Техника 19 ноября 2020

От Кировцев до КЛААСов, или Как изменились за 10 лет потребности отечественного агропрома в сельхозтехнике

От Кировцев до КЛААСов, или Как изменились за 10 лет потребности отечественного агропрома в сельхозтехнике

Александр Сучков

первый заместитель генерального директора АО «Росагролизинг»

В текущем году темпы обновления машинно-тракторного парка сельхозтоваропроизводителей впервые за многие годы превысили темпы выбытия сельхозтехники из активной эксплуатации. По данным Минсельхоза РФ, на конец сентября отечественные аграрии приобрели 40 823 единицы сельскохозяйственной техники и оборудования, что уже на 6 761 единицу больше, чем в прошлом году. Гордимся, что в эту позитивную динамику внес свой вклад и Росагролизинг — каждый третий трактор и каждый четвертый комбайн в этом году поставляется по нашим программам финансовой аренды. Но растет не только потребность аграриев в современной технике, растут и изменяются требования, которые фермеры предъявляют к приобретаемой технике.

Если провести ретроспективный анализ, то становится понятно, что 10 лет назад основной фокус сельхозтоваропроизводителя, обновлявшего свой машинно-тракторный парк при помощи инструментов Росагролизинга, был сосредоточен на самоходной технике. Так, на долю тракторов и комбайнов в общей структуре поставок приходилось больше половины всех произведенных инвестиционных затрат – 63%. А самыми востребованными моделями среди этого вида техники были тракторы «Беларус» (моделей 1221.2 и 826) и комбайны РСМ-142 «ACROS 530». В стоимостном выражении доля комбайнов составляла 38% от общей суммы инвестиционных затрат, тракторов — 25%, автотехника занимала 24%, на прочее сельхозоборудование приходилось 13% затраченных средств.

В текущем году структура реализованных Росагролизингом тракторов и комбайнов сопоставимы с показателями 10-летней давности: на долю самоходной сельхозтехники приходится 65% от суммы инвестиционных затрат, в том числе около 39% - на комбайны, 27% — тракторы, 29% — на сельхозоборудование и 6% — на автотехнику. Чаще других сельхозтоваропроизводители покупали комбайны РСМ-152 «ACROS 595 Plus» и РСМ-142 «ACROS 550», а также тракторы Беларус 82.1, RSM 2375 и Кировец К-742М.

В меняющихся предпочтениях сельхозпроизводителей прослеживается тренд на приобретении все более высокопроизводительной и энергонасыщенной техники, отвечающей мировым стандартам. И это оправданно. Грамотная эксплуатация такой техники позволяет повысить скорость и качество возделывания земель, а также обеспечить бережную уборку различных сельхозкультур. Это понимают и оценивают по достоинству не только крупные агрохолдинги, но и небольшие сельхозформирования.

Так, если, к примеру, пять лет назад среди самых популярных сельхозмашин, реализуемых по специальной программе для членов Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), были: трактор ХТЗ-17221 (производства ХТЗ Белгород), а также комбайны производства Ростсельмаш – СК-5МЭ-1 "НИВА-ЭФФЕКТ" и РСМ-101 "Вектор-410", то в структуре поставок текущего года свою популярность сохранил только комбайн РСМ-101 "Вектор-410". Сейчас востребованы более продуктивные модели комбайнов, такие как РСМ-152 «ACROS 595 Plus» и РСМ-142 «ACROS 550», а также трактор RSM 2375.

По нашим данным, за десять лет общая сумма инвестиционных затрат на закупку техники при относительно равном количестве поставленных единиц возросла в 2,3 раза. В первую очередь, это связано с макроэкономическими показателями, которые напрямую влияют на ценовую политику производителей, в том числе — инфляционные процессы, девальвация рубля, повышение ставки НДС до 20% и так далее. Кроме того, как я уже упоминал, год от года расширяется номенклатура предлагаемой техники, в том числе более дорогой и высококачественной. И сегодня аграрии имеют возможность ее приобретать, благодаря появлению на рынке различных финансовых инструментов и государственной поддержке. И что отрадно, приобретение высококачественной техники становится доступным все большему числу представителей среднего и малого бизнеса. Мы это видим по изменившемуся профилю клиента — увеличилась доля субъектов МСП, в 2020 году доля малого и среднего предпринимательства составила — 92% (+13% п.п. за 10 лет). Немаловажную роль в таком положении дел сыграл стартовавший в 2010 году процесс планомерного отказа Росагролизинга от системы финансирования аграриев через операторов сублизинга. Поддержка представителям МСП теперь оказывается напрямую, что способствует снижению финансовой нагрузки на аграриев, которым не нужно оплачивать услуги сублизинга.

Что касается спроса на импортную и отечественную технику, то соотношение это относительно стабильно. С одной стороны, снижению спроса на импортную технику способствует рост курса валют, делающий менее доступным приобретение техники зарубежного производства. При этом данный спад компенсируется расширением возможностей и каналов лизинга импорта (программы производителей, удешевление стоимости привлеченных средств, ориентация некоторых лизинговых компаний на импортную технику), что в свою очередь ведет к росту спроса на импортную технику.

Зарубежные производители сельхозтехники, желающие участвовать в российских программах льготной финансовой аренды и других видах государственной поддержки, идут по пути локализации. Конечно, это сложный процесс, для реализации которого необходим большой рынок сбыта, чтобы строительство заводов полного цикла в России было обоснованным. Однако такие удачные примеры есть — Евротехника, за последние пять лет локализовавшая производство более 15 машин. А строительство завода «Клаас» в России стало прямым следствием ежегодного увеличение объема произведенной и реализованной техники.

Сегодня агропромышленный комплекс называют драйвером отечественной экономики, он прирастает новыми технологиями, высококлассными специалистами, прогрессивными управленческими подходами. Но даже самые современные подходы к управлению отраслью не смогут гарантировать стабильно высоких результатов, опираясь на морально устаревший и физически изношенный машинно-тракторный парк. Использование сельхозтехники, произведенной более 10 лет назад, по отдельным номенклатурным позициям все еще превышает 50%-ный порог. А значит техническое перевооружение АПК, несмотря на определенные успехи, по-прежнему остается одной из приоритетных задач в этом сегменте экономики. И здесь мы видим большое поле для продолжения совместной работы с аграриями и машиностроителями. 

Популярные статьи