Агрохимия 5 декабря 2018

Джонатан Браун, директор ООО «Сингента» в России: «Нам нужны здоровая конкуренция и развитие инноваций»

Джонатан Браун, директор ООО «Сингента» в России: «Нам нужны здоровая конкуренция и развитие инноваций»

Джонатан Браун, директор ООО «Сингента» в России, председатель Комитета производителей средств защиты растений Ассоциации европейского бизнеса, рассказал в эксклюзивном интервью «Журналу Агробизнес» о своем взгляде на перспективы развития российского агробизнеса.

— С какими наиболее серьезными проблемами сталкивается сегодня сельское хозяйство в России?

— Говоря о проблемах, мы должны спросить себя: есть ли у нас нужная инфраструктура для превращения страны в глобального экспортера сельскохозяйственной продукции? Можем ли мы вести по-настоящему конкурентоспособное сельское хозяйство, когда доллар США стоит свыше 60 рублей? Еще одна проблема заключается в уровне образования специалистов хозяйств, который необходимо повышать, чтобы хозяйства смогли открыть для себя новые возможности.

— Каковы, с вашей точки зрения, оптимальные методы решения этих проблем?

— Для создания инфраструктуры, которая позволит российскому сельскому хозяйству приблизиться к крупным мировым экспортным рынкам, необходимы частные инвестиции в сельское хозяйство и законодательство, которое будет всесторонне способствовать прозрачности инвестирования. Чтобы преодолеть влияние низкого курса рубля к доллару, хозяйства должны стать продуктивнее, получать более высокие урожаи сельскохозяйственных культур и более высокого качества. Для преодоления третьей проблемы недостаточно широких возможностей. Необходимо научить сельхозпроизводителей и агрономов использовать нужные технологии в нужное время, а также объяснить им, как находить и использовать возможности экспортировать продукцию. Специалисты хозяйств должны понимать, как применять маркетинговые инструменты для продвижения своей продукции и эффективно встраиваться в цепочку создания стоимости.

— На каких зонах роста в развитии сельского хозяйства следует сконцентрировать внимание в ближайшие годы?

— Настоящие зоны роста в российском сельском хозяйстве – это области, в которые следует инвестировать в первую очередь. Сельское хозяйство должно стремиться стать устойчивым, что, в свою очередь, откроет для России новые экспортные рынки. Это значит, что нам нужно сосредоточиться на выращивании определенных культур, таких как соевые бобы. Эта культура имеет важнейшее значение для животноводства и производства молока в Китае. В текущей геополитической обстановке эта страна занята поиском нового надежного поставщика соевых бобов. Вторая зона роста заключается в необходимости стать надежным партнером для крупнейших глобальных импортеров. Третья зона роста – цифровые технологии в сельском хозяйстве. Я имею в виду использование спутников, картирования, систем удаленного консультирования. Это позволит оперативнее и с более высокой точностью диагностировать проблемы, возникающие в хозяйстве, и быстрее использовать ту или иную технологию для их решения.

— Как вы оцениваете уровень технологического развития в российском сельском хозяйстве? Насколько важна роль иностранных технологий?

— Я считаю, что технологическое развитие невозможно в изоляции. Когда иностранные компании инвестируют в российское сельское хозяйство, им приходится инвестировать в развитие российских технологий, чтобы вложения в сельское хозяйство были максимально эффективными. Ежегодно в инновации в области защиты растений и производство семян инвестируется огромная сумма – семь миллиардов долларов. Эти инновации приходят и в Россию и способствуют повышению производительности сельского хозяйства. Таким образом, российскому сельскому хозяйству все еще необходимы решения, разработанные международными компаниями. В то же время в России есть свои конкурентоспособные компании, чьи решения повышают эффективность разработок европейских производителей средств защиты растений и производителей семян. В России также есть свои конкурентоспособные поставщики инноваций в области средств защиты растений, и это замечательно, так как от конкуренции между европейскими и российскими компаниями выигрывают сельхозпроизводители. В конечном итоге, конкуренция приносит пользу России, так как иностранные и отечественные технологии в совокупности приближают страну к крупным мировым товарным рынкам и в будущем позволят экспортировать больше продукции в Китай и Европу, а также в Северную Африку и Азию.

— Насколько велико влияние изменений в российской политической конъюнктуре на развитие сельского хозяйства? Что вы можете сказать о влиянии правительственных инициатив по регулированию отрасли, таких как импортозамещение, введение квот или заградительных тарифов?

— Давайте начнем с современного уровня развития российского сельского хозяйства, а затем вернемся к вопросам влияния политической конъюнктуры.

В Краснодарском крае есть сельскохозяйственные предприятия, получающие девять тонн высококачественной пшеницы с гектара. Там же, в 25–30 километрах, в той же климатической зоне, есть другие хозяйства, которые снимают всего четыре-пять тонн с гектара. Разница заключается в том, что хозяйства, которые получают девять тонн с гектара, изучают лучшие мировые практики и используют лучшие технологии для повышения производительности. Они не ограничивают себя каким-либо законодательством, которое запрещает им применять нужные технологии в нужное время.

Теперь вернемся к российскому законодательству в области сельского хозяйства, в частности к антидемпинговым мерам, квотам и другим сложностям, с которыми столкнулась индустрия за последние два года. Развитие сельского хозяйства основано на здоровой конкуренции. Нарушение конкуренции негативно повлияет на способность хозяйств выбирать между технологиями, что, в свою очередь, окажет воздействие на развитие инноваций, которые необходимы России, чтобы стать глобальным экспортером сельскохозяйственной продукции. Поэтому я считаю, что антидемпинговые меры, квоты, инициативы в области локализации и любые другие ограничения не идут на пользу сельскому хозяйству. Если мы хотим, чтобы Россия стала игроком глобального экспортного рынка сельскохозяйственной продукции, ограничения – не то, что нам нужно. На самом деле нам нужно хорошо продуманное законодательство в области сельского хозяйства, здоровая конкуренция и развитие инноваций.

— Какие новые возможности появились у сельского хозяйства в связи с изменениями во внешней политике?

— Если присмотреться к тому, как в настоящий момент принимаются решения во внешней политике, становится ясно, что Россия делает верные шаги с учетом современной геополитической обстановки. События, которые мы наблюдаем на Дальнем Востоке, показывают, что государство стремится открыть границы с Китаем для таких товаров, как соевые бобы и мясо, и подтверждает свои намерения инвестировать в сельское хозяйство. Это может привести к возникновению новых долгосрочных партнерских отношений. Крупным импортерам, таким как Китай или Европа, требуются стабильные поставки. Если они увидят, что российская внешняя политика и законодательство способствуют стабильности, они сочтут Россию надежным партнером для долгосрочного сотрудничества в области поставок сельскохозяйственной продукции.

— Существуют ли приоритетные рынки экспорта сельскохозяйственной продукции для России? Какую роль играют отношения с Европой и Китаем в развитии сельского хозяйства?

— Россия географически близка к Китаю и Центральной Азии, но, на мой взгляд, новые возможности для России кроются в партнерстве не только с Китаем, но и с Европой тоже. Однако сегодня на пути к партнерству с Европой есть специфические препятствия. Дело в современной политике Евросоюза в отношении пестицидов. Решения по их использованию или неиспользованию должны иметь научную основу, однако сегодня в Евросоюзе они основаны на политических соображениях.

В настоящее время в Евросоюзе действуют нормы, которые значительно ограничивают использование пестицидов. Причина в том, что законодательство Европейского союза сегодня не строится на принципе безопасности, оно основано на принципах риска и опасности. И это во многом сужает выбор европейских производителей в области использования безопасных и надежных решений, которыми они успешно пользовались много лет для повышения производительности и качества продукции. В конечном итоге такой подход к принятию решений приведет к необходимости импортировать продовольственные продукты в Европу из других регионов.

Именно поэтому Европа – один из потенциальных экспортных рынков для России. Однако есть одно важное «но». Дело в том, что Европа и Китай будут рассматривать Россию как потенциального поставщика, только если мы продолжим принимать решения по регулированию использования тех или иных продуктов в сельском хозяйстве, основываясь исключительно на научных данных.

На этом пути нас ожидают различные сложности. Так, к примеру, сегодня в Евросоюзе рассматривают внедрение норм, которые там называют «максимальным предельно допустимым содержанием». Следовательно, если вы хотите использовать в производстве сельскохозяйственной продукции безопасные и проверенные, но запрещенные в ЕС продукты, чтобы повысить производительность, а затем экспортировать урожай в ЕС, придется снизить максимальное предельно допустимое содержание использованного продукта в урожае практически до нуля, чтобы ваша продукция соответствовала правилам Евросоюза. Эти нормы в будущем станут причиной для судебных разбирательств, поскольку, по сути, они являются нетарифным торговым барьером.

 

Популярные статьи