Теплицы 30 ноября 2023

В одной связке

В одной связке

Илья Гамов

директор по агропромышленным производствам сети «Магнит»

Беседовал Константин Зорин

Собственное производство дает торговым сетям множество преимуществ. В частности, они могут оптимизировать технологические процессы, полностью контролировать качество продукции на всех этапах, обеспечивать приемлемое соотношение цены и качества на полке супермаркета.

Розничная сеть «Магнит» включает не только более 28 тыс. магазинов по всей стране, но и 20 промышленных и сельскохозяйственных предприятий, производящих продукцию исключительно для ретейлера. Важной составляющей являются современные тепличные комбинаты общей площадью 136 га. О том, как они работают и в каком направлении развиваются, рассказал Илья Гамов, директор по агропромышленным производствам сети «Магнит».

— Что сегодня представляет собой собственное производство продукции в защищенном грунте в компании?

— На фоне лидеров отрасли наша площадь в 136 га выглядит скромнее. Однако мы твердо занимаем третье место в России по данному показателю. По валовым объемам продукции мы стоим немного ниже в списке лидеров, так как выращиваем более интересные культуры. Ежегодно наши комбинаты производят в совокупности около 64 тыс. т овощной и зеленной продукции практически всех культур защищенного грунта. В частности, возделываем средне- и короткоплодные, пупырчатые и гладкие огурцы, различные томаты — от среднеплодных до сливовидных и суперсладких черри. Последние производят на тепличном комбинате «Гринхаус» в Белгородской области, который розничная сеть приобрела в 2022 году. По нашим оценкам, черри с этого предприятия являются одними из самых сладких в стране — мы проводили сравнительные исследования по качественным характеристиками и шкале Brix. На комбинате в городе Тихорецке Краснодарского края выращиваем в основном коктейльные виды томатов и специализируемся на некоторых эксклюзивных гибридах. В частности, в нашем обороте находится новый гибрид от одной из селекционных компаний. Его плод имеет насыщенный фиолетово-черный цвет с красивой звездочкой и интересные потребительские свойства, ярко выраженный вкус «умами». Это пятый основной вкус наряду со сладким, кислым, соленым и горьким, особый привкус, напоминающий мясной. На комбинате в станице Пластуновской Краснодарского края выращиваются более традиционные культуры. На 40 га располагается летний оборот среднеплодного пупырчатого огурца и среднеплодного томата. На других 40 га с досвечиванием растет томат черри. На предприятии «Гринхаус» мы достигли собственного рекорда по урожайности короткоплодных огурцов: при условии 3–4 оборотов с досвечиванием показатель достиг бы 100 кг/кв. м.

— Будет ли расширяться производство?

— Конечно, мы это планируем. Сейчас ведется строительство новых теплиц. Кроме того, мы открыты к рассмотрению предложений о приобретении. Эффективность нашего тепличного бизнеса достаточно высока благодаря связке с крупной розничной сетью. За счет короткой логистики мы можем быстро передавать продукцию в магазины — буквально в день сбора. По этой причине она максимально свежая и отличного качества по сравнению со сторонними поставщиками или с другими ретейлерами, которые не имеют собственного тепличного производства. Продукция наших комбинатов поставляется только в магазины «Магнит», при этом мы пока не полностью закрываем потребности нашей розницы. В связи с этим развитие направлено на закрытие собственных нужд. Нам есть что выращивать для увеличения своей доли на полках. К тому же торговая сеть ежегодно увеличивает количество магазинов и объемы продаж.

— Каковы особенности спроса потребителей на тепличную продукцию?

— Покупатель становится более искушенным при ее выборе, и предложение в виде обычного среднеплодного томата или огурца оказывается недостаточным. По этой причине мы производим, например, суперсладкие черри, которые любят и выбирают дети. Коктейльные томаты приносят новые вкусы. По всем нашим опросам, потребители действительно хотят видеть новую и интересную продукцию и удивлять своих гостей. В отношении огурцов стоит в качестве примера привести гибрид Квирк F1. Он интересен в плане спонтанной покупки как снека, ведь его маленькие плоды фасуются в стаканы как черри. Сегодня все популярнее становятся перекусы не вредной едой, а полезными овощами и фруктами, содержащими необходимые для здоровья людей микроэлементы. Потребители все больше об этом узнают и переключаются на такого рода продукты. Мы же стараемся идти в этом направлении и удовлетворять потребности рынка.

— Пробуете выращивать в теплицах необычные для России культуры?

— Мы пока не дошли до возделывания тропических фруктов, хотя рассматривались интересные проекты. Некоторые коллеги производят малину и другие ягоды в защищенном грунте. Поскольку процент закрытия потребности по овощам у розничной сети еще недостаточно большой, мы мыслим пока в направлении расширения данного сегмента. Из более редких культур успешно возделываем баклажаны, перцы и бессемечковые мини-перцы. Последние я считаю очень перспективной сферой. При всей технологической сложности они хорошо продаются как полезный снек для разных возрастов.

— Существует дискуссия о том, насколько выгодно выращивание перцев и баклажанов в российских теплицах.

— Мы пробуем возделывать обе культуры, и у нас все получается. Конечно, проще импортировать перец из жарких стран, но логистика слишком длинная, и в процессе доставки продукт не становится лучше по качеству. Отечественный баклажан совсем не похож на импортный из Ирана. Последний едет через Каспий, выстраивается сложная мультимодальная логистика и так далее. В России же он в один и тот же день висит на ветке и попадает на полку магазина.

— Какие факторы больше всего влияют на формирование цены? Как можно ее снизить и повысить рентабельность?

— Урожайность с квадратного метра — основной критерий эффективности производства, показывающий, как производитель использует площадь. Последнюю необходимо отапливать, досвечивать, обеспечивать поливом, рабочей силой и так далее. Вопрос заключается в том, насколько у предприятия эти усилия сходятся в квадратном метре, сколько килограммов продукции с него получается. Единственный способ повышать эффективность производства и рентабельность — увеличивать урожайность.

— Как сказались за последние два года на вашем производстве международные санкции? Как они повлияли на поставки семян и средств защиты растений?

— В начале 2022 года сложилась напряженная ситуация с доставкой гидропоники, микроэлементных и некоторых базовых удобрений, СЗР. Сегодня я могу сказать, что почти весь импорт был замещен. Привозными остались некоторые уникальные средства защиты растений и энтомофаги, которые не производятся в нашей стране. При этом в России необходимо активно наращивать селекционно-семеноводческие компетенции. Отечественным ученым и специалистам предстоит проделать много работы, поскольку перед ними стоят сложные вызовы. Например, один из них — создание гибридов, показывающих хорошую урожайность и устойчивость к различным заболеваниям. Мы работаем в этом направлении, в частности активно сотрудничаем с компаниями, осуществляющими селекцию и семеноводство внутри России. Порядка 20 отечественных гибридов находятся на наших сортоиспытаниях. За счет наличия собственных магазинов мы быстро понимаем потребительские тренды и сразу транслируем компании свои потребности в каком-то гибриде с определенными свойствами. Они быстро реагируют, и через два года с помощью ускоренных методов селекции дают нам необходимые гибриды с большой вероятностью выхода на коммерческое использование. Я надеюсь, что с нашей помощью будет создан некий пул в отрасли, который позволит уйти от текущей ситуации, когда 80% гибридов импортируется. Должно быть наоборот: отечественная продукция преобладает, а 20% посевного материала ввозятся из-за рубежа для понимания мировых трендов. При этом успешное развитие селекции и семеноводства внутри России приведет к формированию международного бизнеса, ведь удачные гибриды будут пользоваться спросом в других странах.

— Как складывается ситуация с оборудованием?

— Определенные сложности существуют с газопоршневыми установками большой мощности для тепличных комбинатов. Мы пока не видим надежного отечественного оборудования такого плана. При этом отмечаем, что предприятия защищенного грунта, подключенные к сетям электроснабжения, выглядят в среднесрочной перспективе более эффективными по сравнению с комплексами, оснащенными собственной генерацией энергии. Последние с некоторой тревогой ожидают момента капитального ремонта импортных ГПУ или обновления этого парка. Остальное оборудование, в частности для гидропоники, очистки воды и так далее, можно заместить, либо оно все еще поставляется из-за рубежа.

В сегменте освещения отмечается хорошая тенденция в виде LED-светильников. При этом была доказана эффективность не только межрядной, но и верхней подобной досветки. Мы постепенно уходим от газоразрядных ламп накаливания производства Philips или Osram. Некоторые отечественные предприятия выпускают LED-светильники хорошего качества, имеющие изменяемый спектр, при этом самостоятельно выращивают кристаллы для них.

— В компании активно развивается направление по производству грибов. Каких успехов уже удалось достичь?

— Наша розничная сеть является одним из крупнейших производителей культивированных грибов в России. Уже несколько лет эксплуатируется комплекс по выращиванию шампиньонов мощностью 7000 т в год. Он представляет собой 24 камеры, где компост для мицелия занимает общую площадь 23 тыс. кв. м. Выращиваем не только белые, но и коричневые, так называемые королевские шампиньоны, имеем широкий ассортиментный ряд по калибру грибов. Также нами запущен комплекс по производству вешенок мощностью 1200 т в год. Есть успешный опыт выращивания шиитаке и опят, проводим эксперименты по возделыванию экзотических эноки, поэтому полка магазинов нашей сети — одна из самых интересных по грибам.

Следует отметить, что в данном сегменте свежесть играет еще большее значение, чем в овощном направлении. В этом случае собственное производство опять опережает конкурентов. Тренд последнего года — рост потребления грибов. Покупатель распробовал культивированные виды, и в этом направлении мы видим большой потенциал. В прошлом году в России потребление шампиньонов составило около 140 тыс. т — чуть меньше килограмма на жителя страны. В Европе же показатель достигает порядка трех килограммов, а в Китае — еще больше. По этим причинам мы планируем увеличивать производство.

— Какие трудности в данном направлении можете отметить?

— В грибоводстве сложилась достаточно сложная ситуация. В России качественный мицелий, дающий высокую урожайность, является импортным, поскольку в стране практически отсутствует грибная селекция. Это более сложная наука, так как царство грибов изучено крайне мало по сравнению с другими. Грибы — отдельная история, не относящаяся к индустрии защищенного грунта. По данной причине мы с коллегами создали Союз производителей грибов (СПГ) и активно общаемся с Министерством сельского хозяйства РФ на предмет признания грибоводства отдельной отраслью АПК и включения ее в Доктрину продовольственной безопасности. Сегодня промышленному производству грибов надо уделить внимание. В индустрии работает около 10 тыс. человек, валовой сбор достигает 160 тыс. т в год. Грибы являются важным продуктом питания, содержащим большое количество необходимых микроэлементов и аминокислот, обнаруживаемых в мясе. При этом с точки зрения углеродного следа продукция получается более экологичной. Мы очень рассчитываем, что общими усилиями производителей будет получен отдельный статус для отрасли и разработана соответствующая программа.

Сейчас мы развиваем проект по строительству комплекса для выпуска коммерческого мицелия. Он будет включать селекционную лабораторию и специальные тестовые камеры для выращивания новых штаммов. Проект достаточно крупный, мы планируем с его помощью закрыть около 50% потребности отечественных производителей грибов в мицелии. Основным партнером выступает кафедра микологии биологического факультета МГУ. Рассчитываем, что в 2024 году выйдем уже на стадию строительства комплекса.

— Сотрудничаете ли с другими научными учреждениями?

— У розничной сети есть актив в Липецкой области по выращиванию овощей «борщевого набора» в открытом грунте на площади около 4500 га. Наша доля по закрытию потребности компании в этой продукции меньше, чем в случае с защищенным грунтом. Однако мы стараемся производить интересные позиции, в частности фиолетовый и красный картофель, желтую морковь для плова и другие, с целью внесения разнообразия в ассортиментное предложение. В этом направлении активно сотрудничаем с Министерством сельского хозяйства РФ в рамках программы развития картофелеводства. За последнее время было зарегистрировано много новых отечественных сортов этой культуры, и мы работаем над успешной коммерческой реализацией их потенциала. Фиолетовый сорт, про который я упоминал, называется Индиго. Также испытываем сорта, разработанные ФГБНУ «ФИЦ картофеля им. А. Г. Лорха». Результаты исследований мы транслируем нашим партнерам — фермерским хозяйствам, поставляющим продукцию в сеть по агроконтрактации. Цель передачи нашего опыта — рост доли картофеля отечественных сортов. Отмечу, что в рамках выставки «Золотая осень — 2023» прошла дегустация сортов, которые получили хорошие оценки.

— Испытывают ли ваши комплексы кадровый дефицит? Какие действия предпринимаете для решения трудностей?

— Данная проблема присутствует, и я бы разделил методы ее решения в нашей компании на две составляющие. Для производственного персонала мы разрабатываем мотивирующие программы поддержки. Люди, желающие интенсивно трудиться и получать соответствующую зарплату, не должны иметь преград для этого со стороны производства. У нас предусмотрена сдельная оплата труда, различные формы поощрений. Например, в конце летнего сезона выплачиваем дополнительные премии тем, кто проработал в самые жаркие месяцы. Мы не останавливаемся на достигнутом и каждый год придумываем новые виды поощрений. Среди квалифицированных кадров не хватает агрономов, специалистов по защите растений, поливу и других. В этом направлении в рамках планируемой селекционно-семеноводческой активности хотим организовать центр по обучению. В промышленную теплицу рискованно запускать молодых специалистов для самостоятельной работы, поэтому думаем создать отдельную площадку для их обучения.

— Пользуется ли компания при производстве тепличных овощей мерами господдержки?

— Конечно. Так, применяем субсидирование процентной ставки, получаем отдельные выплаты в сфере открытого грунта при введении в оборот залежных земель в Липецкой области. Отмечу, что нам очень необходима поддержка в грибоводческой отрасли и работа над этим — одно из главных направлений деятельности Союза производителей грибов. По сути, мицелий — практически то же самое, что и семена. Его селекция представляет собой еще более сложный и наукоемкий процесс, поэтому мы напрямую заинтересованы в помощи со стороны государства.

Популярные статьи