Спрос на российское зерно растет
Евгений Новиков
Отечественный сектор экспорта зерновых культур сегодня является одним из самых проблематичных в АПК. К сложностям мировых рынков добавляются и чисто российские проблемы: от санкций и экспортных пошлин до роста себестоимости зерна. Мнением о том, как в данных условиях вести бизнес и продолжать успешные экспортные поставки, с нами поделился Евгений Новиков, директор сюрвейерской компании «ТопФрейм».
— Расскажите, пожалуйста, чем занимается компания «Топфрейм»?
— «ТопФрейм» является одним из лидеров на рынке сюрвейерских услуг в России. Мы занимаемся инспекциями грузов, отбором проб, лабораторными исследованиями, инвентаризациями и аудитом более 20 лет. Спектр предоставляемых услуг довольно широкий и периодически пополняется новыми. Работаем по всей России и за рубежом: в Казахстане, Турции, Иране, Китае и других странах.
— Как, по вашим оценкам, изменился баланс спроса и предложения на рынке зерна за последнее время?
— Предложение в последние годы не падает, а даже растет. В 2022 году урожай был очень высоким, такая тенденция сохраняется последние несколько лет. Многие концерны отчитались о рекордных выработках. С одной стороны это, конечно, хорошо – есть продукт и для внутренней торговли и для экспорта, голодным никто не останется. С другой стороны, рынок «пошатывает». Ситуацию не упрощают и пошлины, квота на экспорт пшеницы, санкции, значительный рост затрат, проблемы с логистикой и проведением платежей. Но российский бизнес умеет адаптироваться даже к самым непростым условиям.
— На ваш взгляд, какие направления экспорта сейчас недооценены? В каких направлениях еще можно развивать экспорт зерновых?
— Спрос на российское зерно растет, несмотря на торговую блокаду России: его готовы покупать в Африке, Азиатско-Тихоокеанском регионе, Ближнем Востоке. Развивать экспорт сейчас возможно с теми странами, которые идут на сотрудничество, и за счет этого компенсировать просадки по другим направлениям. В странах Ближнего Востока производство пшеницы существенно сократилось, а спрос постоянно растет, соответственно, растет и необходимость в импорте зерновых в этих странах.
— Многие зарубежные компании-импортеры ушли с рынка. С какими трудностями столкнулись сейчас производители зерна? Как они преодолеваются?
— Из основных трудностей, это, конечно, санкции, которые повлекли за собой логистические проблемы и удорожание производства. Рост себестоимости зерна продолжается и вряд ли остановится в ближайшее время. Затраты на удобрения, средства защиты растений, логистику и многое другое существенно выросли. Нужно искать возможности снижения себестоимости в оптимизации, проектной работе, более дешевых технологиях. Зерновой рынок становится все более непредсказуемым. В прежние времена аналитики довольно точно определяли курс цен и векторы развития, в зависимости от баланса спроса и предложения. Сегодня заглядывать далеко в будущее не удается. Приходится быстро реагировать, подстраиваться под изменения и постоянно держать руку на пульсе.
— Какие сейчас есть экспортные перспективы в этой отрасли?
— В последнее время реализовать экспортный потенциал удается лишь отчасти. Влияют и внешние ограничения и инертный механизм расчета экспортной пошлины при снижении цен. Однако, есть основания полагать, экспорт зерновых останется на достойном уровне, ввиду важной роли России на мировых рынках и высоких урожаев.
— Как вы оцениваете влияние государства на нормализацию ситуации в зерновой отрасли?
— Отрасли нужны решительные действия государства для дальнейшего развития и преодоления трудностей, которые сегодня поджидают на каждом шагу. Нужна государственная поддержка, которая помогла бы компенсировать растущую себестоимость производства. Уровень государственной поддержки сельского хозяйства в России — один из самых низких среди развитых стран. Кроме того, для развития рынка и увеличения экспорта, агросектору нужна развитая инфраструктура. Создание региональных рынков с развитой экспортной инфраструктурой на юге, на Дальнем Востоке поможет России не только нарастить объемы агроэкспорта, но и поддержать производителей, предоставив им площадку для выхода на новые рынки.