Системы оценки качества кормов: западная Vs. отечественная
Текст: В. В. Попов, канд. биол. наук, вед. науч. сотр., ФГБНУ «Федеральный научный центр кормопроизводства и агроэкологии им. В. Р. Вильямса»
На смену хорошо отлаженной парадигме оценки кормов в России сейчас приходит система зооанализа, принятая в западных странах, в виде коммерческих лабораторий, дорогими услугами которых пользуются в основном агрохолдинги и некоторые успешные сельхозпредприятия. Однако полноценной смены пока не предвидится.
В недавнем прошлом в нашей стране существовала система контроля качества сельскохозяйственной продукции, включавшая 205 агрохимических лабораторий, позднее переименованных в ПИСХ — проектно-изыскательские станции, под руководством ЦИНАО — Центрального института агрохимического обслуживания сельского хозяйства. С появлением рыночной экономики данная схема изменилась в худшую сторону. Так, были упразднены соответствующие отделы в бывшем ЦИНАО, вошедшем в состав ФГБНУ «ВНИИ агрохимии им. Д. Н. Прянишникова», и в Министерстве сельского хозяйства РФ. В результате сейчас отсутствуют как статистика, так и система управления качеством рационов для животных в России.
ПРАКТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ
Оценка объемистых кормов в нашей стране проводится в соответствии с национальными стандартами. Требования к качеству зеленых и пастбищных кормов предъявляются по ГОСТ Р 56912-2016 и ГОСТ Р 57482-2017, сена и сенажа — ГОСТ Р 55452-2013, силоса и силажа — ГОСТ Р 55986-2014, зерносенажа и зерносилажа — по ГОСТ Р 58145-2018, травяных, искусственно высушенных кормов, — ГОСТ Р 56383-2015. Основу исследований составляют анализы по органолептическим и физико-химическим признакам. Соответствующий материал за рубежом оценивается с учетом специфики рационов по большому числу показателей, в том числе по белковому питанию — определяются микробный и транзитный белки, доступные для ферментолиза в кишечнике, и баланс азота в рубце, по сумме крахмала и сахара, что позволяет снизить кислотную нагрузку на рубцовое пищеварение. Переваримость сухого вещества кормов устанавливается методом in vitro или in situ, а органического вещества — расчетным способом, то есть по содержанию нейтрально-детергентной клетчатки (НДК).
В западных странах стандарты на объемистые корма отсутствуют, за исключением требований к сену для коммерческих целей в разных штатах США. На примере одного из таких нормативов штата Висконсин можно убедиться в их хорошем соответствии производству животноводческой продукции. Однако встает закономерный вопрос о том, какая система лучше отражает качество корма. В целях проведения сравнительной оценки были проанализированы данные испытаний кормов в одной из современных лабораторий. При изучении был задействован принцип анонимности: адреса предприятий и номера сортообразцов растительной массы кукурузы не назывались. В частности, аналитические сведения были представлены исключительно как иллюстративный материал для сопоставления оценки качества сырья по отечественной и зарубежной схемам зоотехнического исследования.
ЭКСПЕРТИЗА ОБРАЗЦОВ
В изучаемых протоколах результатов анализов не были приведены сведения о фазах вегетации, наличии и доле початков, методике и тщательности отбора проб, времени их подготовки и доставки в лабораторию, хотя обычно такая информация содержится в паспортах качества или сопровождающих этикетках. Ее отсутствие затрудняло экспертизу. Тем не менее сравнительная оценка соответствия качества растительной массы кукурузы нормативным требованиям была проведена.
Судя по содержанию сухого вещества, равному 437 г/кг корма, культуру убирали не в фазу, рекомендуемую для использования на зеленый корм, — не позднее начала образования початков, а на этапе молочно-восковой или восковой спелости зерна. Об этом также свидетельствовала дата отбора проб — 15 октября. Температура воздуха в ночные часы в регионах произрастания изучаемых сортообразцов опускалась до –3ºС, что показывало о подмерзании растительной массы. Кукуруза чувствительна к температурам ниже нуля, и в результате заморозков в ней повышается концентрация сухого вещества. Более того, при задержке с силосованием урожай сильно поражается грибами, и происходит распад питательных компонентов. По итогам анализа о низком качестве растительной массы сортообразцов также свидетельствовал уровень содержания сырого протеина — 57–79 г/кг сухого вещества (СВ) при норме не менее 80–90 г/ кг по ГОСТ Р 56912-2016. Корма с такой низкой концентрацией данного компонента неэффективны в питании скота, поскольку требуется компенсирующая добавка дорогостоящих белковых концентратов.
В рационе лактирующих коров оптимальным считается уровень сырой клетчатки, равный 170–200 г/кг СВ. В этом отношении практически все образцы имели значение 160–240 г/кг СВ, что соответствовало нормам ГОСТ Р 56912-2016 — не более 260 г/кг. По содержанию сырой золы, составлявшему 37–48 г/кг СВ, все пробы растительной массы кукурузы также отвечали самым высоким требованиям к качеству зеленого корма. Однако в соответствии с действующей системой, предполагающей оценку по наихудшему показателю, исследованные образцы по уровню содержания сырого протеина следовало отнести к неклассной кондиции.
НАРУШИТЬ СРОКИ
Как известно, грамотный отбор проб имеет решающее значение при оценке качества кормов. Широкий диапазон варьирования многих из 26 характеристик присланных сортообразцов для тестирования свидетельствовал либо об их неоднородности, либо о некачественном отборе проб.
В данном случае поздние уборка и взятие образцов кукурузы не могли не отразиться на состоянии растительной массы. Так, содержание сухого вещества в ней было значительно выше рекомендуемой нормы для закладки на силос, что было связано с риском ее самосогревания во время хранения и выемки. Уровень сырого протеина оказался, наоборот, ниже должных значений, в то время как данный параметр чрезвычайно важен для расчета компенсирующей добавки в рационах жвачных животных. Содержание сырой клетчатки достигало в среднем 220 г/кг с колебаниями от 160 до 240 г/кг СВ, что находилось в пределах контрольных цифр или даже немного выше. Поскольку данный показатель малоинформативен и часто дает неточные результаты при вычислении энергетической ценности кормов, в лабораторной практике зарубежных стран используются два относительно новых критерия — уровень содержания нейтрально- и кислотно-детергентной клетчатки (НДК и КДК).
ИЗУЧИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ
Сведения о концентрации НДК и КДК позволяют определить важные параметры качества — переваримость органического вещества, энергетическую питательность, поедаемость и продуктивное действие кормов и рационов. В изучаемых протоколах испытаний при норме в 375–425 г/кг СВ содержание НДК составило в среднем 441 г/ кг с колебаниями от 400 до 492 г/кг, что свидетельствовало о высокой энергетической ценности кукурузы, предположительно за счет крахмала початков. В то же время концентрация КДК была избыточной — в среднем 237 г/кг СВ, в то время как контрольные значения не должны превышать 160–220 г/кг. Огрубение растительной массы у ряда сортообразцов подтвердил показатель структурной ценности, величина которого достигала в среднем 2,1 при норме 1,7–2. Содержание водорастворимых углеводов, то есть сахаров, варьировало в зависимости от периода сбора урожая кукурузы. Концентрация данного компонента в среднем равнялась 18 г/кг СВ, что оказалось недостаточным для успешного консервирования силоса, поскольку требуется не менее 60 г/кг.
Крахмал является конечной формой накопления углеводов в зерне и основной его составляющей. Он особенно ценится как энергетическая добавка, но его чрезмерное содержание препятствует усвоению корма. Происходят потери из-за быстрого прохождения по кишечнику животного, причем в этом случае возникает риск субклинического ацидоза. Использование богатой крахмалом кукурузы, полученной в результате позднего сбора урожая или благоприятных условий выращивания культуры, требует внесения дополнительных веществ, с тем чтобы рацион молочных коров не включал более 28% крахмала. Этому требованию соответствовали лишь семь сортообразцов. Такое же количество проб превышало обозначенный показатель — 305–406 г/ кг СВ, хотя они укладывались в контрольные цифры — 300–400 г/кг. Концентрация сырой золы составляла 31,8 г/кг СВ и не была больше допустимой нормы в 40 г/кг.
НЕОСВОЕННЫЙ ОПЫТ
Интенсивное применение инфракрасной спектрометрии позволяет лабораториям, ориентированным на западную технологию, определять широкий набор показателей по уравнениям регрессии. К сожалению, для многих отечественных специалистов применяемые в них аббревиатуры и расшифровки не содержат никакой полезной информации. Более того, нередко к таким параметрам возникают вопросы. Например, почему показатели для VEM и VEVI практически одинаковы и равняются 930–1030 и 960–1060 г, хотя, как известно, затраты на производство килограмма мяса на порядок выше, чем килограмма молока, то есть неясно, какие кормовые единицы имеются в виду в определениях данных параметров. Даже продвинутые зоотехники, не зная сути зарубежных аббревиатур, вынуждены в материалах указывать их транскрипцию: АУТ в г/кг СВ, ББР в г/кг СВ и тому подобное. Представители ведущих научных институтов также не проявляют активность во внедрении западной системы оценки кормов и отмечают, что до конца не разобрались ни в определении, ни в подходах к нормированию НДК и КДК. Помимо этого, встает вопрос проведения подобных анализов в областных лабораториях, в которых отсутствуют базы, методики, оборудование и подготовленные кадры. По этим причинам данные показатели пока не включены в оцениваемый спектр параметров. Конечно, со временем опыт передовых стран будет освоен и начнет повсеместно применяться.
Таким образом, возвращаясь к оценке качества сортообразцов по западной системе, приходится констатировать, что по большинству основных показателей, в частности содержанию сухого вещества, сырого протеина, кислотно-детергентной клетчатки, водорастворимых углеводов и некоторых других, изученные варианты кукурузы не соответствовали нормативам. Несмотря на то, что этот комплекс параметров не предусматривал деления на классы качества, он совпал в данном случае с оценкой по ГОСТ Р 56912-2016, в соответствии с которой растительную массу исследованных сортообразцов следует отнести к неклассной кондиции. Немаловажно также подчеркнуть, что без ответственного стандартизованного отбора проб кормов анализы и составление рационов не только бессмысленны, но и разорительны.