Техника 8 июня 2017

Преимущества и риски чип-тюнинга трактора

Преимущества и риски чип-тюнинга трактора

Текст: А. Н. Атмашкин, технический директор, TuningTractor

В современных достаточно сложных экономических условиях, с учетом высокого курса иностранной валюты и роста затрат на ведение сельскохозяйственной деятельности все большее количество аграриев находится в поиске методов повышения эффективности использования сельхозмашин и снижения расходов на топливо.

Придать необходимую мощность технике и увеличить крутящий момент ее двигателя поможет проведение чип-тюнинга, который можно использовать и на тракторах. На протяжении последних лет подобная услуга становится все более популярной во многих зарубежных странах, в том числе и в Европе, в результате чего около 60 процентов европейских агарных машин уже имеют различного рода модификации. Данный метод позволяет увеличить производительность трактора, потратив при этом значительно меньше средств, чем при покупке новой и более мощной модели.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ

Существует два основных способа изменения настроек трактора. Первый заключается в увеличении количества топлива, поступающего в двигатель. С этой задачей успешно справляются так называемые тюнинг-боксы. Соответственно, больше горючего — выше мощность. Данный метод достаточно прост, поскольку при подобном варианте специальное устройство фактически «обманывает» блок управления двигателя, передавая измененные данные сигналов датчиков, и вынуждает электронную панель контроля компенсировать якобы имеющийся недостаток топлива. Практика показала, что долговременная эксплуатация двигателя в такой нагрузке влечет за собой различные проблемы, поскольку ЭБУ постоянно работает в компенсирующем режиме.

Второй способ заключается в комплексной замене калибровки блока управления с учетом всех ресурсов двигателя и математической модели программы управления — ECUV-model. То есть метод предполагает изменение количества топлива, качества смеси, угла опережения зажигания, длительности и цикла работы форсунок более сложным образом с точным контролем мощности и момента на выходе, не пересекая заложенных заводом-изготовителем границ безопасности и надежности. Этот способ и называется «чип-тюнинг», или перепрограммирование микросхемы. При его применении двигатель трактора продолжает работать правильно и стабильно, но при этом более эффективно по сравнению с тюнинг-боксами.

В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВА?

Сегодня на рынке перепрограммирование микросхем предлагается не только в так называемых «гаражных» мастерских, но и официально работающими компаниями. Однако все они одинаково предлагают увеличить мощность и крутящий момент трактора на 25–35 процентов, что позволит, к примеру, использовать восьмикорпусной плуг вместо шестикорпусного, повышая таким образом эффективность эксплуатации аграрной машины. При этом одновременно с программами увеличения производительности техники доступны настройки экономии потребления топлива с сохранением заводской мощности. Настораживают и не вызывают доверия предложения повышения производительности с одновременным снижением затрат горючего. В лучшем случае при проведении подобного перепрограммирования расход топлива останется на прежнем уровне с одновременным увеличением мощности. Тем не менее вариант с использованием более высокой передачи при сокращении рабочих оборотов и потребления топлива действительно возможен и реален.

Ключевой вопрос при проведении чип-тюнинга — ресурс. При более усердной работе двигатель должен изнашиваться быстрее, однако этого не происходит, поскольку в него изначально заложены реализуемые после перепрограммирования возможности, которые ограничиваются программой производителя. То есть изменение настроек в тракторе не заставляет работать двигатель в режимах, превышающих допустимые для него пределы, а оставляет функционирование мотора в оптимальных параметрах, но с большей эффективностью. С помощью чип-тюнинга существует возможность удалить EGR на современных машинах класса Tier 4 и выше, хотя в нашей стране такой техники практически нет.

Таким образом, в пользу чип-тюнинга приводятся несколько доводов: значительный прирост мощности и крутящего момента за сравнительно малую цену;снижение потребления топлива; снятие ограничения скорости; программное удаление экологических систем Ad-Blue, EGR, DPF. При этом производители закладывают огромный запас срока службы при выпуске тракторов из-за разнообразия сфер их применения: сегодня машина может ворошить сено, а завтра уже вспахивать поле или использовать ВОМ для навесного оборудования.

ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ

Работать с современными двигателями и трансмиссиями необходимо грамотному механизатору, ведь только он сможет обеспечить налаженную работу и одновременно держать под контролем пиковые нагрузки, гарантировать надежность и длительный срок службы. Однако при перепрограммировании микросхемы есть свои риски и подводные камни. Первый из них — поломка при неквалифицированном вмешательстве в блок управления трактором, вследствие чего могут появиться ошибки на приборной панели. Другие опасности заключаются в перегрузках при вождении, которые могут обернуться большим ущербом от затрат на ремонт; в поломке трансмиссии при превышении допустимой мощности; нарушении безопасности при вождении трактора на скорости более 50 км/ч.

В связи с указанными рисками производители тракторов и комбайнов настоятельно не рекомендуют прибегать к этой технологической инновации. К примеру, представитель европейского дилера компании John Deere сообщил, что действие гарантии на технику будет прекращено, если обнаружатся изменения в заводской программе блока управления трактором. Большинство специалистов тюнинга не предупреждают заранее об этом своих клиентов. При этом в компании не одобряют модифицирование прошивки ЭБУ и удаление EGR, поскольку, по мнению производителя, машины покидают дилерский центр с настройками, соответствующими требованиям оптимальных производительности и срока службы. Изменение мощности и крутящего момента может создать дополнительное давление на компоненты оборудования и привести к повреждениям. Представитель компании AGCO, поставляющей технику под несколькими брендами, подтвердил, что обнаружение модификаций аграрной машины в процессе поиска причины ее поломки также позволяет дилеру отказать в гарантийном ремонте.

ЗАМАНЧИВАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Таким образом, большинство дилеров не будут смотреть сквозь пальцы на вмешательство в настройки программы. Они несут ответственность при гарантийных случаях и им нужно сохранять репутацию поставляемого бренда техники. Некоторые из них могут с пониманием отнестись к изменению набора параметров тракторов, у которых уже закончилось действие гарантии, но вряд ли будут принимать участие в усовершенствовании новой модели подобным методом. Хотя периодически дилеры получают запросы от клиентов «прошить» их трактор программой от старшей модели, однако они отказываются от подобных предложений, тем более что просто установка другой схемы не является корректным методом: модификации одной и той же машины могут иметь те или иные различия, например разные форсунки.

Чип-тюнинг, или калибровка настроек трактора, кажется заманчивой перспективой по сравнению с затратами на покупку более мощного агрегата, тем более что постепенно в нашей стране подобная услуга становится все более популярной, и появляются компании, предлагающие ее. Однако проведение перепрограммирования связано с серьезными рисками и может иметь обратный эффект, если обратиться к неквалифицированным компаниям. Особенно не стоит рисковать и проводить данную процедуру с гарантийной техникой, ведь на приобретение новой машины уходит 100–200 тыс. долларов, поэтому терять гарантию производителя, действующую два года, неразумно.

Если решение о проведение чип-тюнинга все-таки принимается, то в этом случае лучше остановиться на более продвинутой технологии и обратиться в надежную и уже зарекомендовавшую себя компанию, которая сможет гарантировать качество оказываемой услуги, а не вставлять в разрез топливной рейки коробочки неизвестного происхождения, приобретенные через Интернет. В любом случае независимо от использованного способа стоит делать замеры расхода топлива, чтобы видеть разницу до изменений настроек и после них. При этом наиболее корректным вариантом будет сравнение с параметрами работы аналогичного трактора в параллели: на тех же полях, в то же время и при тех же условиях. Важно отметить, что точность показаний достижима только на технике, оборудованной системой спутникового контроля расхода топлива.

Популярные статьи