Техника 17 августа 2023

Отказаться от шаблонов — о ситуации с запчастями для сельхозтехники

Отказаться от шаблонов — о ситуации с запчастями для сельхозтехники

Текст: А. Алтынов, председатель правления ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД»

Многих аграриев обоснованно волнует вопрос снабжения запасными частями, особенно для импортной техники и зарубежных узлов отечественных машин, что ранее использовались для сборки. В этом следует разобраться подробнее.

Текущая ситуация действительно остается непростой, однако дилеры и прочие несистемные поставщики находятся в постоянном поиске ответов. Государство также не стоит в стороне и уделяет внимание вопросу о снабжении запчастями, что отлично видят из плотных дискуссий по данной теме профильные ассоциации.

НЕ УЙТИ ОТ ИМПОРТА

Как ремонтировать технику, если поставки запасных частей полностью прекратятся? Есть ли российские комплектующие? Такие вопросы задаются участниками рынка постоянно. Самые очевидные ответы на них: если поставки полностью остановятся, никак не получится ремонтировать машины, и впереди нас будет ждать каннибализм одних агрегатов ради работы других. Конечно, российские запасные части присутствуют на рынке, но они часто не подходят к импортной технике.

Если смотреть реально, складывающаяся ситуация пока не настолько близка к драматической. В отношении отечественных аналогов не стоит питать иллюзий о целесообразности их производства, за исключением простых рабочих органов прицепного оборудования, хотя эта ниша развивалась до появления сложностей и не только в России. В целом такое решение не имеет экономического смысла для предприятий и может быть сложно выполнимым по причине широкой номенклатуры представленного в нашей стране импортного оборудования. Часто комплектующие состоят из специфических сплавов и предназначены для специального оснащения, поэтому отличаются низким потреблением применительно к промышленным объемам производства стали и непосредственно запчастей. В связи с этим не получится уйти от закупки оригинальных запасных частей, в частности минимум 80% дефицитной номенклатуры необходимо импортировать. Поставщики, чье количество растет, находятся в постоянном поиске новых каналов поставок. Ситуация сильно отличается по брендам, поэтому неправильно усреднять положение дел. Довольно много производителей с мировым именем продолжают ввозить свою продукцию и работать в России, что в немалой степени снимает остроту проблемы.

БЫТЬ ОСМОТРИТЕЛЬНЫМ

К сожалению, увеличивающееся число вариантов далеко не всегда гарантирует как саму поставку, так и предоставление продукции вовремя. Причина заключается не только в недостаточной добропорядочности. Важно понимать, что с западной стороны не прекращаются попытки препятствовать импорту для исполнения наложенных санкций, за уклонение от которых поставщикам грозят неприятности в своих странах. При этом сложность представляет не столько логистика, сколько поиск стабильного источника приобретения. В связи с этим лучше отдавать предпочтение профессиональным игрокам рынка, которые обладают не только профильной многолетней экспертизой, но и финансовыми возможностями для обеспечения поставок. Новые компании, конечно, помогают в решении вопроса, но они олицетворяют и существенно большие риски. Не имеет смысла пытаться охватить описанием все многообразие форм и каналов поставок — важно, что они сохраняются в трансформирующихся формах. Потребителям необходимо проявлять должную предусмотрительность в размещении заказов, оставлять достаточно времени на форс-мажоры и запас на будущее.

Нередко также звучит вопрос о ценах, которые существенно выросли и увеличиваются по мере усложнения поставок. Следует признать, что с этим не получится что-либо сделать. Повышение цен характерно не только для сегмента импортной сельхозтехники, но и для многих других сфер и видов машин и оборудования. Так, стоимость отечественных агрегатов, производители которых находятся в поиске компонентных альтернатив, не сильно отстает от тенденции рынка, что весьма удивительно. Этот вопрос вызывает озабоченность у государственных структур высокого уровня. Уже были даны соответствующие поручения ФАС и профильным министерствам с целью мониторинга цен и обоснованности их роста, что демонстрирует внимание к теме.

ВНИМАНИЕ К ПАРКУ

Разработка отечественных альтернатив сложным компонентам также находится в числе приоритетных направлений и включена в программы субсидирования, хотя она должна была попасть в фокус внимания существенно раньше. Решение этого вопроса не будет простым и быстрым, поскольку оно подразумевает годы работы не только инженеров и конструкторов, но и металлургов и других участников, а также включает задачи по созданию сложного оте­чественного станочного парка. Разработка и создание российских запчастей будут оставаться дорогими. В связи с этим акцент в размышлениях о ценах вынужденно смещается из плоскости стоимости комплектующих в сторону обеспечения работоспособности парка и повышения эффективности полевых операций. Аграриям следует более рачительно относиться к собственным аграрным машинам как импортного, так и отечественного производства.

Проблемы в грамотном обслуживании техники существуют и носят серьезный характер. Мы научились неплохо эксплуатировать агрегаты и пользоваться их технологическим потенциалом. Однако далеко не всегда мы внимательно относимся к поддержанию их работоспособности, правильному зимнему хранению, проведению планово-предупредительных ремонтов, обучению инженерного состава и механизаторов периодическому техническому обслуживанию, в том числе осуществлению ежедневных регламентных работ в отношении не только сложного самоходного оборудования, но и прицепных орудий. Надо четко понимать, что по ряду машин не предусмотрены альтернативы из дружественных стран, как и по некоторым узлам, например в гидравлических компонентах. Существуют ушедшие из страны мировые гиганты, замены которым довольно условны. Это хорошо видно на китайском примере: у некоторых брендов тракторы высокой мощности вынужденно оснащаются гидравликой более слабого мощностного ряда. Такое решение означает невозможность их полнофункционального использования с имеющимся прицепным шлейфом, хотя двигатель формально обеспечивает тяговое усилие.

НЕ ВСЕ ПЛОХО

На политическом уровне тема запасных частей уже продолжительное время включена в формат зерновой сделки, однако динамика в решении этой проблемы пока отсутствует. Тем не менее будем надеяться, что фокус на ней будет сохраняться. Известно, что необходимые вопросы были заданы западным участникам, и соответствующие корпорации прорабатывали возможные послабления. Можно быть уверенными в том, что к этой теме российская сторона будет возвращаться в многогранном переговорном процессе.

Таким образом, при всех текущих сложностях пока сохраняется способность обеспечивать ход полевых работ поставками запасных частей. В стране создан мощный пласт высококвалифицированных инженеров, насчитывающий не менее 6000–7000 человек, которые могут решать самые сложные вопросы. Часть проблем преодолевается своевременностью и качеством размещаемых заказов, а также деньгами, что уже неплохо и не выглядит безвыходно. Помимо этого, существует потенциал в сфере оптимизации внутренних процессов эксплуатации, и об этом следует задуматься. Сегодня важно отказаться от старых поведенческих шаблонов и принять новую реальность, изменить политику закупок, поставить во главу угла работу техники в поле и сотрудничать с проверенными партнерами, которые заинтересованы в совместном результате.



Популярные статьи