Дмитрий Пониткин, директор ЗАО «Славянское» (Орловская обл.): Достижение успеха

0 871

Беседовала Анастасия Кирьянова

Долгое время в нашей стране считалось, что наиболее прибыльными и эффективными, особенно в сфере производства молока, могут быть только крупные предприятия, развивающие несколько направлений бизнеса, владеющие обширным земельным банком и изготавливающие большие объемы продукции. Однако практика нередко показывает обратное.

Сегодня в России существуют сельскохозяйственные предприятия, относящиеся к среднему бизнесу, чьи показатели по надоям, эффективности пользования землей и качеству производимого молока не уступают, а нередко превосходят результаты крупных компаний. Дмитрий Пониткин, директор ЗАО «Славянское», являющегося одним из ведущих предприятий молочно-мясного направления в Орловской области и получившего в 2014 году звание «Лидер отрасли» за вклад в развитие российской экономики, рассказал о построении производственного процесса, используемых в организации технологиях, а также о главных секретах успешного развития компании.

— Расскажите подробнее о вашей компании и основных направлениях ее деятельности.

— В животноводческой отрасли я работаю уже около 40 лет, и мой трудовой путь начинался с работы в колхозе еще во времена СССР. После развала государства на базе этой организации в 1992 году было создано предприятие «Славянское». Ранее основным видом нашей деятельности было приобретение и доращивание бычков для последующей их реализации мясоперерабатывающим заводам. Со временем компании-партнеры стали постепенно закрываться, из-за чего у нас возникал недостаток в животных. По этой причине в 2000 году мы начали развивать дополнительно молочное направление. В течение короткого времени на собственные деньги предприятия были построены несколько животноводческих помещений. В это же время мы закупили импортный скот из Германии, Дании и Голландии, разведением которого впоследствии начали заниматься. В результате наша компания стала племенным заводом по черно-пестрой породе и репродуктором по симментальской породе крупного рогатого скота. Ежегодно мы реализуем около 70 голов племенного молодняка с высоким генетическим потенциалом, в том числе в другие регионы России.
Сегодня рентабельность молочного направления на предприятии достигает более 100 процентов, и, по моему мнению, именно оно позволило нашей компании не только существовать, но и успешно развиваться, достигая высоких показателей и не уступая по эффективности европейским фермам. Единственное отличие от них — абсолютный запрет на использование каких-либо стимуляторов на производстве. Мясное направление мы также продолжаем развивать, но для откорма используются в основном мясомолочные породы крупного рогатого скота. Обычно закупаются бычки весом 70–80 кг и доращиваются до 500 кг.

— Каков численный состав животных разных направлений? Какие породы выращиваются и каким образом организовано их содержание? Каковы результаты работы за прошедший год?

— Сегодня общее количество крупного рогатого скота на предприятии, представленного в основном голштинизированной черно-пестрой породой, составляет 7000 голов, из которых почти 800 дойных коров, около 5000 животных — быки для откорма, а остальные являются шлейфом. Каждый год мы стараемся увеличивать наши производственные показатели. Так, в 2016 году было реализовано около 1800 т мяса крупного рогатого скота в живом весе и порядка 6700 т молока. По итогам этого года планируется увеличение показателей до 2000 т мяса и 7500 т молока.

В развитие предприятия ежегодно мы вкладываем десятки миллионов рублей, на которые строятся и реконструируются животноводческие помещения, обновляется оборудование и сельскохозяйственная техника. Так, в прошлом году за счет собственных средств компании был введен в эксплуатацию новый коровник, рассчитанный на беспривязное содержание 150 голов. Комплекс имеет щелевой пол, специальное напольное покрытие, оснащен механизированной раздачей кормов и автопоением. Мы всегда стараемся внедрять на производстве современные технологии и использовать новейшее оборудование, однако любые усовершенствования реализуются только при полной уверенности в их экономической целесообразности.

— Расскажите подробнее о системе кормления коров: какие корма и добавки используются? Развито ли собственное кормопроизводство и почему?

— Один из главных принципов работы предприятия — коровы должны как можно дольше и больше есть, ведь в этом случае они производят большие объемы молока. Собственное производство позволяет нам на 96–97 процентов удовлетворять потребность предприятия в кормах, а остальные 3–4 процента приходятся на закупаемые рапсовый и подсолнечный жмыхи, а также на заменитель цельного молока для выпойки маленьких телят. Телки, нетели и сухостойные коровы иногда дополнительно подкармливаются соломой, позволяющей им более активно набирать вес. Для производства кормов на территории предприятия был построен собственный комбикормовый завод мощностью 30 т готовой продукции в день. Помимо этого, в нашем распоряжении находится лаборатория для изготовления премиксов.

— Каков земельный банк предприятия? Какие культуры выращиваются?

— Площадь пашни составляет 3790 га, на которых возделываются различные зерновые и технические культуры, впоследствии в том или ином виде применяющиеся в рационах животных. С целью получения максимальной урожайности был налажен грамотный севооборот, используется современная техника для проведения всех полевых работ. В результате в этом году средняя урожайность при сложении значений по всем культурам достигла 82 ц/га. По озимой пшенице данный показатель составил 89 ц/га, по ячменю — 77 ц/га, гороху — 50 ц/га. Таким образом, низкая себестоимость продукции достигается за счет высоких урожаев и организации собственного изготовления кормов.

— Планируется ли увеличение мощности комбикормового завода для последующей сторонней реализации кормов?

— На мой взгляд, повышение объемов производства в этом направлении нецелесообразно. Сейчас процесс работы предприятия выстроен наиболее рационально: имеется одна площадка, на которой расположены все производственные объекты, работающие в оптимальном режиме, что позволяет действенно контролировать все процессы и снижать издержки. Увеличение нагрузки на комбикормовый завод приведет к ее повышению на остальных площадках и к необходимости расширения земельного банка, что повлечет за собой снижение эффективности и рентабельности. Безусловно, при сторонней реализации кормов мы сможем получить дополнительную прибыль, однако расходы также возрастут, и в итоге мы не сможем извлечь особой выгоды. Кроме того, в большинстве стран мира считаются оптимальными предприятия, имеющие примерно 2000–3000 га, поскольку при обработке больших площадей эффективность владения землей уже падает.

— Какие поставщики оборудования были выбраны для использования на фермах и почему?

— Молочный комплекс оснащен современным импортным оборудованием фирмы DeLaval: в двух залах расположены две установки 2 по 10 с системой «Евро Параллель». Четыре холодильных установки, рассчитанные на 10 т продукции каждая, были приобретены у бельгийской фирмы Packo. Ранее на предприятии уже стояло оборудование этой компании, и за долгие годы эксплуатации мы не сталкивались с отказами с его стороны.

— Каким образом компания реализует молоко и мясо? С какими трудностями приходится сталкиваться при продаже? Планируется ли организовывать собственную переработку?

— На протяжении многих лет мы реализуем все производимое молоко предприятию Danone. Оно всегда предъявляет высокие требования к качеству продукции и готово платить за него более высокую цену. Так, в рамках нашего сотрудничества стоимость закупаемого литра молока составляет 26–30 рублей. Мясо приобретают компания «Мираторг» и другие московские мясокомбинаты, поэтому каких-либо проблем с реализации производимой продукции наше предприятие не испытывает.

Ранее мы пробовали организовать собственную переработку — из пшеницы делали муку, фасовали и продавали ее. Однако данный опыт показал, что получаемая прибыль фактически не покрывает возросшие затраты, поэтому нам пришлось отказаться от развития этого направления, и в будущем налаживать переработку и выпуск молочной или мясной продукции мы не планируем. Я считаю, что можно получить большую маржу за счет нивелирования издержек внутри уже существующего производства, чем развивать дополнительные сферы бизнеса. Кроме того, некрупным предприятиям сегодня очень сложно попасть на прилавки торговых сетей даже при условии выпуска высококачественной продукции.

— Животноводческая отрасль характеризуется большим количеством образующихся органических отходов. Каким образом компания их утилизирует?

— Во всех помещениях для содержания животных еще при их строительстве была заложена голландская система навозоудаления — гидросплав. Она предполагает наличие в коровниках специальных щелевых полов и пластиковых труб под чугунными решетками. Отходы жизнедеятельности животных сквозь решетки попадают в эти каналы, после чего сбрасываются в лагуну, а оттуда с помощью насоса поступают на наши поля и впоследствии вносятся в почву. Ежедневно объем вывозимого с ферм жидкого навоза составляет около 350 т. Данная технология не только позволяет эффективно утилизировать отходы жизнедеятельности, но и помогает повысить плодородие почвы на полях и урожайность сельскохозяйственных культур. Безусловно, минеральные удобрения нам тоже приходится применять, поскольку без них пока невозможно достичь высоких результатов по сбору урожая, однако в совокупности с вносимыми органическими добавками объемы применения агрохимических продуктов существенно сокращаются, что благоприятно отражается на экологии и бюджете предприятия.

— Воспользовалась ли компания какими-либо мерами государственной помощи? Насколько эффективными они оказались?

— Заявок на предоставление господдержки мы не подавали, поскольку, по моему мнению, существующие субсидии не слишком эффективны. В один год на используемые 3790 га земли мы получили лишь 2–3 млн рублей в рамках погектарной выплаты, в то время как для получения урожая каждый год мы вкладываем порядка 50 млн рублей. Таким образом, субсидия покрыла лишь 1–2 процента наших затрат, хотя эффективность подобной меры поддержки наблюдается только при выплате минимум 15–20 процентов от общего объема потраченных средств. Кроме того, при оформлении любой субсидии необходимо заполнение и предоставление большого количества различной документации, что отнимает слишком много времени. При этом к сельхозпроизводителю предъявляются жесткие требования, и неисполнение хотя бы одного из них может привести к отказу от выплаты.

— На ваш взгляд, в чем секрет успеха агрофирмы? Какие рекомендации или советы вы могли бы дать сельхозпроизводителям по организации эффективной работы компании?

— По моему мнению, для достижения успеха необходимо, прежде всего, много и упорно работать, особенно руководителю предприятия, ведь он должен быть примером для своих сотрудников. Кроме того, нужно собрать отличную команду профессионалов, которые помогут в развитии компании. Следует проявлять уважительное отношение ко всем работникам, но и поддерживать дисциплину. Другой важной составляющей успеха является грамотное построение бизнеса и всех технологических процессов на предприятии, а также внедрение современных технологий, обеспечивающих высокую степень автоматизации.

— Каковы планы дальнейшего развития компании? Планируются ли новые проекты, расширение производства и выход на другие регионы?

— Наша основная задача на ближайшие годы — следить за тем, чтобы не отставать от движения вперед. Мы продолжим развивать и совершенствовать производственные процессы на предприятии, сокращать издержки и внедрять современные технические решения, предварительно просчитав их эффективность при совместной работе с уже существующими технологиями или оборудованием. Практически каждый год научное сообщество и производители устройств и сельскохозяйственной техники представляют инновационные решения для нашей отрасли. Так, в прошлом году на одном из мероприятий мы увидели вакуумные упаковщики сенажа и сена. Решение об их приобретении было принято быстро, но при этом мы оценили все возможные риски и окупаемость затрат. Эффект от эксплуатации подобных машин стал очевиден в короткий срок. Наша компания для кормовых целей выращивает люцерну, которую в сухом виде трудно заготавливать. Вакуумные упаковщики помогли решить эту проблему. Непосредственно на поле растительная масса этой культуры влажностью 45–60 процентов может паковаться в специальную пленку с вакуумом, благодаря чему сырье долго сохраняет не только свежий вид, но и все полезные свойства. Тюки не тяжелые, удобные и легкие для транспортировки. Сегодня на предприятии хранится уже около 4000 подобных вакуумных упаковок с растительной массой различных культур. Помимо этого, интересной разработкой являются новые аппараты для дойки коров, позволяющие сократить данный процесс практически в два раза. Таким образом, осваивать новые направления, глобально расширять предприятие или производство — не самая главная наша задача. На мой взгляд, более важным и рациональным решением является поддержание постоянного развития компании, ведь когда этот процесс замедляется или останавливается, начинается отставание.

 

Подписаться на статьи

Наши новости
Cпециальные предложения
Cобытия и конференции

dokagen_240x400_VL_4
 
баннер на сайт 2
Яндекс.Метрика

© 2013 Агробизнес. Ежедневное интернет-издание о новом поколении предпринимателей. Использование материалов Агробизнеса разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты в разделе Новости принадлежат их авторам. Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет.