Агрохимия Растениеводство 17 ноября 2022

Как санкции против России и Беларуси сказываются на экспорте сельхозпродукции и удобрений — IFPRI

Как санкции против России и Беларуси сказываются на экспорте сельхозпродукции и удобрений — IFPRI

Текст: Джозеф Глаубер и Дэвид Лаборде, старшие научные сотрудники отдела рынков, торговли и институтов Международного исследовательского института продовольственной политики (IFPRI)

Санкции, введенные ЕС, США, Канадой и другими странами против России и Беларуси после начала СВО в Украине, включали ограничения на банковскую деятельность, торговлю, передачу технологий и конкретных лиц. Действующий режим санкций направлен на то, чтобы пощадить сельскохозяйственный сектор, включая средства производства, во избежание побочных эффектов для глобальной продовольственной безопасности. Россия является крупным мировым поставщиком основных продуктов питания, включая пшеницу, и обе страны являются важными производителями и экспортерами удобрений. Прекращение торговли этими товарами имело бы катастрофические последствия для мировых рынков, а также для сельского хозяйства и поставок продовольствия в странах, зависящих от них.

Но учитывая сложность и масштаб санкций в отношении России и Беларуси, а также нежелание многих стран и компаний вести бизнес в обеих странах, работают ли исключения для сельского хозяйства? В этой статье мы рассмотрим, как санкции, направленные против России и Беларуси, повлияли на экспорт сельскохозяйственной продукции и удобрений. Картина неоднозначная: экспорт некоторых товаров пострадал от начала СВО, затем восстановился, в то время как экспорт других товаров значительно замедлился.

Исключения для продуктов питания и удобрений

И США, и ЕС предусмотрели «исключения» для секторов продуктов питания и удобрений. Только продукты питания класса люкс, такие как икра, запрещены к импорту в США и ЕС. В июле Министерство финансов США выпустило руководство, разъясняющее, что производство, изготовление, продажа или транспортировка сельскохозяйственных товаров, включая удобрения, сельскохозяйственное оборудование или медикаменты, происходящие из России и предназначенные для отправки в США или на третьи рынки, не подпадают под санкции.

Аналогичным образом, санкции ЕС исключают российский экспорт продовольственных товаров и удобрений как на рынки ЕС, так и за его пределы. Хотя эта политика направлена на то, чтобы избежать санкций в отношении удобрений в целом, калийные удобрения являются исключением. Их критическая роль для экономики Беларуси (10% всего экспорта) и правительства заставила ЕС ввести конкретные санкции против калийных удобрений и компаний, участвующих в их производстве, запретив импорт в ЕС и ограничив возможности Беларуси использовать территорию ЕС для транзита, в частности, через Литву.

Чтобы избежать эффекта перенаправления или реэкспорта белорусского калия под российским флагом, ЕС распространил ограничение и на российский калий. Однако эта последняя мера не ограничивает торговлю между Россией и третьими сторонами напрямую. Скорее, она ограничивает доступ в европейские порты для судоходных компаний, работающих с Россией. Кроме того, хотя суда, перевозящие удобрения и продукты питания из России, должны иметь доступ в европейские порты, отдельные государства-члены ЕС также сохраняют определенную степень свободы действий в отношении реализации таких исключений.

Однако эти исключения могут не сработать идеально. Даже если санкции не направлены непосредственно против экспорта продовольствия и удобрений, некоторые из них направлены против отдельных лиц (например, олигархов), которые могут иметь деловые интересы в этих секторах, и в целом они могут затруднить торговлю. Например, импортеры могут отказаться от закупок в России и Беларуси из-за дополнительных затрат на ведение бизнеса (например, из-за необходимости иметь дело с более жесткими банковскими правилами) или из-за чрезмерного соответствия, т.е. из-за предполагаемого риска, даже ошибочного, попасть под финансовые санкции за ведение бизнеса с этими странами. Некоторые компании также прекратили торговлю с Россией из-за негативного общественного мнения или в результате опасений, высказанных их сотрудниками.

Чтобы избежать таких негативных последствий, страны, включая США, начали выпускать «комфортные письма», чтобы облегчить экспорт некоторых важных товаров из России, разъясняя, что санкции не действуют.

Между тем, действия самой России создали проблемы с экспортом сельскохозяйственной продукции.

С прошлого года Россия ограничивает экспорт удобрений и сельскохозяйственной продукции посредством экспортных пошлин, требований лицензирования и фактических запретов. Например, с 14 марта по 30 июня Россия ввела запрет на экспорт пшеницы в другие страны Евразийского экономического союза, чтобы предотвратить использование экспортерами зоны свободной торговли ЕАЭС для обхода значительно возросших до 130 долл./т экспортных пошлин на пшеницу. Кроме того, в 2021 году Россия ввела требования по лицензированию экспорта азотных удобрений (включая сложные удобрения). Даже если эти ограничения не являются фактическим запретом, они напрямую ограничивают экспорт и увеличивают стоимость российского импорта, а значит, могут негативно повлиять на спрос.

Оценка влияния санкций

Оценка того, повлияют ли санкции, введенные против российской и белорусской экономик, на экспорт продовольствия и удобрений, осложняется несколькими факторами. Во-первых, это отсутствие данных об экспорте: Обе страны прекратили предоставлять данные о торговле в ООН и другим партнерам по сбору данных вскоре после начала СВО. Во-вторых, на все рассматриваемые товары цены росли с 2021 года, снижая мировой спрос. Таким образом, следует ожидать некоторого снижения экспорта России и Беларуси.

Часто используемый подход к оценке экспорта в отсутствие данных об экспорте заключается в анализе зеркальных данных о торговле из стран-импортеров. Например, суммируя количество импорта российского калия торговыми партнерами, можно получить приблизительную оценку общего объема экспорта калия за определенный период (без учета запаздывания из-за длительности транспортировки).

В данной статье мы использовали зеркальный подход для изучения импорта из России и Беларуси для стран, представивших данные за 2022 год, сравнивая январь-август 2022 года с аналогичным периодом 2021 года. Хотя полученные показатели позволяют судить об относительных объемах торговли, этот подход имеет свои ограничения. Многие страны-импортеры, особенно развивающиеся страны Африки, не всегда регулярно сообщают данные о торговле, поэтому полная картина зеркальной торговли может запаздывать на несколько месяцев или даже лет.

На рисунке 1 представлен обзор наших выводов по России. Большинство экспортных поставок снизилось по сравнению с 2021 годом, за исключением фосфатной продукции, которая выросла частично из-за сокращения экспорта из Китая, который ограничил экспорт фосфатов в первой половине 2022 года. Однако наибольшее влияние оказали первые четыре месяца года — начало СВО, большие перебои в морских перевозках по Черному морю и собственные экспортные ограничения России. Данные за следующие четыре месяца, с апреля по август, показывают более ограниченное снижение и даже некоторый рост, несмотря на то, что в это время началось активное применение большинства санкций.

Рис. 1. Импорт из России по импортерам, представившим отчетность, 2022 год по сравнению с 2021 годом

1 Импорт из России по импортерам, представившим отчетность, 2022 год по сравнению с 2021 годом.png

Российская пшеница

Данные показывают, что в период с января по август экспорт российской пшеницы снизился примерно на 11% по сравнению с уровнем 2021 года. Это снижение в значительной степени отражает падение экспорта, которое произошло в первые недели СВО, когда судоходство в Черном море в основном остановилось. Данные показывают, что с тех пор торговля несколько восстановилась (рис. 2).

Рис. 2. Совокупный импорт пшеницы из России по импортерам, представившим отчетность, 2022 год по сравнению с 2021 годом

2 Совокупный импорт пшеницы из России по импортерам, представившим отчетность, 2022 год по сравнению с 2021 годом.png

Российские и белорусские удобрения

Импорт удобрений из России также снизился по сравнению с уровнем 2021 года в период с января по август. Импорт калийных удобрений и карбамида снизился на 16,5% и 22,8% соответственно. Как и в случае с пшеницей, большая часть снижения пришлась на первые недели СВО, и с тех пор ежемесячные показатели импорта несколько восстановились. Между тем, импорт диаммонийфосфата (DAP) из России на 8% превышает уровень 2021 года.

Наиболее значительное снижение произошло в импорте безводного аммиака из России (на 63%) и калийных удобрений из Беларуси (на 50%) (рис. 3). Эти продукты традиционно поставляются через порты ЕС (калий из Беларуси) или Украины (российский аммиак). В прошлом году Россия поставила около 4,4 млн тонн аммиака, из которых около 45% прошло через балтийские порты и около 55% по самому длинному в мире аммиакопроводу из Тольятти на Волге в порт Южный под Одессой (Украина), который в настоящее время не работает из-за СВО.

Экспорт аммиака создает еще одну проблему: этот химикат используется как в удобрениях, так и в не удобрениях, что делает реализацию санкций и связанных с ними отступлений потенциально сложной перспективой.

Рис. 3. Совокупный импорт калийных удобрений из Беларуси по импортерам, представившим отчетность, 2022 и 2021 гг.

3 Совокупный импорт калийных удобрений из Беларуси по импортерам, представившим отчетность, 2022 и 2021 гг..png

Россия и Беларусь пытаются создать альтернативные пути экспорта удобрений. В середине февраля президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что Россия построит новые портовые сооружения для отгрузки калийных удобрений из Беларуси. В сентябре Беларусь объявила, что Россия разрешит экспорт калийных удобрений через порт Мурманска.

Последствия для импортеров

Как санкции повлияли на страны-импортеры? На долю России и Беларуси приходится около 41% мирового экспорта калийных удобрений, и их срыв вынуждает страны искать альтернативных поставщиков. Возьмем Бразилию, второго по величине импортера калия в мире после США. За первые девять месяцев 2021 года около 20% бразильского импорта калия поступило из Беларуси (рис. 4). За тот же период 2022 года этот показатель снизился на 46%, составив менее 10% от общего объема импорта калийных удобрений Бразилии. Значительная часть снижения была компенсирована импортом из Канады (рост на 37% по сравнению с уровнем января-сентября прошлого года).

Рис. 4. Импорт калийных удобрений в Бразилию

4 Импорт калийных удобрений в Бразилию.png

На долю России приходится около 15% мирового экспорта азотных удобрений, включая такие продукты, как аммиак и карбамид. Важно отметить, что некоторые из этих продуктов являются частью глобальной цепочки производства удобрений, поэтому перебои в поставках конкретных ресурсов могут нарушить производство сложных продуктов в других странах. Марокко является вторым по величине экспортером фосфатной продукции в мире, в частности диаммонийфосфата (DAP) и моноаммонийфосфата (MAP), а также четвертым по величине импортером безводного аммиака, традиционно импортируемого из таких стран, как Россия и Алжир. Резкое сокращение импорта безводного аммиака из России (и Алжира) вынудило Марокко искать ряд альтернативных поставщиков в первые восемь месяцев 2022 года (рис. 5), в частности, закупать продукцию в Египте и Саудовской Аравии.

Рис. 5. Изменение импорта безводного аммиака в Марокко, 2022 год по сравнению с 2021 годом

5 Изменение импорта безводного аммиака в Марокко, 2022 год по сравнению с 2021 годом.png

Выводы

Наш анализ показывает, что исключения из торговых санкций, похоже, помогли поддержать экспорт некоторых сельскохозяйственных продуктов и удобрений из России и Беларуси, но экспорт калийных удобрений из Беларуси и безводного аммиака из России, которые традиционно использовали портовые мощности ЕС и Украины, значительно снизился. Некоторые пострадавшие страны-импортеры сумели найти альтернативные источники.

Каковы перспективы увеличения этого экспорта? Эти вопросы занимают центральное место в текущих переговорах. Россия заявила высокопоставленному представителю ООН, что продление Черноморской зерновой инициативы зависит от ослабления Западом остающихся ограничений на российский экспорт сельскохозяйственной продукции и удобрений, включая возобновление работы безводного трубопровода в Одессу. 3 ноября Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш повторил призыв к устранению препятствий для российского экспорта продовольствия и удобрений. Срок действия черноморского соглашения по зерну истекает 19 ноября, и на момент публикации материала утром 17 ноября президент Турции Реджеп Эрдоган подтвердил, что «зерновая сделка» продлена на 120 дней.

Источник статьи. Материал опубликован с сокращениями по лицензии CC BY 4.0. Мнения принадлежат авторам и могут не совпадать с мнением редакции.

Популярные статьи