Российский ретейл увидел «снековый» тренд в крабовом мясе
Ольга Лобач
Российские фишевики всерьез взялись за сурими. Мода на снековое питание сулит рынку крабовых палочек рост и новые модели потребления. Жесткая конкуренция заставляет производителей развивать натуральный тренд и добавлять в продукты королевских ракообразных. Что в крабовых палочках сейчас от краба, откуда плывет сырье и как их встречает ретейл, рассказал нам руководитель отдела маркетинга АО «Русское море» Ольга Лобач.
– Крабовые палочки уже давно прижились в российском ретейле. Рынок растет или стагнирует?
– На мой взгляд, российский рынок сурими еще находится на своей стадии развития. Производителей не так много, но все они активно развивают собственный ассортимент. Сегодня разнообразие сурими-продуктов заключается в рецептурном подходе, технологии производства и, соответственно, в цене. Продукты есть в разных ценовых сегментах – от эконома до премиума. На цену влияет качество используемого сырья и ингредиентов, а также процентное содержание основного ингредиента – сурими.
– И откуда оно приплывает в Россию?
– Объем производства сурими в самой России растет. Рыбное сырье поступает к нам из Индии, Вьетнама, США и Франции. Натуральное мясо краба, которое мы добавляем в некоторые виды палочек, закупаем на Дальнем Востоке.
– Меняется ли у россиян отношение к крабовым палочкам?
– Как и в других продуктовых категориях, видим потребительский интерес к быстрым перекусам, легким снекам, белковым и рыбным продуктам. По данным исследований, такой же тренд наблюдается и на европейских рынках.
Также видим, что отношение к крабовым палочкам в последние годы начало меняться. Если раньше они использовались в основном для приготовления майонезных салатов, то сейчас все больше потребителей предпочитают их с различными соусами в качестве закуски. Многие россияне выбирают крабовые палочки для самостоятельного перекуса. Новая модель потребления открывает большие перспективы для рынка. И это понимают не только производители, но и ретейлеры.
– Неужели крабовые палочки становятся альтернативой привычным снекам?
– Именно так. Крабовые перекусы – это своего рода легкие белковые снеки. Сейчас люди живут в цейтноте, зачастую не имея возможности для полноценного обеда, но в то же время у них нет желания перекусывать одними бутербродами с колбасой. В результате возникает спрос на готовые белковые и рыбные продукты, в том числе и крабовые палочки.
Что интересно, сейчас их также добавляют в овощные омлеты, сэндвичи и омлеты на завтрак. То есть отношение к продукту меняется.
Еще один яркий тренд в Европе – адаптация ретейла к уличной еде. Производители стараются предложить готовый к употреблению продукт в упаковке, который вдохновлен street food. И здесь крабовые палочки обладают широкими возможностями.
– А кто сейчас выступает их основным покупателем?
– Согласно исследованиям, это девушки/женщины в возрасте от 18 до 55 лет, со средним уровнем доходов. Это связано как с самим продуктом, так и с тем, что в большинстве семей именно они определяют покупки для дома. Вдобавок можно провести аналогию с суши, которые тоже предпочитает преимущественно женская аудитория.
– Много ли сейчас в крабовых палочках от настоящего краба?
– Не все сурими-продукты максимально повторяют мясо натурального краба по органолептическим характеристикам, но такие есть. Для производства таких продуктов используются специальное оборудование и технология, в том числе с добавлением мяса натурального краба. Неслучайно лучшими крабовыми палочками в России эксперты конкурса «Продукт года – 2020» назвали «Королевского краба». А его как раз и отличает текстура, вкус и содержание мяса дальневосточного деликатеса. Палочки повторяют первую, самую ценную крабовую фалангу по размеру, вкусу и неповторимой сочной волокнистой текстуре.
– То есть производители пошли по пути создания «идеального аналога»?
– Да, идея основана на том, чтобы максимально точно повторить мясо настоящего краба. Ведь лучше того, что создано природой, быть не может. И потребитель это знает: консервированные клешни того же королевского краба на российских полках представлены давно. Их отличают большой размер, сочная волокнистая текстура. Это премиальный продукт для узкой аудитории, тогда как его аналог за счет доступной цены прекрасно освоился в массовом сегменте. Только с начала года объемы продаж выросли в 3 раза по сравнению с тем же периодом годом ранее.
– Сложно ли попасть на полки федеральных сетей?
– Мы присутствуем в крупных федеральных сетях. Сложностей не возникает, когда продукт инновационный и от известного бренда.
– Чего можно ожидать от рынка в будущем?
– Прежде всего, роста и развития. Производители стараются конкурировать не столько в цене, сколько в качестве, разнообразии и новациях. Так что поиски и эксперименты продолжатся. Если сравнивать с Японией или Кореей – законодателями в вопросах производства сурими, то в России еще даже и близко не раскрыт потенциал выпуска продуктов этой категории. Нам есть к чему стремиться. Одно останется неизменным: рынок будет делать ставку на качество, другого пути быть не может.