Техника 14 марта 2017

Результаты мониторинга качества бензина, поступающего для применения на предприятиях АПК (на примере Владимирской области)

Результаты мониторинга качества бензина, поступающего для применения на предприятиях АПК (на примере Владимирской области)

Текст: С. Б. Ефремов, главный инженер; С. Г. Гузалов, канд. с.-х. наук, зав. отделом аналитических исследований и испытаний нефтепродуктов, ФГБУ «Владимирская МИС»

В современном мире в связи с увеличением количества транспорта и развитием сельского хозяйства возрастает потребление бензина, который сегодня является одним из самых распространенных видов топлива. Какого же качества продается бензин на автозаправочных станциях, и на что необходимо обратить внимание при его покупке?

ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА

ФГБУ «Владимирская МИС» ежегодно с 2011 года проводит мониторинг качества автомобильного бензина, поступающего в Центрально-Нечерноземный регион для применения на предприятиях АПК. Объектом анализа является топливо, максимально используемое сельхозпроизводителями в зоне деятельности машиноиспытательной станции, — марки «Нормаль-80» и «Регуляр-92». Исследование выполняется в следующих целях: определение изготовителей и поставщиков; подтверждение соответствия автомобильных бензинов, предлагаемых рынком нефтепродуктов и потребляемых агропромышленным комплексом, физико-химическим показателям действующей нормативной документации; установление причин снижения качества горючего и выдача рекомендаций по их устранению.

Постоянный мониторинг деятельности автозаправочных станций и анализ топлива заливочных пунктов предприятий позволили выявить неоднократные нарушения как норм качества бензина, так и правил его приобретения, транспортировки и хранения. Основными причинами ухудшения характеристик топлива являются несоответствия октанового числа, фракционного состава, внешнего вида используемого бензина. Для приобретения кондиционного топлива потребителю необходимо выполнять его закупку с обязательным пакетом документов, подтверждающих качество товара, — паспортом продукции. Однако даже при наличии этих сертификатов нельзя быть уверенным в качестве предоставляемых ГСМ. Нередко руководители многих предприятий АПК даже при закупке больших объемов не проверяют качество продукции на соответствие нормативным документам в специализированных лабораториях, думая, что экономят на этом. Однако подобная бережливость может привести к техническим отказам двигателя из-за плохого бензина. Для выявления причины выхода техники из строя в первую очередь обращаются к экспертизе, подтверждающей качество топлива. Поэтому для приобретения гарантированно кондиционного автомобильного бензина, особенно при покупке крупных партий, рекомендуется проводить контрольную проверку качества по основным показателям в специализированных аккредитованных лабораториях.

ИСПЫТАНИЯ НА МЕСТАХ

В последние годы, с 2015 по 2016 год включительно, было оценено качество автобензинов на предприятиях АПК пяти районов Владимирской области. В ходе проверок установили, что основными поставщиками топлива в регионе являются ООО «Владойл», ОАО «Газпромнефть-Иваново» и «Судогодская нефтебаза». Они предлагают бензин изготовителей ООО «Лукойл-Нижегороднефтеорсинтез», АО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания». Качество автомобильных бензинов, потребляемых агропромышленным комплексом региона, определяли по результатам анализа проб путем установления соответствия значений показателей нормам действующей нормативно-технической документации. Образцы отбирали на нефтескладах предприятий АПК. Из 10 отобранных и проанализированных проб в 2015 году не отвечали нормам пять штук, или 50 процентов. Если бензин «Регуляр-92» не соответствовал критериям по октановому числу, то в марке «Нормаль-80» помимо этого не были соблюдены физико-химические показатели качества по фракционному составу. В 2015 году Генпрокуратура по поручению президента РФ совместно с сотрудниками Росстандарта провела проверку АЗС и нефтебаз, взяла под контроль рынок ГСМ страны в целом и региона в частности, наводя порядок в данной сфере. Это сразу отразилось на результатах отбора проб и физико-химических показателях. В 2016 году некондиционных автомобильных бензинов в лаборатории ФГБУ «Владимирская МИС» не было выявлено.

В отдельных хозяйствах нет собственных заправочных станций, и они пользуются сетью АЗС. По данным Российского топливного союза, лишь треть АЗС принадлежит вертикально интегрированным нефтегазовым компаниям. У крупных предприятий случаи реализации некачественного топлива — редкость, они продают продукцию собственных НПЗ и дорожат репутацией. Малые же фирмы, не производящие топливо, а закупающие его для продажи, не всегда имеют возможность приобрести качественное сырье. В пик спроса оно в дефиците, а нефтяники предпочитают предоставлять бензин собственным АЗС, поэтому покупают у тех, кто продает дешевле, но ненадлежащего качества.

ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА

Помимо нарушений качества бензина при реализации следует обращать внимание на обязательное соблюдение условий его транспортирования и хранения в самих хозяйствах. Если промывка резервуаров или цистерн сельхозпроизводителями выполняется, то часто можно наблюдать смешивание бензина одной марки, например «Регуляр-92», разных экологических классов — К3, К4 и К5, несмотря на то, что содержание серы в них различно. В итоге марка бензина одна, а ее качество существенно снижается. Соответствие требованиямГОСТ 1510–84 «Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение» необходимо, особенно если на предприятии эксплуатируется импортная техника. Прежде чем выбрать поставщика нефтепродуктов, компании нужно определиться, какой бензин она хочет приобрести и для каких машин — отечественных или иностранных. Поэтому в заявке необходимо указывать не только марку топлива и его характеристики, но и экологический класс, например бензин автомобильный «Регуляр-92»,экологический класс 5 — АИ-92-К5.

Таким образом, для использования качественного автомобильного бензина необходимо проверять его главные показатели в специализированных лабораториях. Также нужно соблюдать требования ГОСТ 1510–84 в части транспортирования и хранения ГСМ, а также закупать топливо у поставщиков, положительно зарекомендовавших себя на рынке сбыта нефтепродуктов.

Популярные статьи