Техника Животноводство Растениеводство Теплицы 26 ноября 2022

На благо страны

На благо страны

Алексей Майоров

председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

Беседовала Ольга Рогачева

Одна из основных задач государственной политики — обеспечение продовольственной безопасности России и совершенствование условий для развития отечественного сельского хозяйства. Реализация его потенциала позволит стране укрепить позиции в динамично меняющемся мире.

В этом году решение данного вопроса приобрело особое значение в связи с текущей ситуацией. О том, каких успехов удалось достичь в этом направлении, какие вопросы и проблемы еще предстоит преодолеть и какие решения в области законотворчества для этого принимаются, рассказал Алексей Майоров, председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

— Какие самые важные, по вашему мнению, законопроекты сейчас касаются развития АПК России?

— На пленарном заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ 4 октября 2022 года в рамках «правительственного часа» была заслушана информация министра сельского хозяйства РФ о реализации Доктрины продовольственной безопасности. В принятом по данному вопросу постановлении было рекомендовано Государственной Думе РФ включить в примерную программу законопроектной работы во время осенней сессии 2022 года, а также в календарь рассмотрения вопросов на соответствующий период несколько проектов федеральных законов. В частности, к ним относятся № 95559-8 «О внесении изменений в Федеральный закон “О мелиорации земель”» и № 196023-8 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”».

В первую очередь важно возвращение в оборот земель сельхозназначения. Оно представляет собой очень непростой, комплексный процесс, который требует установить четкое нормативное регулирование в этой сфере. Работа в рамках соответствующей госпрограммы продолжается. При этом в ряде случаев потребуются масштабные мелиоративные мероприятия, в том числе для повышения плодородия земель, их защиты от эрозии, затопления и других рисков. В текущем году проводится реконструкция 60 мелиоративных объектов. Все участки, пригодные для сельского хозяйства, должны быть доступны для наших аграриев.

— Какие новые направления обрело законотворчество в сфере АПК после февраля 2022 года?

— Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года и другие принятые в последние годы программные документы способствовали тому, что агропродовольственное направление продемонстрировало серьезные достижения и теперь является одним из локомотивов национальной экономики. Наши аграрии стали конкурентоспособными по ряду продуктов на мировом рынке, и страна из нетто-импортера сельскохозяйственной продукции и продовольствия превратилась в одного из крупнейших экспортеров, заняла заметное место в общем разделении труда.

Приоритетными направлениями развития отечественного агропромышленного комплекса сейчас выступают повышение эффективности растениеводства, селекции и семеноводства, органического сельского хозяйства, сельскохозяйственного машиностроения, мелиоративной сферы, улучшение работы систем прослеживаемости зерна, пестицидов и агрохимикатов, аграрной науки. Особую актуальность решение задачи стабильного и поступательного развития АПК приобретает в связи с нарастающим внешним санкционным давлением на Российскую Федерацию. В связи с этим Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию активно осуществляет мониторинг реализации законодательства в данной сфере, проводит соответствующие парламентские мероприятия, нацеленные на выработку конкретных и обоснованных решений имеющихся проблем в аграрной сфере.

— Какие шаги уже предприняты?

— В апреле 2022 года прошли парламентские слушания по проблемам землеустроительного обеспечения вовлечения в оборот неиспользуемых сельхозземель. Сложности в отечественном семеноводстве обсудили на заседании Президиума Совета законодателей Российской Федерации в июле 2022 года. Также был проведен круглый стол, посвященный технико-технологическому оснащению АПК. Кроме того, при Комитете действуют рабочие группы по вопросам органического сельскохозяйственного производства и обеспечения почвенного плодородия.

В период весенней сессии 2022 года был принят ряд значимых для отрасли федеральных законов, которые должны оказать позитивное влияние на создание условий для ее становления. Следует отметить документ «О внесении изменений в Федеральный закон “О развитии сельского хозяйства”», созданный в целях формирования механизмов и правовых основ предоставления мер государственной поддержки агропромышленного комплекса в электронном виде. Также речь идет о законах «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О ветеринарии”», предусматривающий маркирование и учет сельскохозяйственных животных, «О внесении изменения в статью 19 Закона Российской Федерации “О ветеринарии”» для уточнения порядка изъятия животных и продукции животного происхождения при ликвидации очагов особо опасных болезней. Нужно отметить документ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», позволяющий создать самостоятельную отрасль обращения органических удобрений и экспортировать их, а также использовать побочные продукты животноводческого сегмента в качестве сырья в сельскохозяйственном производстве. В период осенней сессии 2022 года Комитет продолжит работу по совершенствованию законодательства в сфере АПК. В том числе будут проведены парламентские слушания «Об эффективности и доступности мер государственной поддержки для сельскохозяйственных товаропроизводителей» в ноябре 2022 года.

— Какие главные опасности видит руководство страны перед АПК России и продовольственной безопасностью? За счет чего можно решить данные проблемы?

— Этот вопрос подробно обсуждали в Совете Федерации 4 октября 2022 года на «правительственном часе» с участием министра сельского хозяйства РФ. Он отметил, что параметры обеспечения продовольственной безопасности страны заложены в соответствующей Доктрине, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 20 января 2020 года № 20. Сегодня мы выполняем пороговые значения по ключевым ориентирам: зерну, мясу, рыбе, растительному маслу, сахару. Несмотря на то что некоторые значения пока не достигнуты, в России полностью создана продовольственная самодостаточность. Текущие объемы позволяют нам накормить собственный рынок и оставаться в числе крупнейших экспортеров мира.

На обеспечение продовольственной безопасности направлен весь комплекс мер поддержки, предусмотренный Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» и различными программами, в частности Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Уже находят решения вопросы по становлению отечественных селекции и семеноводства, обеспечению сельхозпроизводителей аграрной техникой, а внутреннего рынка — минеральными удобрениями и средствами защиты растений. Министр отметил, что завершается уборочная кампания. Ожидаем исторического максимума по зерновым: приблизимся к 150 млн т, из которых около 100 млн т будут приходиться на пшеницу. Параллельно ведется озимый сев. В 2022 году также ждем прибавки урожая картофеля, за счет чего подойдем к пороговому значению Доктрины: при плане в 95% ожидаем порядка 94,3%. Новый показатель самообеспеченности по овощам и бахчевым, который появился в 2020 году, установлен на уровне 90%. В этом году планируем выйти уже на 89,2%. В последние годы большой шаг вперед сделала тепличная отрасль: за пять лет объем урожая увеличился на 65%. Усиливаем также овощеводство открытого грунта. По фруктам и ягодам за этот период сбор вырос почти в два раза. В целом все идет штатно, и необходимыми ресурсами наши аграрии обеспечены.

— Правительство России утвердило Стратегию развития АПК до 2030 года. Какими законопроектами в ближайшее время она будет реализовываться?

— Принятый документ — результат совместной работы законодательной и исполнительной власти. Наш Комитет совместно с Министерством сельского хозяйства РФ подготовил заседание Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации на тему «Об актуализации Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года в целях адаптации к новым экономическим условиям». Мероприятие в июле этого года провел Андрей Яцкин, первый заместитель Председателя Совета Федерации. Принятое по итогам заседания решение было направлено в Правительство России, органы исполнительной власти, субъекты страны.

В рамках проводимой работы по реализации указанных рекомендаций был принят ряд важных решений. Так, в целях поддержки развития производства рыбных комбикормов и селекционно-племенных центров рыбоводства в Стратегию включено положение о распространении возмещения прямых понесенных капитальных затрат на строительство предприятий по выпуску кормов и питомников по выращиванию рыбопосадочного материала. Помимо этого предусмотрено увеличение предельной стоимости одного скотоместа, что позволит повысить объем компенсации прямых понесенных затрат на создание или модернизацию животноводческих комплексов молочного направления. При формировании проекта федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024–2025 годов также предусмотрено увеличение объема средств на поддержку производства молока и племенного животноводства на 2,7 и 0,4 млрд рублей соответственно в 2023–2025 годах в рамках компенсирующей и стимулирующей субсидий.

Принятая обновленная версия Стратегии формулирует восемь главных целей развития. Одна из них — увеличение экспорта в базовом сценарии до 29,5 млрд долларов в 2024 году и до 41 млрд долларов в 2030 году, а в оптимистичном — до 30 и 47,1 млрд долларов соответственно. Также ставится задача вовлечь к 2030 году в сельскохозяйственный оборот не менее 13,2 млн га земли. Еще одна цель — создание к этому времени единой цифровой платформы агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, что позволит в режиме реального времени получать сведения, нужные для принятия тех или иных управленческих решений. В целом утвержденная Стратегия будет служить основным ориентиром при совершенствовании законодательной базы, подготовке документов к парламентским мероприятиям, проводимым в Совете Федерации.

— Какие новые меры господдержки сейчас существуют для различных отраслей сельского хозяйства?

— Один из основных инструментов, содействующих развитию агропромышленного комплекса, — соответствующая Государственная программа. На ее реализацию в текущем году в федеральном бюджете предусмотрено свыше 280 млрд рублей. Более того, в сложившейся сложной ситуации господдержка отрасли была увеличена на 35%. По поручению Президента РФ в 2022 году также предусмотрено выделение дополнительных средств на льготные краткосрочные и инвестиционные кредиты в этой сфере. Помимо этого было направлено финансирование на обновление парка сельхозтехники. На поддержку фермеров и развитие сельской кооперации в текущем году предусмотрено свыше 5,5 млрд рублей, что уже позволило вовлечь в деятельность сельхозпотребкооперации более 13,5 тыс. человек. Еще не менее тысячи крестьянских и фермерских хозяйств стали победителями конкурсного отбора на получение гранта «Агростартап». Впервые с этого года доступ к льготному кредитованию есть и у владельцев личных подсобных хозяйств при условии, что они зарегистрированы как самозанятые и платят налог на профессиональный доход.

— Как можно поддержать тепличные, садоводческие, растениеводческие, животноводческие предприятия?

— Этот вопрос также обсуждали в Совете Федерации 4 октября 2022 года в рамках заседания с участием министра сельского хозяйства РФ. Он отметил, что сегодня меры поддержки распространяются на строительство и модернизацию животноводческих комплексов, птицеводческих репродукторов, объектов переработки, поддерживается приобретение кормов и ветеринарных препаратов. В прошлом году в качестве оперативных мер в этой подотрасли вследствие тяжелой эпизоотической ситуации в мире была предусмотрена возможность пролонгации льготных инвестиционных кредитов заемщиками, которые пострадали от вспышек АЧС и птичьего гриппа. В следующем году запускается подпрограмма ФНТП по мясному и молочному КРС, кормам и кормовым добавкам, а также по винограду, садоводству, масличным, техническим культурам, кукурузе и зерновым.

— Непростая ситуация складывается в семеноводстве. Насколько велика зависимость от импорта? Как будет развиваться ситуация в этой сфере?

— Ускоренное замещение отечественными аналогами зарубежных технологий, наращивание собственного производства семян, внедрение российских сортов и гибридов по всему спектру сельхозкультур — одна из основных задач, стоящих перед АПК. В Совете Федерации этот вопрос рассматривался неоднократно и обращалось внимание на необходимость снижения зависимости от импорта в этом направлении.

В целях становления семеноводства в Российской Федерации реализуются меры поддержки, предусмотренные Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 года № 717. Также одним из основных программных документов, направленных на импортозамещение в сфере селекции и семеноводства, является Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017–2030 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2017 года № 996 (ФНТП). Сейчас в нее входят шесть подпрограмм по сельскохозяйственным культурам. Некоторые уже реализуются с 2022 года, а другие начнут действовать со следующего года. Следует отметить, что со следующего года вступает в силу Федеральный закон от 30.12.2021 № 454-ФЗ «О семеноводстве», направленный на создание в России эффективного рынка семян и повышение качества семенного материала. Этот документ является важным для агропромышленного комплекса, ведь от посевного материала зависит хороший урожай и рентабельность многих хозяйств.

Крайне важно повысить эффективность контроля за оборотом семян, создать механизм его прослеживаемости на базе информационной системы, обеспечить совершенствование государственных сортоиспытаний и регистрации сортов. Первоочередной задачей остается оснащение техникой и оборудованием предприятий и организаций, специализирующихся в сфере селекции и семеноводства. Также требуется сформировать государственный резерв семян для гарантированного обеспечения страны отечественным селекционно-генетическим материалом. Безусловно, нужны кадры. Для того чтобы сельское хозяйство становилось высокотехнологичной индустрией, необходимы новые подходы к системе подготовки специалистов для этой отрасли. Они должны включать межвузовское взаимодействие, сотрудничество с научными центрами, представителями агробизнеса, обновление образовательных программ, их наполнение современным содержанием и передовыми знаниями.

— Цифровая трансформация АПК — одна из важнейших задач. Что сегодня происходит в этой области?

— Правительством РФ в декабре 2021 года было принято стратегическое направление развития в области цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов. Оно предусматривает создание единых платформы и институционного центра, набор определенных мероприятий и показателей, которые позволят достаточно оперативно выйти на серьезный уровень в части агрегации всех процессов предоставления государственной поддержки и, конечно же, сбора уникальных данных для принятия управленческих решений. Для достижения целей цифровой трансформации по созданию единой платформы в июне текущего года был принят важный Федеральный закон № 169-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О развитии сельского хозяйства”». Согласно ему в России будет сформирована информационная система цифровых сервисов агропромышленного комплекса, обеспечивающая предоставление мер господдержки в электронном виде с отчетностью. Решение вступает в силу с 1 января 2025 года.

— За счет чего можно обеспечить аграриев необходимым количеством новой сельхозтехники на фоне уменьшения импорта данной продукции?

— Вопросы технико-технологического оснащения агропромышленного комплекса РФ находятся на постоянном контроле у руководства страны. Комитет также активно работает над повышением импортозамещения в производстве аграрных машин, запчастей и их комплектующих. Сейчас действует ряд стратегических документов, содержащих мероприятия, направленные на обновление материально-технической и технологической базы агропромышленного комплекса Российской Федерации. Среди них можно выделить Стратегию развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года. Ее целью является достижение отечественными производителями аграрной техники доли на внутреннем рынке не ниже 80%, экспортных поставок — не менее 50% от величины отгрузок на территории страны. Другим стратегическим документом, предусматривающим мероприятия по модернизации технико-технологической базы агропромышленного комплекса, является Стратегия развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2030 года. Согласно ей целью развития данной отрасли является рост объемов реализации отечественной продукции в три раза к 2030 году в текущих ценах в сравнении с 2016 годом.

Безусловно, перед агропромышленным комплексом России стоит еще достаточно задач, требующих скорейшего решения. Однако мы уже смогли многого достичь. Сейчас действует множество мер поддержки различных аграрных отраслей, принимаются новые программы развития, а показатели продовольственной безопасности достигли хороших значений. Работа в данном направлении будет продолжена.

Популярные статьи