Агрохимия 27 июля 2018

В июне в России продолжился рост железнодорожных перевозок зерна и удобрений

В июне в России продолжился рост железнодорожных перевозок зерна и удобрений

По данным НПК «Объединенная Вагонная Компания» в июне 2018 г. выросли перевозки удобрений (+4,3%) и зерна (+90,9%). По словам первого заместителя генерального директора РЖД Вадима Михайлова, планируется ежегодный общий рост погрузки до 2025 г. на 3,8% — достижение этого показателя необходимо для исполнения майского указа президента РФ.

При этом в 2018 г. рост погрузки на сети РЖД ожидается на уровне 3%, что возможно с учетом текущей динамики: за I полугодие 2018 г. погрузка увеличилась на 3,4% по сравнению с результатами аналогичного периода прошлого года.

Зерно и продукты перемола: перевозки определятся урожаем

Погрузка зерна в июне составила 2,1 млн т (+90,9% к июню предыдущего года), установив рекорд для данного месяца за последние 15 лет. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 14,4 млн т зерна, что на 55,3% выше показателя аналогичного периода 2017 г.

Внутренние перевозки выросли почти на 25%, а экспортные — в 2,5 раза за счет увеличения объемов поставок в Египет (в 7,5 раз), Турцию (в 8,5 раз) и Бангладеш (поставки почти не осуществлялись в прошлом году).

По оценке аналитического центра АО «Русагротранс», в июле этого года будет побит рекорд июля прошлого года в экспорте зерна — объем отгрузок может составить 3,1 млн т за счет зерна старого урожая и высоких темпов уборки нового, которое активно поступает на рынок.

Управляющий партнер Agro and Food Communications Илья Березнюк в июле дал средневзвешенный прогноз по сбору на уровне 112-113 млн т зерновых, в том числе пшеницы около 69-70 млн т. Причина снижения урожая в текущем сезоне —затянувшаяся засуха, в особенности в южных регионах. При этом «Совэкон» снизил прогноз нового урожая зерна с 118,6 млн до 113,9 млн т (по пшенице — с 72,5 млн до 69,6 млн т), а Институт конъюнктуры аграрных рынков — с 114,7 млн до 112,8 млн т (с 71,5 млн до 70,8 млн т соответственно). Глава «Совэкон» также называет еще одну причину снижения веса собранного урожая — это необычайно сухое состояние зерна, которое сейчас собирается на юге. Влажность убираемого зерна составляет 10–10,5% при норме 12–13%. Вместе с тем руководитель аналитического центра «Русагротранса» Игорь Павенский пока оценивает урожай на уровне 115,7 млн т.

Перевозки зерна железнодорожным транспортом будут определяться результатами сбора зерна нового урожая. Однако высокие переходящие запасы текущего сезона не приведут к резкому падению перевозок даже в случае реализации пессимистичного сценария.

Химические и минеральные удобрения: новые мощности, новые рекорды

Погрузка удобрений в июне составила 4,8 млн т (+4,3% к июню предыдущего года), установив очередной рекорд погрузки для данного месяца. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено почти 25,3 млн т удобрений, что на 6,3% выше показателя аналогичного периода 2017 г.

Перевозки на внутренних направлениях выросли на 6%, тогда как экспорт сократился на 3%, преимущественно за счет падения поставок в Китай (-35%) и на Украину (поставки на минимальном уровне), при этом в 1,5 раза увеличились поставки удобрений в Бразилию и США. Однако уже в июле ВТО признала повышение Украиной антидемпинговых ввозных пошлин на нитрат аммония российского производства несоответствующим правилам организации, что может привести к восстановлению отечественных отгрузок.

Закрытие старых и нерентабельных заводов в США, в частности PlantCity компании Mosaic во Флориде, а также увеличение спроса на ключевых рынках, в том числе в Индии и Латинской Америке, привело к дефициту на мировом рынке фосфорных удобрений примерно в 3 млн т. В результате, по словам гендиректора компании «ФосАгро», уже в текущем году холдинг перейдет планку 600 тыс. т удобрений, проданных компанией в США в прошлом году. За I полугодие «ФосАгро» было отгружено уже более 500 тыс. т, тогда как несколько лет назад продажи в США составляли всего около 100 тыс. т в год.

В середине июля стало известно, что «Еврохим» подписал первое соглашение на поставку калийных и NPK-удобрений в адрес китайского производителя сельхозпродукции Heilongjiang Beidahuang Farms. По словам представителя «Еврохима», это рамочный меморандум, конкретные объемы поставок и цены в нем не определены, а если контракт и будет заключен, то не в этом году. В 2018-м компания планирует начать промышленное производство калийных удобрений на Усольском ГОКе и на комбинате «Волгакалий» и за год произвести 0,4-0,6 млн т. К 2025 г. компания намерена увеличить производство на 8,3 млн т.

На рынке сохраняются все предпосылки для дальнейшего роста перевозок удобрений железнодорожным транспортом.

 

Рекомендуем

Популярные статьи