Agro_evrohim_VL_3

В начале пути: Гурий Шилов, генеральный директор компании "Гринхаус"

0 1219

Беседовала Анастасия Кирьянова

В последние годы на волне импортозамещения в нашей стране начало свою работу множество современных тепличных комплексов, ориентированных на круглогодичное производство овощной продукции. Однако далеко не все новые предприятия смогли грамотно выстроить бизнес-процессы и выдержать усиливающуюся отраслевую конкуренцию.

Выращивание востребованных овощей в компании «Гринхаус», расположенной в Белгородской области, началось в 2018 году, и за столь непродолжительное время ей уже удалось добиться впечатляющих успехов и выйти на неплохие объемы поставок. Гурий Шилов, генеральный директор предприятия, подробно рассказал о работе комплекса, используемых в нем технологиях и решениях, а также поделился своим мнением о перспективах развития тепличной отрасли.

— Какие тенденции были характерны для данного направления в прошедшем году? На ваш взгляд, стоит ли в него инвестировать, и почему?

— В 2018 году наблюдалось расширение производственных площадей в этой сфере — они увеличились на 300 га, или более чем на 10%. Интенсивный рост во многом был заметен благодаря государственному субсидированию затрат на капитальное строительство. Однако нужно отметить, что размер компенсаций сократился с 20 до 10% в 2018 году, а с 2019 года данный вид федеральной поддержки был отменен. По сведениям Национального плодоовощного союза, общий объем производства повысился не только за счет ввода в эксплуатацию новых теплиц, но и благодаря росту средней урожайности. При этом данная тенденция серьезно повлияла на уровень отпускных цен. По разной информации, их снижение для производителей в 2018 году составило от 6 до 18% по сравнению с предыдущим периодом. Конечно, в долгосрочной перспективе потребление продукции защищенного грунта будет расти и стимулировать развитие отрасли, но в ближайшие несколько лет инвестиционный климат вряд ли будет благоприятным.

— Как складывается ситуация с конкуренцией в тепличной отрасли сейчас, и обострится ли она с введением в эксплуатацию новых комплексов, строящихся сегодня в различных регионах страны, особенно в Центральном ФО?

— Рынок свежих овощей крайне волатилен и зависит от поставок дешевой импортной продукции, которая по качеству зачастую уступает товарам российских тепличных предприятий, поэтому нередко можно наблюдать резкие скачки цен в течение короткого периода — 2–3 недель. Несомненно, в будущем конкуренция возрастет, при этом цена не станет единственным фактором, влияющим на рост доли отдельных производителей. Многое будет зависеть от качества их взаимодействия с крупнейшими игроками сетевой розницы, где продается большая часть продукции защищенного грунта, и от того, насколько предприятиям удастся удовлетворить запросы потребителей.

— Ваша компания была основана недавно. Расскажите, как все начиналось. Насколько сложно было все организовать? Какой объем инвестиций потребовался для работы?

— Запускать новое производство с нуля всегда непросто. Но в преодолении сложностей начального периода ключевую роль играет профессионализм команды, которая стоит у истоков проекта. Именно от этого фактора зависит, насколько быстро немалые инвестиции в комплекс, составившие в нашем случае порядка пяти миллиардов рублей, станут приносить операционную прибыль. Несмотря на многочисленные сложности и изменения конъюнктуры рынка, компетентность и сплоченность нашей команды позволили добиться неплохих результатов меньше чем через год после запуска предприятия.

— Каковы итоги работы компании в 2018 году? Каких производственных успехов удалось достичь, и какими они планируются в текущем году?

— Минувший год для нас завершился позитивно, хотя на плановые показатели выйти не удалось. Сейчас общая площадь комплекса составляет 25 га, а объем производства — около 20 тыс. т свежих овощей в год. Самым главным на прошедшем этапе было полностью запустить рабочий процесс от производства до продажи, с чем команда, на мой взгляд, успешно справилась. Также одним из важных наших достижений является работа с розовым томатом, который более прихотлив в процессе выращивания по сравнению с обычными красными. В 2018 году мы завершили его оборот на шести гектарах, причем продукция получила высокую оценку не только сетей, но и потребителей. Как показали маркетинговые исследования, вкусовые качества и упаковка нашего розового томата были оценены по достоинству целевой аудиторией.

Следует отметить, что овощи компании уже с первого года ее работы представлены на полках практически всех основных федеральных торговых сетей. Однако мы бы не смогли достичь подобного без организации в Московской области собственного распределительного центра. Благодаря такой конфигурации мы можем оперативно реагировать на запросы ретейлеров, выполняя их срочные заказы в течение 12–24 часов.

— Расскажите подробнее об ассортименте возделываемых овощей. Каким образом планируется изменить его в будущем?

— В 2018 году мы выращивали в основном томаты и огурцы, фокусируясь на продукции, пользующейся широким потребительским спросом, то есть на среднеплодном кистевом и розовом томатах, а также на длинноплодном огурце. Поскольку конструктивно наш комплекс в большей степени ориентирован именно на данные овощи, зеленные культуры сейчас не возделываем. В будущем мы планируем расширять ассортимент предлагаемых овощей за счет новых гибридов для высокотехнологичных теплиц. В частности, нам интересны томаты черри, обладающие превосходными вкусовыми характеристиками. Я уверен, что за подобной продукцией — будущее тепличной отрасли.

— Насколько перспективно в существующих условиях выращивать в защищенном грунте другие овощи — перец, баклажаны и прочие, а также ягодные культуры, к примеру, землянику или малину? Планирует ли компания в будущем производить подобную продукцию?

— Мы очень подробно рассматривали такие сценарии развития бизнеса. Выращивание перца и баклажанов для нашего рынка в силу относительно небольших объемов их потребления не является пока первостепенной задачей. Однако спрос на данные овощи постепенно растет, что не позволяет полностью забыть об их производстве. В то же время перец — низкоурожайная и очень деликатная культура, возделывание которой в высокотехнологичной теплице, по нашим оценкам, слишком затратное и рискованное. Подобное нельзя сказать о баклажане, поэтому его культивирование может быть перспективным, и вполне возможно, что данный овощ появится в ассортименте нашей компании в будущем. Ягоды также являются направлением, к которому приглядываются многие производители, и мы не стали исключением. Однако, взвесив все плюсы и минусы подобного бизнеса, мы решили пока сфокусироваться на существующем проекте.

— На территории агрохолдинга действуют новые тепличные комплексы. Расскажите, какие технологии выращивания культур в них применяются. Какие решения планируется внедрять в будущем?

— В современных предприятиях защищенного грунта с досвечиванием используются системы автоматического управления климатом, позволяющие непрерывно поддерживать оптимальные условия для культивирования растений. Помимо этого, мы применяем специальную программу учета рабочего времени персонала, которая дает возможность практически в режиме онлайн видеть производительность каждого овощевода. Более того, сейчас наши усилия направлены на создание обширной базы данных по всем параметрам выращивания, что, безусловно, необходимо для реализации новых агрономических и организационных подходов. Впоследствии мы также планируем использовать элементы искусственного интеллекта для обработки собранного массива информации и поиска корреляций, что позволит нам принимать оптимальные решения при возделывании овощных культур.

— На всей площади теплиц в компании используется досвечивание. Какие лампы применяются для этого? Почему были выбраны именно они?

— Для обеспечения искусственного освещения растений мы применяем натриевые светильники. Решение в их пользу было принято на основе оценки эффективности будущих инвестиций. Кроме того, данная технология является проверенной и надежной. В ближайшем будущем также начнем рассматривать вопрос результативности использования светодиодных ламп с учетом специфических особенностей нашего комплекса.

— Сегодня покупатели обращают большое внимание на качество продукции и ее вкусовые свойства. Какие решения принимаются компанией для улучшения данных показателей у выращиваемых овощей?

— Наше предприятие — одно из немногих в отрасли, уделяющих особое внимание исследованиям мнения потребителей. Сейчас отмечается значительный прирост объемов российского производства продукции защищенного грунта, что стало заметно в торговых сетях — на их полках появляется все больше качественных свежих овощей в зимний период. При этом покупатель становится более требовательным и разборчивым. К примеру, сегодня целевая аудитория особенно выделяет розовые и томаты черри за их вкусовые характеристики, поэтому мы должны развиваться опережающими темпами и осваивать технологии производства подобных перспективных гибридов. Как я уже говорил, в 2018 году наша компания вырастила розовый томат, который, по данным количественного исследования, получил самые высокие оценки потребителей среди сравнимой по категории продукции. Однако мы не собираемся останавливаться на достигнутом и планируем предложить покупателям отличный выбор вкуснейших томатов черри уже к концу 2019 года.

— Каковы планы развития компании и увеличения доли на рынке? Планируется ли начинать деятельность в новых аграрных направлениях и повышать производственные мощности? Какие проекты предполагается реализовать?

— Наше предприятие находится в самом начале пути своего развития, поэтому в ближайшем будущем мы планируем сфокусироваться именно на данном процессе. Тем не менее мы открыты для всего нового и рассматриваем перспективные направления тепличного бизнеса, в числе которых производство сельскохозяйственной продукции на экспорт.

— Каким вы видите развитие тепличного направления в нашей стране? Как изменится данный рынок? Какие решения следует принимать собственникам комбинатов сегодня для обеспечения их конкурентоспособности и эффективности в дальнейшем?

— В ближайшем будущем мы ожидаем серьезных структурных изменений в отрасли — будут сокращаться площади старых предприятий защищенного грунта, что может повлечь за собой стабилизацию объемов выращивания тепличных овощей в перспективе 3–5 лет. Однако высокий уровень конкуренции все равно сохранится. Поэтому отраслевым компаниям для поддержания своей конкурентоспособности обязательно нужно оптимизировать себестоимость производства и ассортимент продукции в соответствии с мнением потребителей, а также улучшать взаимодействие с розничными операторами.

Подписаться на статьи

Наши новости
Cпециальные предложения
Cобытия и конференции

Баннер_400х400_на_сайт_Page_2
Баннер_400х400_на_сайт_Page_2
Яндекс.Метрика

© 2013 Агробизнес. Ежедневное интернет-издание о новом поколении предпринимателей. Использование материалов Агробизнеса разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты в разделе Новости принадлежат их авторам. Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет.