Экологичная упаковка для свежих овощей и фруктов — тренд или ближайшее будущее?
За последние годы понятие "eco-friendly" не слышал разве что человек, которого насильно держали подальше от компьютера, газет и интернета. Быть за «зеленое движение» становится очень модно, и все большее количество российских компаний с удовольствием втягиваются в этот тренд.
Проблем с экологией действительно много, например, засорение мирового океана или мусорный кризис. Из них самая близкая к отрасли упаковочных материалов — пластиковая катастрофа, которая за последние несколько лет достигла небывалого масштаба. По словам Джульет Филипс из неправительственной организации «Агентство экологических расследований», ни одна система переработки мусора в мире не сможет справиться с количеством пластика, которое сейчас используется каждый день.
Споры о бумаге
Над тем, чтобы сократить объемы используемого пластика, ежедневно работает огромное количество специалистов. Промышленные предприятия вынуждены идти в ногу со временем и также предпринимать попытки сократить использование неэкологичных материалов. В связи с этим, экологическая упаковка начинает пользоваться все большим и большим спросом. Чем меньше пластика будет использоваться при производстве упаковки, тем большую помощь компании окажут окружающей среде. По данным «Гринпис» 68% от найденного на российских берегах мусора составляет пластик, и почти весь этот пластик — разные части одноразовых упаковок. После таких цифр вопросов не остается, нам нужна экологичная упаковка! Нужно отметить, что не вся упаковка, которую принято считать экологичной, является таковой. Так, у специалистов существуют разногласия по поводу бумажной упаковки. По сведениям «Гринпис», бумага не является полностью безвредным для окружающей среды материалом. При производстве бумажных пакетов в атмосферу выбрасывается на 70% больше токсичных и опасных веществ, чем при производстве пластика.
Так что же делать? Reusing (от англ. — «вторичное использование») — один из популярных трендов, который также развивается на фоне общей обеспокоенности экологическим положением. Тренд предполагает не утилизацию упаковочных материалов, многие из которых невозможно переработать, а именно повторное использование с новым назначением. Сторонники вторичного использования уверяют, что бумагу, в которую, например, был завернут подарок, можно снять аккуратно, и затем использовать еще раз для упаковки чего-то другого. А в банке из-под соуса для спаггети, например, можно выращивать цветы. Однако, это все советы для простого обывателя. А как могут помочь окружающей среде большие компании, которые заняты в том числе в индустрии упаковочных материалов?
Цена экологии
Основная проблема, которая возникает у крупных компаний — неготовность российского производителя оплачивать дорогостоящие экологичные материалы. В настоящий момент на рынке не появилось варианта эко-упаковки, которая бы не влияла на значительное повышение цены для потребителя. Специалист по продажам упаковочных материалов «Агропак» Анастасия Осиевская уточняет, что развитие упаковки в России действительно отстает от европейских тенденций. Причина в том, что сама по себе индивидуальная розничная упаковка активно начала использоваться в России недавно, даже сейчас на многих прилавках все еще можно встретить овощи и фрукты валом. Розничная упаковка только набирает свою популярность, и не за горами активное внедрение упаковки из переработанных материалов.
Фото 1. Слева — пленка флоу-пак из возобновляемой древесины; справа — биоразлагаемая пленка в комбинации с бумагой.
Несмотря на это уже сейчас в России есть упаковочный материал, который делают из переработанного пластика, например, сетку-мешок, лотки для ягод и томатов черри, а также полиэтиленовые пленки для упаковки в флоу-пак. Агропроизводители охотно интересуются такой упаковкой, но пока не готовы ее активно внедрять. Связано это, как было сказано ранее, прежде всего с дороговизной производства упаковки из переработанных материалов, в виду немассового производства и специфических технологий. Также переработанная упаковка отличается внешне, она более мутная и не подойдет для свежих овощей и фруктов, где важно показать качество продукта. И, конечно, цена такой упаковки выше, чем упаковка первичного сырья. Поэтому упаковка из переработанного материала чаще доступна для фасовки продуктов премимум-сегмента, где цена не становится преградой для производителя, а на первый план выходит позиционирование товара как экологичного. Прогресс не стоит на месте, но может потребоваться еще несколько лет, чтобы эко-упаковочные материалы укоренились на российском рынке и стали более доступны для всех агропроизводителей.
Потребитель ищет
Использование приближенных к экологичности материалов оправдано и в глазах конечного потребителя. Все большее число покупателей придают значение экологически чистой упаковке продуктов питания. Покупательское поведение меняется: решения отдать предпочтение картонной упаковке пользуются успехом у покупателей, особенно на прилавках для фруктов и овощей, намного охотнее рука клиента тянется именно к зеленой наклейке «эко». Согласно данным исследования «РБК Тренды», 31% опрошенных в России потребителей готовы отказаться от товаров в упаковке, которую нельзя переработать. Директор по коммуникациям «Ашан Ритейл Россия» Мария Курносова также отмечает, что потребителей стала больше волновать экологичность упаковки. По ее мнению, это «очень позитивная тенденция», поскольку в этом вопросе важна осознанность как ритейлеров, так и клиентов.
Неоспоримо, пластиковые лотки и пленки по-прежнему занимают значительную долю рынка упаковочных материалов, однако спрос на безвредную биоразлагаемую упаковку растет, как и осознанность населения. Все впереди и, вероятно, в ближайшее время, упаковки из переработанного материала на прилавках будет больше. Все-таки отказаться полностью от упаковки нельзя. Она несет полезные функции, позволяет сохранить свежесть овощей и фруктов, сохранить их товарный вид, защитить от порчи во время транспортировки и рассказать покупателю о самом продукте, выбранном сорте, времени и месте сбора, фасовки и др. Такая информация о товаре на упаковке позволяет покупателям запомнить любимый сорт овощей или фруктов, или полюбившегося производителя, что коренным образом влияет на лояльность аудитории. Первый шаг к решению проблемы — ее осознание и, можно смело сказать, что мы на первом этапе борьбы с экологическим кризисом.