Счетчик экономии

Роман Бондарев
Беседовал Константин Зорин
Системы автовождения для тракторов становятся все более привычной технологией для российских сельхозпроизводителей. Сегодня подобные инновации позволяют оптимизировать многие полевые процессы и доступны практически любому растениеводческому предприятию.
Аграрные страны переживают бурное развитие в области точного земледелия. Эксперты ожидают, что мировой рынок в данном сегменте расширится с 8,5 млрд долларов в 2022 году до 15,6 млрд долларов к 2030 году при ежегодных темпах увеличения в 7,9%. Одной из составляющих роста является внедрение систем автовождения на сельхозтехнику, и российский АПК не отстает от мировых трендов, переживая бум в этой сфере. Роман Бондарев, коммерческий директор ООО «МС Нави», рассказал о перспективах рынка и дал полезные рекомендации, как выбрать автопилот и проверить его эффективность.
— Каково направление вашей основной деятельности?
— Наша компания расположена в Краснодаре и занимается внедрением точного земледелия на предприятиях АПК, а именно технологии Real Time Kinematic (RTK). Она позволяет при помощи сигналов спутника и наземной коррекции определить местонахождение приемника с точностью до двух сантиметров. Это считается очень высоким показателем среди доступных массовому пользователю технических средств. Мы сотрудничаем в этом направлении с китайским заводом Shanghai AllyNav Technology, который с 2015 года внедряет RTK-технологии в повседневную жизнь. Данная компания стала одной из первых на своем внутреннем рынке, кто успешно осуществил проект по импортозамещению автоматических систем вождения для сельскохозяйственных тракторов. Сегодня эти продукты работают в более чем 50 странах мира. Данная технология может применяться в других сферах экономики — в геодезии, гражданском и промышленном строительстве.
Использование RTK-технологии для доступной навигации, в том числе для сельхозтехники, началось в США и других западных странах еще в 90-х годах прошлого века. Однако долгое время они были недоступны средним и мелким фермерам из-за дороговизны. Сегодня же автопилоты для тракторов поставляются многими компаниями, позволяя любым аграриям включить своеобразный счетчик экономии времени и пространства. Например, наша компания имеет более 620 действующих контрагентов-аграриев по всей Европейской части России. Со своими коллегами из зауральских регионов мы подошли к отметке в 1400 автопилотов, установленных на отечественные тракторы.
— Как вы оцениваете величину рынка для систем автовождения в России?
— Если пользоваться открытыми данными и делать соответствующую поправку, статистика будет, по нашему мнению, выглядеть следующим образом. По сведениям ФНС, всего в стране работает чуть более 30 тыс. хозяйств различных форм собственности, определяющих себя как сельхозпредприятия. На декабрь 2022 года чуть менее 10% из них используют какие-то элементы точного земледелия: автопилоты, программы дифференцированного внесения агрохимикатов и семян, системы междурядной обработки и так далее. По нашему практическому опыту, эти цифры недалеки от истины. Долгое время только крупные агрохолдинги располагали достаточным бюджетом, чтобы внедрять такие разработки. Они уже решили вопрос прямолинейности и точности движения техники и теперь заняты другими задачами: дифференцированным внесением, обработкой и посевом. Однако указанные цифры свидетельствуют о том, что количество передовых хозяйств пока невелико. Оснащенность на уровне 10% открывает нам достаточно большой объем работы в ближайшие 3–5 лет, и рынок будет постепенно насыщаться.
— Как правильно выбрать производителя систем автовождения?
— Мы призываем аграриев внимательно относиться к внедрению подобных разработок и тому, как функционирует сервис. За пять лет работы у нас сформировался определенный алгоритм. В первую очередь сельхозпроизводителю необходимо сформировать цели, которые он преследует в данном вопросе, и отталкиваться от них. Кто-то думает о повышении урожайности, кто-то стремится улучшить обработку посевов, а другой хочет освободить себе руки. Мы предлагаем рассматривать все эти плюсы в совокупности. На первом месте всегда должны быть финансовая выгода и понимание, насколько автопилот будет полезен с точки зрения снижения себестоимости и улучшения качества урожая. В этой ситуации мы не рекомендуем идти на какие-либо компромиссы. Одни считают, что им не нужен сигнал высокой точности и достаточно 10 см для движения трактора с небольшим перекрытием. В таком случае мы просто освобождаем руки механизатора и получаем дорогую игрушку, которая облегчает его работу. Мы же советуем смотреть в корень — в сторону финансовой выгоды.
— Что следует сделать потом?
— После определения целей необходимо проанализировать, какое количество средств было затрачено в последнем сезоне на семена, агрохимию, ГСМ и прочие расходные материалы. Добросовестный дистрибьютор изучает орудие и трактор, для которых будет ставиться автопилот, и помогает сравнить расходы при работе без оборудования с прогнозируемым эффектом в виде экономии. Например, наша компания предлагает хозяйствам бесплатно взять для тестирования автопилот. Мы устанавливаем его на определенный трактор, и аграрии смотрят на его работу на конкретном поле. При этом необходимо замерить важные ключевые показатели, в частности четкость стыкового ряда. От последнего зависит количество проходов по полю, площадь повторных посевов и обработок, прямо влияющих на ресурсозатраты. Рекомендуем не работать с дилерами, не предлагающими подобный тестовый период. Само оборудование может соответствовать требованиям, но если качество предоставляемого сервиса будет на низком уровне, хозяйство может не получить ожидаемый эффект. Крайне важна организация процесса установки и настройки устройства, передачи знаний механизаторам, быстрая реакция сервиса на сложные ситуации. Проверить все это без риска потерь можно только во время тестового этапа, когда в конце сезона фермер может адекватно оценить сотрудничество. Затем мы предлагаем хозяйству снова посчитать затраты на расходные материалы и сравнить с предыдущими периодами.
За счет того, что трактор двигается с точностью до двух сантиметров, сельхозпредприятие получает возможность экономить сумму в размере от 500 руб/га во время посевной кампании. Более того, существуют качественные улучшения, например в виде равномерности внесения удобрений без перерасхода. В этом случае мы говорим и о междурядной культивации, где эффект сложно просчитать, ведь никто не знает, сколько механизатор вырезает культиватором полезных растений при обработке за счет ошибок в рулении. Такое явление можно свести к нулю.
— Каким требованиям должна соответствовать техника для установки автопилота?
— Систему автовождения можно разместить на любом тракторе. Сегодня отсутствуют иностранные или российские модели, на которые нельзя было бы поставить автопилот. Однако мы предъявляем единственное требование — машина должна быть технически исправной.
— Возникают ли сложности у механизаторов при внедрении таких систем? Не противятся ли они инновациям?
— Такие ситуации нередко возникают. Необходимо задать вопрос: почему это происходит, в чем причина? Зачастую она кроется в бездумном подходе руководства к внедрению технологий, когда пытаются силой навязать что-то новое. Однако если подойти к этой ситуации с другой стороны и автоматизировать рутинные, набившие всем оскомину процессы, это вызовет противоположную реакцию — принятие. С этой точки зрения мы обозначаем, что не меняем технологический уклад или структуру предприятия, не указываем, как работать. Мы даем инструмент, облегчающий рутинные процессы. Когда механизатор понимает, с чем он столкнулся и насколько автопилот может быть удобен лично для него, отказа от оборудования не бывает. Тракторист начинает с удовольствием пользоваться автовождением. Скажу больше, нередко мы наблюдаем, как впоследствии предприятие самостоятельно изменяется после внедрения навигационных разработок.
В коллективе часто обнаруживаются люди, которым освоение технологий дается легче, чем остальным. Они становятся энтузиастами, начинают глубже вникать в настройки и смотреть, от чего зависят те или иные показатели. Эти работники могут вначале совершать ошибки в регулировании системы, самостоятельно пробуя какие-то вещи, что вполне нормально. Первый год бесплатного сервисного обслуживания призван закрыть эти пробелы. В итоге такой механизатор разбирается сам, начинает помогать коллегам, становится способным оперативно исправить ошибки в работе. Затем грамотные руководители хозяйств повышают зарплату таким работникам и назначают их ответственными за современные технологии.
— В каком направлении будут дальше развиваться эти технологии?
— В среднесрочной перспективе не останется ни одного сельхозпредприятия, работающего без систем умного вождения. Мы развиваемся параллельно с нашим заводом-производителем и постоянно выводим на рынок обновления программного обеспечения, новые функции и возможности, все больше совершенствуя устройства. Пользователям с ними становится легче работать. В этом сезоне запланировано финишное тестирование системы, предполагающей регулирование секций на опрыскивателе, что поможет не только прямолинейно управлять трактором, но и отключать отдельные участки на штанге во избежание повторной обработки, например при развороте. В перспективе такое решение даст возможность подключать умные сеялки и осуществлять дифференцированный сев и внесение удобрений. Будущее за системами управления сельским хозяйством. В этом году также стала доступна специальная программа, позволяющая руководителю сельхозпредприятия видеть в своем кабинете в режиме онлайн, сколько гектаров было обработано и с какой скоростью, где находятся машины и были ли нарушены технологические процессы.
— Как будет в дальнейшем развиваться российский рынок автопилотов для сельхозтехники?
— В этом сегменте присутствуют различные продукты, и на первый план выходят более конкурентные, простые и бюджетные предложения, которые хорошо внедряются. Известные западные производители систем автовождения продолжают работать в России, но их решения стали значительно дороже, за счет чего они потеряли часть своей конкурентоспособности. У нас спрос на автопилоты огромный — очередь на установку расписана на месяц вперед. Бум RTK-технологии в нашей стране продолжается, так как у фермеров сменилась парадигма мышления, они стали доверять китайским системам. Сегодня вполне реальна ситуация, когда аграрий может взять автопилот, отработать на нем сезон, посчитать расходы и рассчитаться за оборудование с помощью сэкономленных денег.
Уход и приход игроков, различные политические и экономические ситуации на этом рынке не столь важны. Сельское хозяйство находится в процессе эволюционного развития и перехода на современные навигационные технологии. Сегмент систем автовождения становится весьма конкурентным, так как многие дилеры начинают видеть повышенный спрос, и не все производители еще присутствуют в России. Думаю, что скоро все организации, занимающиеся продажей сельхозтехники в нашей стране, будут предлагать своим клиентам автопилоты тех или иных поставщиков. Аграриям же придется тщательнее относиться к выбору контрагента по этим продуктам. Лучше сотрудничать с теми, кто имеет реальную компетенцию и сосредоточен именно на системах навигации.