Растениеводство 28 марта 2019

Садоводы просят ограничить импорт плодов и снизить НДС до 10%

Садоводы просят ограничить импорт плодов и снизить НДС до 10%

14 марта в Торгово-промышленной палате Краснодарского края прошло заседание круглого стола «О перспективах развития садоводства РФ», организованное Союзом «Садоводы Кубани». В работе круглого стола приняли участие руководители крупнейших аграрных садоводческих компаний ЮФО и СКФО, производящих более 70% товарных плодов в России. 

Ключевыми темами для обсуждения стали включение производителей плодово-ягодной продукции и посадочного материала плодово-ягодных культур в льготную категорию плательщиков НДС, а также применение специальных мер нетарифного регулирования в отношении ввоза плодов яблони и сливы на территорию РФ во время их массового сбора и реализации местным товаропроизводителем.

С апреля 2018 года Союз «Садоводы Кубани» ведет активную деятельность по вопросу снижения ставки НДС до 10%. В своем выступлении руководитель Союза «Садоводы Кубани» Николай Щербаков отметил, что экономистами КубГАУ было подготовлено технико-экономическое обоснование о целесообразности снижения ставки НДС до 10% для сельхозтоваропроизводителей, реализующих плодово-ягодную продукцию. За прошедший год Союзом направлялись неоднократные обращения в адрес Президента РФ, Председателя Правительства РФ, руководства Министерства сельского хозяйства РФ, Комитета Госдумы по бюджету и налогам, Министерства финансов РФ, Законодательного собрания Краснодарского края. Напомним, что по итогам рабочей поездки в Ставропольский край 9 октября 2018 года Президент РФ Владимир Путин дал поручение доложить до 20 ноября 2018 года об установлении ставки налога на добавленную стоимость в размере 10% в отношении операций по реализации отдельных видов плодово-ягодной продукции.

Хотя Министерство сельского хозяйства и было готово поддержать садоводов в позиции по снижению НДС, однако противоположную позицию высказало Министерство финансов. Как следует из полученного в начале марта 2019 года ответа Департамента регулирования агропродовольственного рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности (Депагропром) МСХ РФ, Минфин считает снижение ставки НДС до 10% в отношении операций по реализации плодовой продукции в настоящее время не целесообразно. По мнению Минфина, в соответствии с действующими нормами Налогового кодекса РФ в случае установления пониженной ставки НДС в размере 10% в отношении операций по реализации плодовой продукции может возникнуть отрицательная разница между суммами НДС, исчисленными при реализации этих товаров, и суммами НДС, предъявленными продавцами товаров (работ, услуг), которая подлежит возмещению из федерального бюджета. Данное возмещение будет, по существу, являться субсидированием не только производителей указанных товаров, но и организаций, реализующих данные товары.В случае установления пониженной ставки НДС в размере 10% в отношении операций по реализации плодово-ягодной продукции на территории РФ в соответствии с действующими нормами Кодекса при ввозе импортной плодово-ягодной продукции на территорию РФ будет также применяться налоговая ставка НДС в размере 10%. В связи с этим снижение ставки НДС, как считает Минфин, не окажет положительного влияния на конкурентоспособность отечественных сельхозпроизводителей.

Вторым немаловажным вопросом, непосредственно влияющим на развитие конкурентноспособности отечественного садоводства, является регулирование импорта в Россию плодов яблони и сливы во время их массового сбора и реализации местным товаропроизводителям на территории нашей страны.

Исполнительный директор НО «Агропромышленный союз Кубани» Михаил Бублик в своем докладе отметил, что реализация отечественного урожая плодов и ягод затруднительна в силу массированной товарной интервенции на отечественный рынок импортной плодовой продукции, особенно в периоды её массового предложения отечественными товаропроизводителями.

В 2018 году средне-оптовые закупочные цены на импортную плодовую продукцию (яблоки) составили 42,6 руб./кг (0,68 $/кг). Средняя себестоимость производства отечественных плодов составила более 32 руб./кг, а средняя оптовая закупочная цена составляла не более 41 руб. за 1 кг. ввиду монопольного положения сетевых ритейлеров на потребительском рынке, при этом средняя розничная цена в супермаркетах составляла более 82 руб./кг. Для обеспечения уровня доходности, соответствующего уровню расширенного воспроизводства, оптовая цена реализации у сельхозтоваропроизводителей должна была составлять не менее 52 руб./кг, то есть потери дохода составили в среднем 11 руб./кг или 21 %. Перераспределение прибавочной стоимости происходит в пользу торговой сети, закупающей у сельхозтоваропроизводителей плодовую продукцию по низким оптовым ценам, что, в частности связано с затовариванием рынка импортной плодовой продукцией.

Для отрасли плодоводства основной мерой нетарифного регулирования может быть квотирование ввозимой плодовой продукции (яблок зимнего срока созревания или других видов плодово-ягодной продукции): установление сезонных квот на период массового сбора и реализации урожая для регулирования емкости потребительского рынка преимущественно продукцией отечественного производства.

В период массового сбора и реализации продукции собственного производства доля реализуемой импортной продукции в общей величине реализации составляет 64 %.

Использование мер нетарифного регулирования в отношении рынка плодовой продукции позволит снизить избыточное сезонное предложение, сформировать приоритеты отечественному товаропроизводителю в первоочередной реализации произведенной продукции и ценообразовании (формировании оптимальной оптовой цены реализации). Оптимальный (по реальной сезонной ёмкости) объем плодовой продукции, предлагаемой на рынке будет, в частности, мотивировать ритейлеров к увеличению закупочных цен, не повышая розничной цены реализации.

Указанные формы регулирования рынка плодовой продукции создадут благоприятные условия для развития отрасли и увеличения объемов производства продукции: увеличение оптовой цены реализации плодовой продукции (яблок), достаточной для обеспечения уровня доходности, соответствующего уровню расширенного воспроизводства, позволит увеличить доход сельхозтоваропроизводителей; обеспечить прирост валовой добавленной стоимости в, величины налоговых поступлений в бюджеты различных уровней, а также личных доходов работников сельхозорганизаций.

Итогом совещания экспертов стала резолюция, направленная в Правительство РФ, в которой участники круглого стола изложили свое видение ситуации и предложили конкретные меры для развития садоводства в России:

  • для формирования приоритетных позиций сельхозтоваропроизводителям и условий для импортозамещения ограничить ввоз на территорию России яблок с сентября по март, слив — в июле-августе;

  • наделить Россельхознадзор функцией контроля зарубежных производителей, выращивающих плодовую продукцию, предназначенную для экспорта в РФ, на предмет соответствия использования пестицидов российским регламентам;

  • включить производителей плодовой продукции и производителей посадочного материала в льготную категорию плательщиков НДС в размере 10%;

  • упростить порядок получения и увеличить господдержку на строительство холодильников, контейнерного парка, закупку сортировочных линий до 50% от фактически понесенных затрат;

  • рассмотреть вопрос о субсидировании производителям приобретения отечественного посадочного материала в размере не менее 50% от стоимости.

Рекомендуем

Популярные статьи