Птицеводство 24 ноября 2017

Артур Холдоенко, гендиректор ЗАО «Птицефабрика Синявинская»: Бизнес с перспективами

Артур Холдоенко, гендиректор ЗАО «Птицефабрика Синявинская»: Бизнес с перспективами

Беседовала Анастасия Кирьянова

По причине повышения цен на мясную продукцию в последние годы куриное яйцо стало еще более популярным среди потребителей продуктом, на что отрасль мгновенно отреагировала. Согласно данным Росстата, объемы выпуска яиц стабильно растут с 2014 года, а по итогам прошлого года было выпущено 43,559 млрд яиц, что на 2,3 процента больше, чем за предыдущий год. Однако, по оценкам многих экспертов, сегодня в нашей стране уровень производства куриного пищевого яйца достигает показателей внутренней потребности рынка, в связи с чем актуальным является вопрос о дальнейшем развитии яичного птицеводства. Артур Холдоенко, генеральный директор ЗАО «Птицефабрика Синявинская», подробно рассказал не только о богатой истории компании, но и о складывающейся сегодня ситуации в яичном секторе и его инвестиционной привлекательности, перспективных направлениях развития данной отрасли и налаживании экспортных поставок, а также о дальнейших планах расширения предприятия.

— На ваш взгляд, как развивалась птицеводческая отрасль, в том числе яичное направление, в нашей стране в течение последних нескольких лет? Как вы можете оценить ее инвестиционную привлекательность?

— Мы фиксируем, что птицеводческое направление последние несколько лет было одним из наиболее динамичных секторов АПК. На его активное развитие повлияла политика импортозамещения, государственная поддержка и интенсивное инвестирование в данную сферу. На фоне общего роста отрасли яичное направление — уже сформированный рынок, и особенных потрясений в последние годы он не испытывал. Более того, яйцо — универсальный продукт, и спрос на него носит стабильный характер, поэтому можно сказать, что яичная отрасль является единственной из многих в агропромышленном комплексе, не упавшей в текущих экономических условиях. Ежегодно темпы роста данного направления составляют порядка 2–3 процентов, и в перспективе инвестиционная привлекательность яичного бизнеса будет расти. Поэтому если производитель поддерживает основные фонды предприятия, модернизирует оборудование, находит новые ниши и рынки сбыта, в том числе за пределами страны, то его продукция будет востребована и конкурентна

— С какими проблемами приходится сегодня сталкиваться производителям, и как их можно преодолеть, на ваш взгляд?

— Можно отметить основные трудности: зависимость от импорта кроссов птицы и компонентов корма. При этом развитие собственной племенной базы — относительно решаемая проблема, для преодоления которой необходимо использование значительных денежных и временных ресурсов, однако зависимость от ряда компонентов корма изменить невозможно по климатическим причинам. Россия является одним из лидеров по экспорту зерновых культур, в то же время одна из главных составляющих рациона птицы — соевый шрот — дефицитен по всей стране и импортируется в основном из Бразилии и Аргентины. Ежегодные поставки данного продукта составляют порядка двух миллионов тонн в пересчете на соевые бобы. Несмотря на усилия со стороны российских сельхозпроизводителей и увеличение посевных площадей сои более чем в 20 раз по стране, соевый шрот пока изготавливается в нашем государстве в небольших количествах, поэтому данный компонент остается достаточно дорогим, в том числе по причине того, что сырье для его производства приобретается за рубежом.

— Как обстоит сегодня ситуация с племенными птицами яичного направления? Какие действия, на ваш взгляд, необходимо предпринять для преодоления кризиса в создании российских кроссов?

— В России массовая генетическая база яичных кроссов отсутствует. Конечно, сельхозпроизводители и Министерство сельского хозяйства РФ знают о необходимости развития собственной базы. Определенная работа в этом направлении уже ведется: продвигаются научные разработки, создаются селекционно-генетические центры, однако данный процесс продолжительный и достаточно дорогой. Для появления собственной конкурентоспособной генетической базы необходимо минимум 15–20 лет, при этом без значительных финансовых затрат в течение всего этого периода рассчитывать на успех бессмысленно. Поэтому сегодня сельхозпроизводители пока используют продуктивные иностранные кроссы, например «Ломан» или «Декалб». Зарубежные генетики постоянно работают над улучшением ключевых характеристик птицы: добиваются высокой сохранности поголовья и яйценоскости, хорошего качества скорлупы, прочности яиц и малой конверсии корма.

— Ваше предприятие имеет достаточно длинную и насыщенную историю. Расскажите о нем подробнее. Каких успехов удалось достичь за эти годы? Какие главные инвестиционные проекты были реализованы?

— В будущем году птицефабрика отметит 40-летний юбилей. Строительство первой очереди комплекса велось в 1976–1978 годах, и именно в этот период формировалась база для большого и мощного птицеводческого предприятия, которое уже в советское время стало крупнейшим производителем пищевого яйца в Европе. В 1993 году, когда велась активная перестройка экономики всей страны, птицефабрика «Синявинская» стала акционерным обществом закрытого типа. Руководство предприятия отлично понимало, что современное производство невозможно без глубокой модернизации, поэтому было принято решение о проведении масштабной реконструкции. В результате за 2008–2011 годы фабрику фактически перестроили заново. За этот период было приобретено инновационное оборудование от лидеров птицеводческой отрасли, возведены современные просторные птичники, а в 2016 году компания приобрела дополнительную сортировочную машину Moba, которая позволила вдвое увеличить скорость сортировки яйца. Объем инвестиций в проведение реконструкции составил около двух миллионов евро. Сегодня «Птицефабрика Синявинская» — одно из крупнейших современных предприятий по выпуску яйца и продукции яичной переработки. Доля компании на данном рынке составляет четыре процента.

— Какие решения помогли организовать столь крупное производство и сократить издержки?

— Оптимизировать все технологические процессы на предприятии, уменьшить затраты и реализовать все предложения по модернизации помогло в том числе внедрение системы Lean TPM и принципов бережливого производства. Благодаря такому решению объем сэкономленных средств только по итогам 2016 года составил порядка 24 млн рублей. Дальнейший прогнозируемый размер экономии от внедрения данных систем будет доходить до 120 млн рублей в год.

— Каковы результаты работы компании в прошлом году и первой половине текущего года? Каких производственных показателей удалось достичь, и какими они планируются по итогам этого года?

— В 2016 году наша птицефабрика выпустила 1,3 млрд штук товарного куриного яйца и 1000 т продукции яичной переработки при производственной мощности фабрики в 3,8 млн яиц в сутки. За первое полугодие 2017 года уже было поставлено более 600 млн яиц, то есть по итогам этого года объемы выпуска данного товара ожидаются примерно на том же уровне, что и в прошлом году. Также в текущем году продукция нашей птицефабрики как одного из крупнейших производителей куриного яйца на территории России была представлена на международной выставке «Продэкспо-2017», по результатам которой она была отмечена медалями и званием «Лучший продукт — 2017».

— Для организации стабильной работы предприятия важно оснащение производства современными установками. С какими поставщиками техники для различных цехов сотрудничает компания?

— Наше предприятие работает с оборудованием от ведущих европейских производителей. Для сортировки и упаковки яиц используются машины голландских производителей Moba и Staalkat, конструкции птичников и установки для содержания птицы в них разрабатывались компанией Facco, а вертикальные клеточные батареи были приобретены у фирмы Zucami. Благодаря новейшему оборудованию нам удалось максимально автоматизировать производственный процесс и создать все необходимые условия для его налаживания, а также почти исключить человеческий фактор.

— Существует мнение, что производство только куриного яйца в сложившихся экономических условиях нерентабельно. На ваш взгляд, насколько это утверждение соответствует действительности? Почему?

— Я думаю, данное мнение не совсем верное, поскольку в противном случае лидеры отрасли не инвестировали бы в технологии и не расширяли производство. Действительно, сегодня российский рынок яйца самодостаточен и насыщен. Его рентабельность держится на уровне семи процентов, однако при этом отмечается ежегодное повышение стоимости кормов и электроэнергии. В этой ситуации драйверами роста становятся новые ниши, переработка, маркетинг и логистика. Сейчас устойчиво прибыльны только модернизированные и современные фабрики, производящие больше 500 млн яиц в год, а небольшие предприятия будут постепенно уходить или поглощаться более крупными конкурентами. Пока рынок яйца в нашей стране не консолидирован — отсутствуют производители, доля которых составляет не менее 10 процентов в этой сфере. Однако данный процесс будет происходить в будущем, и сейчас у нашей компании есть все шансы сохранить лидерство в отрасли.

— Каковы перспективные направления сбыта куриного яйца?

— Сегодня один из лучших способов реализации данного продукта — экспорт, который, в свою очередь, является источником роста для яичной отрасли. Наша компания в июле 2017 года совершила первые поставки куриного яйца на рынок ОАЭ, и в дальнейших планах — расширение географии экспорта и ввоз продукции в другие страны Персидского залива. Постепенно мы идем к этому: сейчас решается вопрос с подготовкой сопроводительной документации. Мы экспортируем яйцо категории M, то есть medium, что соответствует первой категории. Объемы поставок пока небольшие — в среднем чуть более двух миллионов яиц в неделю, однако мы планируем увеличить данный показатель до 7,5 млн штук. При выходе на зарубежный рынок необходимо хорошо зарекомендовать себя и предоставить продукцию высокого качества, поэтому мы всецело выполняем все ветеринарные требования для стран-экспортеров. Пока поставки в ОАЭ носят характер локальных сделок, но в будущем мы хотим иметь диверсифицированные каналы сбыта: трейдеры, переработчики, торговые сети и сегмент HoReCa.

Безусловно, при осуществлении экспорта есть свои подводные камни. Почти круглый год себестоимость яйца на мировом рынке ниже, чем в России, поэтому отечественные производители две трети года, за исключением летнего сезона, остаются неконкурентоспособными. Осенью нам придется договариваться с нашими зарубежными партнерами о некоей среднегодовой цене, по которой будет возможен экспорт в течение всего года.

— На ваш взгляд, насколько перспективен и возможен экспорт российских продуктов яичной переработки?

— Осуществление подобных поставок вполне возможно. В 2015 и 2016 годах птичий грипп уничтожил в США до 25 процентов всего поголовья птицы, что позволило нашей стране экспортировать яйцо и продукты его переработки, однако поставки привели к повышению цены на внутреннем рынке. В этом году ситуация в США изменилась в лучшую сторону, в результате чего спрос на яичную переработку упал, возобновился импорт данного товара из североамериканского государства, и российская продукция оказалась вновь невостребованной. Данная локальная ситуация показывает, что зарубежные рынки вряд ли будут перспективными для экспорта отечественных продуктов переработки яйца, пока яичное птицеводство в нашей стране не будет иметь современной производственной базы.

— Насколько востребованы продукты яичной переработки в нашей стране, особенно среди обычных потребителей? На ваш взгляд, как будет развиваться в ближайшие годы данное направление?

— Рыночная доля продуктов переработки яйца в России составляет не более 15 процентов, в то время как в Европе этот показатель доходит до 40 процентов, а в США — до 60 процентов. Данное направление практически не развивается в нашей стране по двум основным причинам: долгий срок окупаемости и необходимость в значительных финансовых вложениях, особенно для покупки дорогостоящего оборудования. При этом в России пока не развита культура потребления продуктов яичной переработки конечными потребителями — в основном этот товар приобретают переработчики и пищевые предприятия. Кроме того, следует понимать, что подобная продукция представляет собой товар с добавленной стоимостью. Пока экономическую ситуацию в нашей стране нельзя назвать благополучной, поэтому покупатели сегодня крайне рационально подходят к выбору продукции, и они не станут переплачивать за продукты яичной переработки до тех пор, пока купить десяток яиц дешевле и выгоднее.

— Каковы планы дальнейшего развития компании? Какие проекты предполагается реализовать? Планируется ли развивать новые направления или увеличивать существующие мощности предприятия?

— Мы планируем расширять географию продаж. Сегодня мы поставляем свою продукцию в Северо-Западный и Центральный ФО, где также предполагается охватить новые районы для реализации товара, а в качестве перспективных рынков сбыта рассматриваем Южный, Уральский и Приволжский ФО. Сегодня ассортимент нашей птицефабрики включает более 40 наименований продукции. В этом году мы готовимся к выпуску уникальных продуктов: двухжелтковых яиц, готовых вареных яиц, яиц для правильного питания, ассортиментного ряда для кондитерских изделий, детской линейки и так далее. При этом мы полностью изменили дизайн и вид упаковки, чтобы отражать образ одного из крупнейших высокотехнологичных предприятий страны. Безусловно, будут повышаться производственные мощности. Так, в 2018 году мы планируем более чем на 20 процентов увеличить выпуск продукции –— до 1,58 млрд яиц в год. Яичное направление — достаточно привлекательный и стабильный бизнес, однако, как и в любой другой сфере, он требует постоянного развития предприятия и освоения новых рынков сбыта.

Популярные статьи