Шины для сельхозтехники — тенденции рынка и технологичное будущее
Сергей Андреев и Дмитрий Сысолетин
Положение многих рынков, связанных с обеспечением работы агропромышленного комплекса, в этом году подвергнулось очередному испытанию — последствиям серьезного политико-экономического кризиса. Трудности возникли и в секторе сельскохозяйственных шин, некоторые зарубежные производители покинули российский рынок. Но оставшиеся игроки продолжают успешно действовать, обеспечивая аграриев своей продукцией и сервисом в полном объеме. Об этом и многом другом мы поговорили с Дмитрием Сысолетиным, директором аграрного направления ООО «АгроПромШина», и Сергеем Андреевым (на фото вверху), региональным представителем компании Yokohama Off-Highway Tires (YOHT).
— Как вы оцениваете текущий объем рынка сельскохозяйственных шин в России?
Дмитрий Сысолетин: По нашим данным, во втором квартале 2022 года активность на рынке замедлилась. В мае-июле мы наблюдали рост продаж шин отечественного производства, импортные же бренды несколько «просели».
Обусловлено это несколькими причинами. Во-первых, после объявления об уходе с российского рынка ряда зарубежных брендов многие сельхозтоваропроизводители сделали опережающие закупки шин.
Во-вторых, параллельно со снижением доли импортных шин произошло смещение акцентов в сторону продукции российского производства. Весной преимущественно росли продажи отечественных шин.
В настоящее время аграрный сектор завершает сезон, после чего хозяйства проведут оценку состояния техники, составят план модернизации парка. Скорее всего, осенью мы опять увидим повышение спроса на импортные шины.
Предложение в этом сегменте сейчас снизилось по сравнению с прошлыми годами. Но оставшиеся производители, в том числе Alliance, смогут удовлетворить потребности отрасли за счет широкого ассортимента шин: с разными рисунками протектора, индексами скорости, рассчитанными на разную нагрузку, условия работы и так далее.
Кроме того, надо помнить, что спрос на шины зависит не только от потребности производителей. Важную роль играет курс валюты, а также общая ситуация на зерновом рынке: насколько доступны будут кредиты, на какие меры господдержки смогут рассчитывать аграрии.
— Каков ваш прогноз развития рынка сельскохозяйственных шин в России на ближайшие годы?
Дмитрий Сысолетин: Надо понимать, что давать долгосрочные прогнозы в нынешней высокотурбулентной экономической ситуации очень непросто. И все же можно отметить несколько ключевых тенденций.
Россия является одним из крупнейших мировых экспортеров зерна. Вероятно, в ближайшие годы страна сохранит свои позиции на мировых рынках, поставляя как собственно зерно, так и продукцию из него. Одновременно будет развиваться внутреннее потребление.
Эти факторы должны способствовать стабильно высокому спросу на шины. Важно учитывать, что будет меняться парк техники, на замену импортным брендам придут отечественные. Сейчас российская сельхозтехника работает преимущественно на импортных шинах — они выпускаются в необходимых размерах и полностью сочетаются с отечественными тракторами, комбайнами и другими машинами.
Вряд ли в ближайшее время можно ожидать появления достойной отечественной замены импортным шинам. Пока качество шин внутреннего производства в этом сегменте несопоставимо с импортными, поэтому спрос на импортные шины будет по-прежнему высоким.
— Какую позицию занимает Yokohama Off-Highway Tires по отношению к российскому рынку? Как планирует развивать этот рынок?
Дмитрий Сысолетин: Фактически сейчас бренд Alliance — единственный, кто представляет на российском рынке премиальные шины (в том числе, изготовленные по технологии VF) для тяжелой техники, как сельскохозяйственного, так и индустриального назначения. Поэтому можно говорить о том, что позиции компании стабильны.
Продукция Alliance выпускается на заводах в трех странах и соответствует самым высоким мировым стандартам. Например, качество шины AgriStar II сопоставимо с аналогами от ушедших из России Firestone, Trelleborg.
Вероятно, эти причины лежат в основе по-прежнему высокого спроса на шинную продукцию Alliance. Подводить итоги года пока рано, но по первому полугодию уже можно сказать, что спрос на шины сельхозназначения не уменьшился по сравнению с 2021 годом, а на индустриальные — превысил аналогичные показатели прошлого года.
— Продолжает ли в полной мере работать техподдержка и сервисное обслуживание продукции Yokohama Off-Highway Tires?
Андрей Сергеев: Мы, как представители производителя, продолжаем оказывать полноценную поддержку и дистрибьюторам, и конечным пользователям в случае необходимости. Наши дистрибьюторы на российском рынке также оказывают поддержку клиентам в полной мере. И мы готовы реагировать на любые запросы напрямую и через наших партнеров в России. Компания по-прежнему отвечает за поставленную продукцию и в кратчайшие сроки выполнит все необходимое для ответа на обращение, выезда в хозяйство и так далее.
— Какое положение на отечественном рынке сегодня занимает компания «АгроПромШина»? Как изменились ее позиции за последние полгода?
Дмитрий Сысолетин: Несмотря на неблагоприятные внешнеэкономические факторы, ассортимент нашей компании не изменился. Все бренды, которые мы поставляли на российский рынок, присутствуют в портфеле «АгроПромШины».
Конечно, как и все поставщики, мы испытываем определенные сложности с логистикой. Транспортно-логистические расходы за последние полгода увеличились в 5—6 раз, причем это касается как импорта, так и внутренних перевозок. Соответственно, это сказалось на стоимости продукции — в среднем шины подорожали на 30%.
«АгроПромШина» планирует и дальше активно развиваться на российском рынке. Мы отметили важный тренд — приверженность потребителей определенному бренду, его ключевым характеристикам и качеству. Например, если фермер оснащает технику шинами 15,5х38, то его выбор — Alliance.
Да, цена этой шины на 30-40% выше, чем у аналогов от других брендов. Но потребители уже знают: у нее ходимость вдвое выше, а нагрузка на почву ниже за счет VF-технологии. Значит, не понадобятся дополнительные затраты на восстановление плодородия. Кроме того, происходит экономия топлива. Недавно мы провели тест-драйв шин на тракторе «Кировец» в Татарстане. На одной машине стояли шины Alliance, на другой — обычные. Трактор, оснащенный шинами Alliance, при прочих одинаковых условиях израсходовал в два раза меньше топлива. Сейчас в этом хозяйстве будут «переобувать» до 30 машин —лучшая рекомендация от конечного потребителя.
— Сегодня на российском рынке много производителей шин, конкурирующих друг с другом. В чем основные отличия шин Alliance от других производителей?
Андрей Сергеев: Первое отличие — позиционирование самого продукта. Шины Alliance — изделия высочайшего качества, сопоставимые по техническим характеристикам с главными мировыми брендами, но при этом более доступные по цене. Доступная цена делает наш продукт уникальным на рынке.
Второй момент — широкая линейка шин, которая включает в себя высокотехнологичные шины, доступные в производстве всего лишь у некоторых компаний. Например, размер 900/60 R42 сложен в изготовлении, и поэтому производится всего лишь несколькими лидирующими компаниями в мире, включая нашу.
Третий момент — наличие в нашей линейке шин уникальных предложений. Например, мы предлагаем на трактор МТЗ задние шины шириной в 1 метр размера 66x44.00-25 Primex Geomaster. Таких решений у других производителей нет. Если мы говорим о сегменте лесных шин, то мы — единственная компания в мире, которая производит для лесохозяйственной техники шины с заниженным давлением. Цель данной технологии — увеличенные площадь контакта и тяговые свойства. Обычно для обеспечения дополнительных тяговых свойств в этом секторе используют цепи и гусеницы, но они требуют дополнительных существенных затрат. В некоторых случаях можно обойтись без использования данных металлических компонентов с помощью шин заниженного давления.
Еще одна особенность шин Alliance заключается в создании максимальной экономической выгоды для сельхозпроизводителей, поскольку мы производим шины с повышенным ресурсом и с улучшенными тяговыми характеристиками, но в доступном сегменте. Например, два года назад на рынок вышла шина Agri Star II, которая по своим характеристиками приближается к премиальным шинам ведущих производителей, но в то же время она достаточно доступна по цене.
С другой стороны, у нас есть решения для тех пользователей, кому необходимы высокотехнологичные шины. Здесь мы говорим о наших продуктах с технологией заниженного давления для использования в АПК. Такие шины есть не у всех брендов, и практически отсутствуют в бюджетном сегменте. В нашей компании экспертиза в области производства шин с заниженным давлением есть, и этим мы помогаем клиенту.
— Защита почвы важна, но также и тяговое усилие (traction) для лучшего производства и экономии денег/времени для фермеров, хорошо ли они информированы об этом?
Андрей Сергеев: Безусловно тяговые свойства важны, и считаю, что фермеры и агрохозяйства осведомлены об их важности. Потребность в их увеличении часто (но не всегда) возникает в ходе эксплуатации тракторов, и здесь есть несколько решений.
Первое — распространенное использование шин в паре, что увеличивает площадь контакта и, соответственно, тяговые свойства.
Есть решения, которые предлагает лишь несколько компаний, в том числе и Alliance — флотационные шины. К примеру, на трактор «Кировец» можно установить Alliance Terra Turbo с шириной 1100 мм, что на 300 мм больше обычных шин и, тем самым, повысить тяговые свойства. В этом сегменту мы уже имеем устойчивый спрос.
Третий способ увеличить тяговое свойство — использование шин низкого давления, где пятно контакта может быть увеличено до 25%. Главный вопрос здесь состоит в том, какое именно решение выбирает хозяйство для себя в каждой конкретной ситуации, есть разные взгляды на практику применения.
— Какие виды шин становятся все более популярными в России? На что все больше обращают внимание клиенты?
Андрей Сергеев: Я бы вначале отметил основной глобальный тренд, и Россия также относится к его последователем — увеличение производительности в сельском хозяйстве. К этому стремятся и сами хозяйства, и производители сельхозтехники.
Если говорим об увеличении производительности в аспекте шин, то это происходит несколькими вариантами. Во-первых, увеличение производительности колесных сельхозмашин, обрабатывающих за один проход все большее количество земли. Машины все больше увеличивают свой вес, и отсюда возникает потребность в большей нагрузочной способности шин. Итак, первая тенденция — увеличение грузоподъемности шин, их несущей способности.
Второй момент — увеличение скорости движения, также влияющей на производительность. Мы говорим об увеличении скорости передвижения тех же самых тракторов, когда требуется перегон с одного поля на другое по дорогам общего пользования. Сегодня стандартные сельхозшины выпускаются для скорости до 65 км/ч, но уже есть тракторы, развивающие ее до 80 км/ч, и для них нужна специальная резина.
Третья тенденция — повышение универсальности машин. Например, грузовые автомобили передвигаются по дорогам общего пользования со скоростью 100 км/ч. В 2019 году мы первыми в мире представили уникальное решение — флотационная шина для грузовиков. Их особенность заключается в том, что данная широкая шина позволяет обычному грузовику заезжать на поле. Стандартные узкие шины такой техники не позволяют ей сделать это, они начинают вязнуть, но флотационная шина решает эту проблему, и отпадает необходимость в бункере-перегрузчике. В тоже время флотационная шина позволяет зерновозу передвигаться по дорогам на скорости до 100 км/ч. Вот три основных тренда сельхозшин: повышение нагрузочной способности, увеличение скоростей и универсальность.
На сегодняшний день доля классических шин в агросекторе, по моему мнению, составляет около 70-80%, остальная часть рынка принадлежит инновационным моделям. Количество последних постоянно растет за счет заводской комплектации. Все чаще технологичные шины ставятся на базовую комплектацию сельхозтехники. Пользователь может оценить шины «из первых рук» и затем, почувствовав разницу, возвращается к поставщикам шин, чтобы приобрести именно такие.
— Какой вопрос по шинам вам задают чаще всего?
Андрей Сергеев: Один вопрос всегда лидирует с момента создания пневматических шин — какое давление в них должно быть? Действительно, не все так просто с этим давлением. Новые шины с повышенной нагрузочной способностью иногда требуют и повышенного давления, а иногда оно может быть наоборот снижено. Пользователь привыкает эксплуатировать на определенном давлении, и у него есть в распоряжении шины, которые позволяют понизить давление, а он банально этого не знает. Ситуация с давлением в шинах с течением времени меняется, и на новых шинах в том же самом размере могут быть другие рекомендации по давлению.
— Как вообще сегодня аграрии относятся к шинам как к отдельному и важному компоненту? Они обращают на это должное внимание?
Андрей Сергеев: Безусловно, на шины обращают внимание, потому что цель фермерских хозяйств, как субъектов предпринимательской деятельности — получение прибыли. Шины входят в расходную часть, причем занимают существенную долю после заработной платы и ГСМ. Расходы на «обувь» для сельхозтехники — регулярные и ежегодные. Это не значит, что каждый год меняются шины на каждом тракторе, но если парк большой, то потребность в шинах возникает постоянно. Если мы говорим о крупных агрохолдингах, то эта статья бюджета составляет миллионы рублей. Поэтому не обращать на это внимание нельзя.
С другой стороны, знание о расходах не означает принятия верного решения об их закупке. На практике встречаются два способа выбора шин. В первом случае руководитель небольшого предприятия или фермер, лично эксплуатирующий шины, имеет отзыв о них из первых уст. Они знают, какой у шин ресурс и цена, слышат и доверяют отзывам по тяговым характеристикам, затем сводят данную информацию в своей голове и приходит к некоему идеалу шины. И такие аграрии готовы платить определенную стоимость за конкретные характеристики шин.
Второй способ более распространен в крупных агрохолдингах, когда решение о выборе шин распределено в хозяйстве между несколькими уровнями. Операторы сельхозтехники имеют свое мнение о шинах: их, в первую очередь, интересуют технические характеристики и долговечность. Инженеры могут обращать внимание на ремонтопригодность и влияние шин на уплотнение почвы. У отдела снабжения уже свой взгляд на закупаемую продукцию, и они могут не задумываться о технических характеристиках. Но обычно отдел снабжения удален от подразделений, где шины эксплуатируются, и часто на первый план выходит фактор цены. И решение в крупных агрохолдингах часто принимается именно на основе стоимости шин.
Подводя итог можно сказать, что важность шин понимают все, но каждый трактует это по-своему, вынося на первую линию то, что ему важно: технические характеристики, цена или что-то другое.