессивных средах, например на птицефабриках.

JCB Telemaster TM320

— Какие новинки готовит ваша компания в 2021 году?

— В следующем году российский рынок познакомится с уже хорошо зарекомендовавшей себя в Европе и новой для нашей страны машиной JCB Telemaster. Она объединила лучшие возможности фронтального шарнирно-сочлененного и телескопического погрузчиков. Благодаря повышенной маневренности, которую обеспечивает принцип шарнирного сочленения полурам, данная машина превосходно показывает себя при выполнении задач, связанных с толканием или буртованием, погрузкой в ограниченных пространствах. Мы уверены, что эта техника завоюет любовь наших аграриев. В России она будет представлена в модификациях TM320 и TM320S, различающихся мощностью установленного на них двигателя — 125 и 145 л. с. (93 и 108 кВт), производительностью гидравлики — аксиально-поршневым насосом на 140 и 160 л/мин, а также трансмиссией — шестискоростной на 40 км/ч с блокировкой гидротрансформатора на 4–6 или 2–6 скоростей. Такое сочетание агрегатов позволило получить высокое тяговое усилие и производительность, обеспечив при этом значительную экономию топлива.

Мощная машина грузоподъемностью 3200 кг с высотой подъема стрелы до 5,2 м предназначена для перемещения любых грузов на растениеводческих и животноводческих предприятиях. Возможность использовать весь ассортимент предлагаемого навесного оборудования, устанавливаемого на телескопический погрузчик, делает JCB Telemaster еще более универсальным помощником в хозяйстве. Данная техника проста в управлении, благодаря чему значительно повышается производительность оператора. Для эффективной эксплуатации модели оснащены специальным джойстиком с сервоприводом, позволяющим быстро выбирать скорость и нужное направление движения. Инженеры компании уделили особое внимание вопросам безопасности: электронная двухступенчатая система контроля каретки исключает непреднамеренное отсоединение оборудования, а дополнительно устанавливаемая камера заднего вида обеспечивает полный обзор пространства позади погрузчика, при этом вся информация отображается на цветном мониторе внутри кабины.

— Насколько сейчас локализован выпуск техники компании для аграриев в России? Каковы планы по дальнейшему изменению этого показателя?

— Мы совершенно точно понимаем необходимость локализации производства нашей сельхозтехники в РФ и уже предпринимаем конкретные шаги в этом направлении.

— Какова сейчас география присутствия в России? Как предполагается ее расширить в ближайшее время?

— Наша сельскохозяйственная дилерская сеть насчитывает 17 организаций в 54 регионах России. С большинством из них мы уже много лет вместе и надеемся, что такая ситуация будет складываться и дальше. Самое важное в работе производителя с дилерами — бесценный опыт и знания, которые накапливают последние за годы знакомства с продуктом. Именно это делает сеть наших партнеров одной из сильнейших в России и благодаря этому обеспечивается высококачественная поддержка машин после их выхода на отечественные поля и фермы.

— Как можно сформулировать основную цель компании в России?

— Говоря о миссии JCB в России, я бы выделила два момента. Прежде всего, наша техника выводит аграрную отрасль на совершенно новый уровень производительности, заменяя на многих участках ручной труд и, как следствие, повышая рентабельность сельскохозяйственных предприятий. Кроме того, наши машины делают сельское хозяйство в России более привлекательным для молодежи. Посещая фермы клиентов, мы отмечаем, что за рулем телескопических, фронтальных и мини-погрузчиков JCB, как правило, сидят молодые операторы, при этом они находятся в комфортных условиях, что стимулирует их трудиться с удовольствием. Мы прекрасно понимаем, что, если работа приносит радость, на нее хочется бежать. По этой причине первая задача, о решении которой заботятся конструкторы JCB, создавая новые машины, — простота и удобство управления, а также комфорт оператора.

Беседовал Константин Зорин

JCB SSL 260

Популярные статьи