Талант логистики
Кирилл Белоус
Кирилл Белоус, генеральный директор ТЛК «ВЛ Лоджистик», рассказал «Журналу Агробизнес» о текущей ситуации в секторе железнодорожных перевозок зерна, о возникающих проблемах и путях их решения.
—Какие вызовы и проблемы сейчас стоят перед сектором логистики зерна в нашей стране?
— Самая большая проблема логистики зерна в том, что не хватает мощностей инфраструктуры железной дороги. Железная дорога забита, в особо проблемных местах, как Восточный полигон, забита критически. А Восточный полигон – это места выхода в Китай экспортных составов, например, и деваться некуда. Сибирские производители это узкое горло никак не минуют. Привычный и самый популярный способ перевозки зерна — вагон-хоппер. Их на сегодняшний день достаточно. Но, если вы используете хоппер, вернуть его пустой обратно — большая задача. Получить на прогон порожнего состава ГУ практически невозможно.
— Какие шаги необходимо предпринять для того, чтобы оптимизировать логистику зерна на уровне государства и на уровне отдельной компании?
— Отдельная компания может только подстраиваться под те вызовы, которые диктует рынок. Внутри нашей компании мы изыскиваем способы, которые позволят решать задачи бизнеса, в рамках экономических и инфраструктурных ограничений. На уровне государства уже делается многое, и планы долгосрочных вложений в инфраструктуру РЖД до 2030 года, и обновление парка вагонов. Но это все долгосрочные планы, не будет мгновенного эффекта. Понятно, что невозможно отменить приоритет одних грузов, чтобы пошли другие. Экономика регулируется в ручном режиме, и мы это понимаем. Напрашивается строительство отдельных погранпереходов для сельхозгрузов, дополнительные ветки для международной логистики. Будем надеяться, что государство тоже смотрит в эту сторону.
— Каковы ваши основные клиенты в области логистики зерна? Как вы удовлетворяете их потребности?
— Мы работаем с крупными сельхозпроизводителями Сибири, ЦФО и ЮФО. Когда мы заходим в проект, то готовим технические условия для всей цепочки. Работа с каждым отдельным производителем — всегда проектная работа, которая учитывает и технические возможности, и оснащение отправляющей и принимающей стороны. Наша задача — выявить слабые места и скорректировать их. Именно такой подход позволяет нам работать с клиентами в долгую.
— Какие технологические инновации рассматриваете для совершенствования логистических процессов в сфере зерна?
— Мы не только рассматриваем инновации, а уже давно ими пользуемся. Как я говорил раннее, основная проблема в том, что невозможно выгнать порожнее оборудование. Мы разработали и запатентовали систему перевозки насыпных грузов в полувагонах в ВВМР для наших партнеров РУСАЛ и сейчас успешно перенесли ее для насыпных сельскохозяйственных грузов. ВВМР — вкладыш вагонный мягкий разовый, надежно изолирует груз от стенок вагона, от атмосферных осадков. Он произведен по особой технологии, это сочетание полиэтилена 120 микрон и ламинированной тканной полипропиленовой оболочки. Звучит довольно сложно, но поверьте, это водонепроницаемый и очень прочный материал, надежность которого подтверждена сертификатами. С помощью вкладышей, например, мы в одну сторону гоним вагоны с глиноземом, в другую — эти же вагоны с зерном. Найти и совместить два вида грузов — в этом и заключается талант логиста.
— Каким образом контролируется и обеспечивается качество погрузки зерна во время логистического процесса?
— Мы командируем свою бригаду на погрузку. Наши сотрудники сами обследуют площадку, или осуществляют самостоятельно, или контролируют процесс загрузки от и до. Мы изготавливаем необходимые конструкции, чтобы осуществить загрузку. Здесь мы исходим от задач и возможностей заказчика.
— Каковы ваши планы по расширению логистических операций в сфере зерна?
— Далеко не все производители знают о тех возможностях, которые открывают инновации в области транспортировки зерна. Видим своей задачей рассказать производителям и всем заинтересованным лицам, что можно решить проблему вывоза зерна иначе, дешевле, чем машины, например. Больше осведомленность производителей, больше грузопоток, больше выгод для производителя и экономики в целом.
— Как вы управляете рисками, связанными с логистикой зерна, такими как изменения цен, погодные условия и рыночная нестабильность?
— Если вы об изменении цен на зерно, то на нашу работу, как логистов это мало влияет. Мы работаем не только с зерном. Масло, шроты, отходы сельхозпроизводства для вторичной переработки. Если нет одного вида груза, то есть другой.
— Каковы ваши текущие показатели эффективности в области логистики зерна и какие меры принимаются для их улучшения?
— С учетом текущей рыночной ситуации иногда показателем эффективности мы и наши клиенты считаем то, что вообще удалось вывезти зерно, и оно не осталось лежать мертвым грузом на складах. Но, если без шуток, когда мы считали экономику различных вариантов вывоза зерна, будь то хоппер, вкладыш в контейнер, вагонный вкладыш, то исключение порожнего пробега дает экономию до 15% на 1 тонну. При дефиците контейнерных платформ, переключаемся на полувагоны. Это сложнее, но это возможность. Наши меры – предложить клиенту возможность логистики. Когда кажется, что возможности вообще нет.
— Как происходит сотрудничество с другими участниками логистической цепи зерна, такими как производители, поставщики услуг и транспортные компании?
— В логистической цепи по перевозке зерна сложно встроить прочие транспортные компании. Нет стыковочных точек, каждая перевозка – отдельный проект. А работа с производителем – это всегда работа в долгую, знакомство, презентация, пилотная перевозка. Много удивления и вопросов. Но мы всегда оправдываем тот аванс доверия, который нам, как логистам, выдают производители.